Государственная служба является одним из главных институтов современного государства. Модернизация экономической, политической и социальной сфер во многом зависит от профессиональной компетентности государственных гражданских служащих
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в числе ключевых показателей совершенствования системы государственного управления определено дальнейшее реформирование и развитие государственной гражданской службы, предусматривающее в том числе совершенствование кадровых процедур и внедрение новых принципов кадровой политики.
Важным аспектом полноценного и эффективного государственного и муниципального управления является укомплектованность штата органов государственной власти и местного самоуправления квалифицированными специалистами и постоянное повышение их профессионального мастерства в течение всего периода их служебной деятельности.
В соответствии с нормами федерального законодательства одним из приоритетных направлений формирования качественного кадрового состава является дополнительное профессиональное образование государственных гражданских и муниципальных служащих. В рамках этого направления необходимо обеспечить функционирование системы обучения кадров, направленной на непрерывную перспективную подготовку и эффективное использование имеющегося кадрового потенциала органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), иных государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе.
Одной из основных целей развития государственной гражданской службы автономного округа (далее - гражданская служба) является формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развития гражданского общества и инновационной экономики.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих взаимосвязанных задач:
а) внедрение в практику работы органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа (далее - органы государственной власти) современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы;
б) повышение эффективности профессионального обучения государственных гражданских служащих автономного округа (далее - гражданские служащие).
Схожие цели и задачи ставятся и в рамках совершенствования муниципальной службы автономного округа (далее - муниципальная служба).
В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих автономного округа превалирует повышение квалификации.
Программы профессиональной переподготовки используются в меньшей мере, поскольку требуют привлечения значительных финансовых ресурсов. Не внедрена такая форма обучения как стажировка. (с изм. от 30.08.2013 N 128-ПГ)
По оценкам гражданских служащих, обучавшихся по программам дополнительного профессионального образования за последние три года, 51% сотрудников отметили, что получили профессиональные знания и умения; 15% - расширили свой кругозор; 17,5% – получили информацию о последних тенденциях и современном опыте работы. Возможность общения с коллегами в ходе повышения квалификации оценили 7,5%.
Полученные результаты актуализировали необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Изучение мнения гражданских служащих по вопросам развития гражданской и муниципальной службы в автономном округе выявило также необходимость внедрения новых форм и видов обучения.
Являясь комплексной характеристикой, качество дополнительного профессионального образования выражает не только степень его соответствия профессиональным, социальным и личностным ожиданиям потребителя образовательной услуги, но и потребностям работодателя. Отсутствие обратной связи с представителем нанимателя, который отстранен от учебного процесса и не владеет информацией о результатах обучения направляемого специалиста, является сдерживающим фактором в развитии системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Руководитель также не осуществляет оценку качества обучения, что снижает его заинтересованность в повышении квалификации гражданских служащих.
Таким образом, необходимость совершенствования системы обучения обусловлена имеющейся актуальной потребностью в профессионализации кадрового состава гражданской и муниципальной службы, повышении эффективности и производительности труда.
Кроме того, необходимо восполнять пробелы системообразующего характера в организации обучения, в системе управления обучением гражданских и муниципальных служащих и оптимизировать имеющийся механизм ресурсного обеспечения данной сферы деятельности.
Управление обучением гражданских и муниципальных служащих, как система, в настоящее время находится на стадии формирования. Имеются существенные недостатки в координации и соблюдении последовательности базовых процессов управления "формирование кадровой политики > планирование > обеспечение ресурсами > исполнение (непосредственно обучение) > контроль" при организации процесса обучения. Существующее положение дел не позволяет дать реальную оценку по ряду ключевых позиций: каких и сколько кадров нужно готовить, чему и где их учить, когда они будут востребованы и какие средства необходимы для их обучения.
Одним из главных недостатков дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих в учебных заведениях является ориентация программ не на потребности гражданской и муниципальной службы, а на возможности имеющегося в наличии преподавательского состава. Нередко программы обучения страдают академизмом и отсутствием практической направленности. Как следствие, значительно снижается качество получаемых знаний и возникает вопрос целесообразности использования таких учебных программ в процессе обучения. При этом слабо используются действующий состав гражданских и муниципальных служащих, ведущие специалисты в различных отраслях экономики для передачи в рамках образовательного процесса накопленного практического опыта. В этой связи уже в ближайшей перспективе необходимо решить задачи по привлечению профессиональных кадров гражданской и муниципальной службы автономного округа к процессу обучения.
Кроме того, в качестве сдерживающих факторов развития системы обучения следует отметить и недостаточную активность в использовании информационных технологий при планировании, организации и проведении обучения.
Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих автономного округа (далее - Стратегия) направлена на устранение, решение проблем, недостатков и определяет основные направления совершенствования системы обучения и ожидаемые результаты выполнения планируемых мероприятий.
Нормативно-правовыми основами Стратегии являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
- Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам получения дополнительного профессионального образования гражданскими служащими Российской Федерации;
- Закон автономного округа от 29 марта 2005 года N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа";
- Закон автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО "О муниципальной службе Ямало-Ненецкого автономного округа";