(в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.2013 N 854-П)
Система профессионального образования Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) требует серьезных структурных и содержательных изменений в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 09.09.2010), направлениями образовательной политики России, закрепленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания автономного округа от 14.12.2011 N 839 (далее - Стратегия СЭР автономного округа до 2020 года).
Стратегией СЭР автономного округа до 2020 года определены основные направления социально-экономического развития автономного округа до 2020 года: повышение уровня благосостояния и качества жизни населения автономного округа и развитие автономного округа как сырьевого региона федерального и мирового значения, обеспечивающего устойчивое развитие национальной экономики.
Достижение этих целей возможно только на основе эффективного развития конкурентоспособных отраслей региональной экономики и прежде всего газовой и нефтяной промышленности, малого и среднего предпринимательства, а также традиционных северных промыслов.
Автономный округ является сырьевым регионом федерального и мирового значения и его миссия заключается в обеспечении поддержки национальной экономики и энергетической безопасности России.
Базовая отрасль автономного округа - топливная промышленность, на которую приходится около 95% общего объема промышленного производства.
В ближайшие 10 - 20 лет автономный округ сохранит роль ресурсной базы по добыче газа и нефти, минеральных ресурсов и других ресурсов для страны.
Преимуществами автономного округа являются уникальные запасы нефти и газа, богатые биологические ресурсы по разведению оленей, вылову рыб ценной породы, высокий инвестиционный потенциал, финансовые возможности для проведения активной жизненной политики в социальной и жилищной сферах. Совокупность преимуществ, сложившихся в регионе, является основой стабильности социально-экономической ситуации в автономном округе.
Перспективы экономического развития автономного округа во многом определяются характером инвестиционного процесса.
В число первоочередных объектов в инвестиционную программу автономного округа включены 35 объектов в сферах электроэнергетики, строительства, транспорта, добычи и переработки полезных ископаемых, для реализации которых потребуются трудовые ресурсы. Дополнительная потребность в трудовых ресурсах будет расти с 70 тыс. чел. в 2010 году до 212 тыс. чел. в 2020 году.
Таким образом, контекстами для модернизации региональной системы профессионального образования автономного округа являются:
ситуация и стратегия развития нефтегазодобывающего сектора в связи с разработкой ресурсной базы углеводородов полуострова Ямал, региона, имеющего стратегическое значение по газо- и нефтедобыче России;
реализация инвестиционных проектов, предполагающих создание уникального индустриально-инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности автономного округа на базе освоения природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры;
национально-этническая специфика автономного округа как традиционного места проживания коренных малочисленных народов Севера, предлагающая подготовку кадров для реализации инвестиционных проектов из числа лиц коренных малочисленных народов Севера;
особенности инфраструктуры, имеющей низкую транспортную освоенность территории автономного округа, сдерживающей освоение ресурсов полуострова Ямал, Приполярного и Полярного Урала;
острая потребность в трудовых ресурсах.
На рынке труда автономного округа наблюдается следующая картина: не хватает квалифицированных рабочих, при этом существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей и дефицит квалифицированных специалистов технических направлений. Так, пропорция подготовки кадров в автономном округе по уровням образования составляет 7:2:1 (ВПО:СПО:НПО), которая не коррелирует с мировой практикой (соотношение 2:3:5 - ВПО:СПО:НПО), обеспечивающей сбалансированное развитие экономики.
Особенностью рынка труда автономного округа является наличие большой численности работающих вахтовым методом и проживающих за пределами автономного округа: около 17% занятых в экономике. Это ставит систему профессионального образования в ситуацию острой конкуренции перед работодателями.
Уровень безработицы составляет 1,28% и не оказывает существенного влияния на рынок труда региона.
При существующем объеме вакансий 79% вакансий составляют рабочие профессии и 11% - работники неквалифицированного труда (подсобные и дорожные рабочие, грузчики, рабочие по комплексному обслуживанию зданий, уборщики, кухонные рабочие, кладовщики, вахтеры, сторожа и т.д.).
По ряду профессий автономный округ испытывает острую нехватку рабочих: водитель, каменщик, плотник, электрогазосварщик, штукатур, маляр, бетонщик, помощник бурильщика, монтажник, продавец, изолировщик, облицовщик-плиточник, машинист бульдозера, повар, стропальщик, слесарь по ремонту автомобилей. По большинству из этих профессий в автономном округе сложилась эффективная система подготовки кадров.
За счет внедрения наукоемких технологий в нефтегазовых компаниях происходит системное сокращение персонала, что приводит к перераспределению доли потребления кадров из числа выпускников профессиональных образовательных организаций в пользу инфраструктурных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в пропорции доля выпускников профессиональных образовательных организаций, поступающих на работу, составляет: 28% - на градообразующие предприятия, 47% - на предприятия малого и среднего бизнеса, 25% не всегда могут сразу найти работу по полученной профессии и специальности.
В рамках реиндустриализации экономики автономного округа новым и перспективным направлением становится туризм.
Количество рабочих мест к 2030 году может достигнуть полумиллиона. При этом за счет населения автономного округа будет обеспечена занятость не более 250 тыс. человек. Другую половину рабочих мест предполагается заполнить вахтовиками-специалистами, проживающими за пределами автономного округа.
Таким образом, в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.
В автономном округе разным возрастным группам созданы условия для высокого жизненного старта: функционируют школы ступеней, доступное предпрофильное (97%) и профильное обучение (61%), имеется возможность свободного выбора в получении профессионального образования в образовательных организациях высшего образования за пределами региона и в профессиональных образовательных организациях на территории автономного округа. Это результат реализации программы развития образования автономного округа в 2000 - 2010 годах, направленной на обеспечение доступного и качественного образования всех уровней. В этот период завершен первый этап реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций, в результате которого созданы учреждения нового типа - колледжи.
В автономном округе образовательную деятельность ведут 9 профессиональных образовательных организаций, из них 8 государственных профессиональных образовательных организаций и 1 негосударственная профессиональная образовательная организация. Подготовка кадров осуществляется по 25 профессиям и 43 специальностям среднего профессионального образования.
В автономном округе нет высшего учебного заведения, функционируют 23 филиала образовательных организаций высшего образования. В них обучается большинство взрослого работающего населения региона, получая первое или второе высшее образование, профессиональную переподготовку и часть выпускников школ на 1 - 2 курсах, что выгодно и удобно родителям.