Недействующий

Об утверждении целевой программы ведомства "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников в Ямало-Ненецкий автономный округ на 2013 - 2015 годы"

I. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена Программа


При разработке Программы учитывались основные положения Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 года (далее - Концепция миграционной политики), Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289).

В Концепции миграционной политики обозначено, что государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на содействие устойчивому росту экономики, социальному и демографическому развитию, защиту национальных интересов Российской Федерации. Опыт стран, проводящих активную миграционную политику, показывает, что миграционные процессы ускоряют социально-экономическое развитие, улучшают демографическую ситуацию и обеспечивают рост благосостояния населения принимающей страны.

Одним из направлений государственной миграционной политики является создание условий для добровольного переселения в Россию соотечественников и членов их семей, а также возвращения граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом.

С этой целью в Российской Федерации с 2007 года реализуется Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), которая является единственной действующей программой постоянной миграции. Однако из-за малочисленности участников ее значение для российского рынка труда и изменения демографической ситуации невелико. Одной из причин, ограничивающей процесс переселения, является ситуация с трудностью обеспечения жильем переселяющихся соотечественников. Кроме того, основным критерием Государственной программы является возможность наемного труда соотечественников и членов их семей.

Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) участвует в реализации Государственной программы, начиная с 2012 года. Территориями вселения в регионе являются 5 муниципальных образований – города Новый Уренгой и Губкинский, а также Пуровский, Шурышкарский и Ямальский районы. Привлечение соотечественников в рамках Программы предусмотрено в сферы здравоохранения, образования и агропромышленного комплекса.

Для повышения миграционной привлекательности региона необходимо проводить мероприятия по информационному обеспечению реализации Программы. В целях создания благоприятных условий для осознанной реализации соотечественниками права на добровольное переселение в автономный округ им должна быть предоставлена полная информация об условиях участия в Программе, правах и обязательствах участников Программы, а также о социально-экономических характеристиках территорий, предлагаемых для переселения. Более того, очевидным является тот факт, что данная информация должна быть доступна и доведена до сведения заинтересованных потенциальных участников Программы. С этой целью необходимо предусмотреть мероприятия по информированию потенциальных участников о Программе переселения в автономный округ, в том числе за его пределами. Успешная реализация Программы во многом будет зависеть от дальновидной и эффективной информационной политики.

Обозначенные мероприятия по информационному обеспечению Программы позволят повысить привлекательность автономного округа, а также создать условия для эффективной адаптации переселившихся соотечественников.

С целью модернизации Государственной программы с 2013 года действует ее новая редакция, согласно которой участник Программы и члены его семьи при переселении на постоянное место жительство имеют право осуществлять трудовую деятельность в качестве наемного работника, получать профессиональное образование, заниматься инвестиционной, предпринимательской и сельскохозяйственной деятельностью, вести личное подсобное хозяйство, заниматься иной, не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью.

С учетом того, что в период до 2030 года будет реализовано множество масштабных инвестиционных проектов в значимых отраслях экономики автономного округа, регион нуждается в квалифицированных специалистах, носителях интеллектуального потенциала, имеющих возможность профессиональной самореализации.

Основным критерием для переселения соотечественников на территорию автономного округа будут являться:

- наличие профессионального образования, подтвержденного документом об образовании, и соответствие опыта работы полученному образованию и заявленным требованиям работодателя;

- знание русского языка.

Наиболее актуальным для автономного округа с учетом его специфики как территории Крайнего Севера является возможность оказания содействия добровольному переселению соотечественников с целью трудоустройства именно таких специалистов. На сегодняшний день потребность в специалистах, заявленная в органы службы занятости населения автономного округа, более чем в 3 раза превышает численность безработных. Кроме того, ежегодно в автономный округ прибывает более 25 тысяч иностранных граждан с целью осуществления трудовой деятельности. Несмотря на то что на протяжении ряда лет в регионе наблюдается стабильный рост численности населения за счет естественного прироста, тенденция старения населения, характерная для страны в целом, становится актуальной и для автономного округа.