При разработке Программы учитывались основные положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 года (далее - Концепция миграционной политики), Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289).
В Концепции миграционной политики обозначено, что государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому развитию, защиту национальных интересов Российской Федерации. Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие, улучшают демографическую ситуацию и обеспечивают рост благосостояния населения принимающей страны.
Одним из направлений государственной миграционной политики является создание условий для добровольного переселения в Россию соотечественников и членов их семей, а также возвращения граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.
С этой целью в Российской Федерации с 2007 года реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), которая является единственной действующей программой постоянной миграции. Однако из-за малочисленности участников ее значение для российского рынка труда и изменения демографической ситуации невелико. Одной из причин, ограничивающей процесс переселения, является ситуация с трудностью обеспечения жильем переселяющихся соотечественников. Кроме того, основным критерием Государственной программы является возможность наемного труда соотечественников и членов их семей.
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) участвует в реализации Государственной программы, начиная с 2012 года. Территориями вселения в регионе являются 5 муниципальных образований – города Новый Уренгой и Губкинский, а также Пуровский, Шурышкарский и Ямальский районы. Привлечение соотечественников в рамках Программы предусмотрено в сферы здравоохранения, образования и агропромышленного комплекса.
Для повышения миграционной привлекательности региона необходимо проводить мероприятия по информационному обеспечению реализации Программы. В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в автономный округ им должна быть предоставлена полная информация об условиях участия в Программе, правах и обязательствах участников Программы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения. Более того, очевидным является тот факт, что данная информация должна быть доступна и доведена до сведения заинтересованных потенциальных участников Программы. С этой целью необходимо предусмотреть мероприятия по информированию потенциальных участников о Программе переселения в автономный округ, в том числе за его пределами. Успешная реализация Программы во многом будет зависеть от дальновидной и эффективной информационной политики.
Обозначенные мероприятия по информационному обеспечению Программы позволят повысить привлекательность автономного округа, а также создать условия для эффективной адаптации переселившихся соотечественников.
С целью модернизации Государственной программы с 2013 года действует ее новая редакция, согласно которой участник Программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительство имеют право осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника, получать профессиональное образование, заниматься инвестиционной, предпринимательской и сельскохозяйственной деятельностью, вести личное подсобное хозяйство, заниматься иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.
С учетом того, что в период до 2030 года будет реализовано множество масштабных инвестиционных проектов в значимых отраслях экономики автономного округа, регион нуждается в квалифицированных специалистах, носителях интеллектуального потенциала, имеющих возможность профессиональной самореализации.
Основным критерием для переселения соотечественников на территорию автономного округа будут являться:
- наличие профессионального образования, подтвержденного документом об образовании, и соответствие опыта работы полученному образованию и заявленным требованиям работодателя;
- знание русского языка.
Наиболее актуальным для автономного округа с учетом его специфики как территории Крайнего Севера является возможность оказания содействия добровольному переселению соотечественников с целью трудоустройства именно таких специалистов. На сегодняшний день потребность в специалистах, заявленная в органы службы занятости населения автономного округа, более чем в 3 раза превышает численность безработных. Кроме того, ежегодно в автономный округ прибывает более 25 тысяч иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности. Несмотря на то что на протяжении ряда лет в регионе наблюдается стабильный рост численности населения за счет естественного прироста, тенденция старения населения, характерная для страны в целом, становится актуальной и для автономного округа.