ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 года N 186-ПГ
Об утверждении Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Губернатора автономного округа от 30.08.2013 N 128-ПГ
- постановлением Губернатора автономного округа от 14.04.2014 N 50-ПГ
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 мая 2019 года N 68-ПГ
____________________________________________________________________
В целях определения основных направлений совершенствования системы обучения государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов.
2. Аппарату Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа (Фиголь Н.В.) обеспечить реализацию Стратегии развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов. (с изм. от 14.04.2014 N 50-ПГ)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителя аппарата Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Фиголь Н.В. (с изм. от 14.04.2014 N 50-ПГ)
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
24 декабря 2012 г. N 186-ПГ
СТРАТЕГИЯ развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2013 - 2020 годов
Государственная служба является одним из главных институтов современного государства. Модернизация экономической, политической и социальной сфер во многом зависит от профессиональной компетентности государственных гражданских служащих
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в числе ключевых показателей совершенствования системы государственного управления определено дальнейшее реформирование и развитие государственной гражданской службы, предусматривающее в том числе совершенствование кадровых процедур и внедрение новых принципов кадровой политики.
Важным аспектом полноценного и эффективного государственного и муниципального управления является укомплектованность штата органов государственной власти и местного самоуправления квалифицированными специалистами и постоянное повышение их профессионального мастерства в течение всего периода их служебной деятельности.
В соответствии с нормами федерального законодательства одним из приоритетных направлений формирования качественного кадрового состава является дополнительное профессиональное образование государственных гражданских и муниципальных служащих. В рамках этого направления необходимо обеспечить функционирование системы обучения кадров, направленной на непрерывную перспективную подготовку и эффективное использование имеющегося кадрового потенциала органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), иных государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе.
Одной из основных целей развития государственной гражданской службы автономного округа (далее - гражданская служба) является формирование высококвалифицированного кадрового состава гражданской службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развития гражданского общества и инновационной экономики.
Для достижения данной цели представляется необходимым решение следующих взаимосвязанных задач:
а) внедрение в практику работы органов государственной власти автономного округа и иных государственных органов автономного округа (далее - органы государственной власти) современных организационно-управленческих технологий и методов кадровой работы;
б) повышение эффективности профессионального обучения государственных гражданских служащих автономного округа (далее - гражданские служащие).
Схожие цели и задачи ставятся и в рамках совершенствования муниципальной службы автономного округа (далее - муниципальная служба).
В настоящее время в системе дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих автономного округа превалирует повышение квалификации.
Программы профессиональной переподготовки используются в меньшей мере, поскольку требуют привлечения значительных финансовых ресурсов. Не внедрена такая форма обучения как стажировка. (с изм. от 30.08.2013 N 128-ПГ)
По оценкам гражданских служащих, обучавшихся по программам дополнительного профессионального образования за последние три года, 51% сотрудников отметили, что получили профессиональные знания и умения; 15% - расширили свой кругозор; 17,5% – получили информацию о последних тенденциях и современном опыте работы. Возможность общения с коллегами в ходе повышения квалификации оценили 7,5%.
Полученные результаты актуализировали необходимость совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Изучение мнения гражданских служащих по вопросам развития гражданской и муниципальной службы в автономном округе выявило также необходимость внедрения новых форм и видов обучения.
Являясь комплексной характеристикой, качество дополнительного профессионального образования выражает не только степень его соответствия профессиональным, социальным и личностным ожиданиям потребителя образовательной услуги, но и потребностям работодателя. Отсутствие обратной связи с представителем нанимателя, который отстранен от учебного процесса и не владеет информацией о результатах обучения направляемого специалиста, является сдерживающим фактором в развитии системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих. Руководитель также не осуществляет оценку качества обучения, что снижает его заинтересованность в повышении квалификации гражданских служащих.
Таким образом, необходимость совершенствования системы обучения обусловлена имеющейся актуальной потребностью в профессионализации кадрового состава гражданской и муниципальной службы, повышении эффективности и производительности труда.
Кроме того, необходимо восполнять пробелы системообразующего характера в организации обучения, в системе управления обучением гражданских и муниципальных служащих и оптимизировать имеющийся механизм ресурсного обеспечения данной сферы деятельности.
Управление обучением гражданских и муниципальных служащих, как система, в настоящее время находится на стадии формирования. Имеются существенные недостатки в координации и соблюдении последовательности базовых процессов управления "формирование кадровой политики > планирование > обеспечение ресурсами > исполнение (непосредственно обучение) > контроль" при организации процесса обучения. Существующее положение дел не позволяет дать реальную оценку по ряду ключевых позиций: каких и сколько кадров нужно готовить, чему и где их учить, когда они будут востребованы и какие средства необходимы для их обучения.
Одним из главных недостатков дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих в учебных заведениях является ориентация программ не на потребности гражданской и муниципальной службы, а на возможности имеющегося в наличии преподавательского состава. Нередко программы обучения страдают академизмом и отсутствием практической направленности. Как следствие, значительно снижается качество получаемых знаний и возникает вопрос целесообразности использования таких учебных программ в процессе обучения. При этом слабо используются действующий состав гражданских и муниципальных служащих, ведущие специалисты в различных отраслях экономики для передачи в рамках образовательного процесса накопленного практического опыта. В этой связи уже в ближайшей перспективе необходимо решить задачи по привлечению профессиональных кадров гражданской и муниципальной службы автономного округа к процессу обучения.
Кроме того, в качестве сдерживающих факторов развития системы обучения следует отметить и недостаточную активность в использовании информационных технологий при планировании, организации и проведении обучения.
Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих автономного округа (далее - Стратегия) направлена на устранение, решение проблем, недостатков и определяет основные направления совершенствования системы обучения и ожидаемые результаты выполнения планируемых мероприятий.
Нормативно-правовыми основами Стратегии являются:
- Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон);
- Федеральный закон от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации";
- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам получения дополнительного профессионального образования гражданскими служащими Российской Федерации;
- Закон автономного округа от 29 марта 2005 года N 26-ЗАО "О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа";
- Закон автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО "О муниципальной службе Ямало-Ненецкого автономного округа";
- постановление Администрации автономного округа от 15 октября 2009 года N 554-А "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Реформирование и развитие государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2010 - 2013 годов";
- постановление Правительства автономного округа от 05 августа 2010 года N 161-П "Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Совершенствование и развитие муниципальной службы в Ямало-Ненецком автономном округе в 2011 - 2013 годах";
- нормативные правовые акты автономного округа по вопросам организации дополнительного профессионального образования и профессионального развития гражданских служащих.
Целью развития системы обучения гражданских и муниципальных служащих является повышение их профессионального уровня путем формирования и развития качественной системы обучения, отвечающей требованиям профессиональной гражданской и муниципальной службы, в соответствии с современными экономическими условиями и ресурсными возможностями государства.
Основными задачами совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских и муниципальных служащих являются:
1) определение приоритетных направлений совершенствования системы дополнительного профессионального образования;
2) повышение качества и эффективности обучения;
3) создание необходимых условий для своевременного и соответствующего потребности ресурсного обеспечения системы дополнительного профессионального образования;
4) создание системы управления обучением;
5) совершенствование нормативно-правового обеспечения обучения.
Основными принципами развития системы обучения гражданских служащих являются:
1) системность и научная обоснованность;
2) поэтапность и планомерность проводимых мероприятий;
3) централизованное управление системой обучения;
4) комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных мероприятий;
5) персональная ориентированность программ развития профессиональной компетентности;
6) активность и заинтересованность в самостоятельной деятельности участника программы в решении ее основных задач;
7) использование современных образовательных технологий, в первую очередь модульной системы организации образовательной деятельности и методов активизации образовательной деятельности обучающихся, ориентированных на определенную возрастную и профессиональную категорию слушателей;
8) непрерывность и преемственность профессионального образования;
9) организация учебного процесса вокруг решения реальных управленческих и профессиональных проблем и использование в этих целях различных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие практического опыта управления;
10) междисциплинарный синтез различных систем знания и их использования для решения различных управленческих проблем;
11) активное использование имитационных тренингов и тренажеров с целью формирования практических навыков управленческой деятельности;
12) практическое участие в решении различных управленческих задач.
Представленные принципы предусматривают следующие требования к процессу дополнительного профессионального образования:
- должен быть осуществлен персональный целевой отбор образовательных модулей с учетом индивидуальных особенностей, управленческого и иного профессионального опыта участников программы;
- преимущественно должен быть реализован гибкий график обучения с накопительной системой выполненных учебных и практических заданий;
- необходимо на постоянной основе осуществлять индивидуальное консультирование участников программы по вопросам ее организации, содержанию и формам реализации;
- должны быть созданы необходимые организационные и методические условия для выполнения участниками программы групповых проектных, аналитических, экспертных и т.п. работ по актуальным управленческим проблемам;
- методическое обеспечение программы должно быть ориентировано на организацию самостоятельной учебной деятельности участников программы и на развитие у них практических навыков работы с различного рода системами профессиональной информации (разработка проектов, подготовка аналитических материалов, управленческих и нормативных документов, экспертных заключений, осуществление консультативной деятельности, подготовка инновационных и обучающих программ);
- некоторые виды учебных занятий должны быть организованы в виде различного рода развивающих, имитационных и ролевых "игр", с помощью которых можно было бы не только обобщить реальный управленческий опыт участников программы, но и научить их соответствующим нормам и моделям современной управленческой деятельности;
- все виды учебных практик (стажировки, участие в комиссиях и проверках, работа в качестве экспертов и консультантов, преподавание в системе повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, временное замещение соответствующих должностей и т.п.) должны рассматриваться в качестве обязательных учебных мероприятий, которые должны быть соответствующим образом организованны и их выполнение должно строго контролироваться;
- все зачетные мероприятия должны быть ориентированы не столько на оценку процесса обучения и установление меры и качества усвоения участниками программы соответствующих знаний, сколько на адекватную и объективную оценку уровня и качества овладения участником программы соответствующих личностных, социокультурных и предметно-профессиональных умений;