Недействующий

Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе (2013 - 2016 годы)" (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2014 N 245-П)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи рассматривается в последние годы как непременная составляющая государственной социальной политики. От того, насколько здоровы и активны дети, зависит благополучие общества. В связи с этим наиболее важным является вопрос постоянного совершенствования системы организации отдыха и оздоровления детей и подростков, повышения качества оздоровительных услуг, реализации традиционных и поиска новых форм отдыха и оздоровления и, как следствие, удовлетворенности населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) данными видами услуг.

Организация отдыха и оздоровления детей и молодёжи в автономном округе носит системный характер: действует постановление Правительства автономного округа от 13 апреля 2012 года N 296-П "Об организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и учащейся молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - постановление Правительства автономного округа от 13 апреля 2012 года N 296-П), работает межведомственная комиссия по организации отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи автономного округа, во всех муниципальных образованиях в автономном округе (далее – муниципальные образования) созданы постоянно действующие районные (городские) комиссии по организации отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи, обеспечена их работа, определены уполномоченные органы, реализующие функции по организации отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи.

В данной системе департамент молодёжной политики и туризма автономного округа определён как уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий координацию работы исполнительных органов государственной власти автономного округа по организации отдыха и оздоровления детей.

Финансирование из окружного бюджета на выполнение расходных обязательств по организации отдыха и оздоровления выделялось департаменту молодёжной политики и туризма автономного округа (далее - департамент молодежной политики и туризма) с 1996 года. В 2012 году департаменту молодёжной политики и туризма денежные средства на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей выделяются в рамках целевой программы ведомства "Организация отдыха и оздоровления детей и учащейся молодёжи в Ямало-Ненецком автономном округе (2012 - 2014 годы)" (постановление Правительства автономного округа от 24 ноября 2011 года N 846-П) (далее – целевая Программа).

Исходя из опыта реализации целевой Программы, возникла необходимость в передаче денежных средств в бюджеты муниципальных образований в виде межбюджетных субсидий. Это позволит расширить перечень направлений деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления (подготовка кадров для работы в детских оздоровительных учреждениях, проведение мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства вожатых, реализацию программ отдыха и оздоровления детей и молодёжи, в том числе детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями здоровья и др.).

Доля детей и учащейся молодёжи в возрасте от 7 до 18 лет, отдохнувших за счёт средств окружного бюджета, выделенных департаменту молодежной политики и туризма в 2011 году, составила 12,7% от общего количества детей (в 2010 году - 12,5%) и 34,4% от общего количества отдохнувших детей и молодёжи (в 2010 году – 33,8%).

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 13 апреля 2012 года N 296-П первоочередное право на получение бесплатных путёвок на отдых, оздоровление и санаторно-курортное лечение за счёт средств окружного бюджета предоставляется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, детям-жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, детям, проживающим в малоимущих семьях, детям с отклонениями в поведении, детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи; детям из многодетных и неполных семей; детям из числа коренных малочисленных народов Севера; детям из числа победителей, призеров и лауреатов муниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных предметных олимпиад, конкурсных мероприятий (творческих конкурсов, фестивалей и т.п.), спортивных соревнований (спартакиад, чемпионатов и т.п.); детям из семей, родители (или один из родителей) которых являются работниками бюджетной сферы; детям, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Необходимо отметить, что для автономного округа организация оздоровительной кампании является особенно актуальной. Это обусловлено тем, что суровый климат Крайнего Севера отрицательно сказывается на состоянии здоровья его жителей. Дети, проживающие в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера, более подвержены развитию патологических процессов и чаще болеют, чем их сверстники, проживающие в благоприятных климатических зонах. Суровые зимы с резкими перепадами температур и атмосферного давления, продолжительный период полярной ночи и, как следствие, менее подвижный образ жизни - все это сложно компенсировать даже достаточным количеством учреждений здравоохранения и спортивных сооружений. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания, органов зрения, нервной системы, пищеварения и костно-мышечной системы.

Для снижения этих показателей и получения максимального лечебного эффекта необходимо ежегодное оздоровление детей автономного округа в оздоровительных лагерях и санаторно-курортных учреждениях, расположенных на юге и средней полосе России, Курганской и Тюменской областей, за пределами Российской Федерации.

Кроме этого, удалённость автономного округа от центра страны определяет крайне высокую стоимость пассажирских авиаперевозок, особенно в летний период. Вопрос организации ежегодного выезда детей на летний отдых в значительной степени зависит от возможностей бюджета каждой отдельно взятой семьи.

Особое внимание в вопросе организации отдыха и оздоровления детей и подростков важно уделить развитию системы функционирования палаточных лагерей, организации походов и экспедиций, как востребованной форме отдыха и оздоровления для детей коренных малочисленных народов Севера, детей "группы риска", малообеспеченных семей. Эта работа способствует активизации краеведческой деятельности, экологическому воспитанию подрастающего поколения, кроме того, дети приобретают навыки поведения в необычных, порой экстремальных условиях, учатся жить и взаимодействовать в коллективе.

Сегодня также требуется совершенствование форм и методов организации отдыха детей и учащейся молодёжи, их оздоровления и занятости, оказания преимущественной поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также развитие специализированных видов отдыха, инновационных технологий в сфере отдыха. Особое значение необходимо уделять кадровому, информационно-методическому обеспечению летней оздоровительной кампании (издание методических сборников и пособий, организация обучающих программ, семинаров, фестивалей, курсов и др.). Ведь детское оздоровительное учреждение является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - безопасным пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка.

Все вышеперечисленные тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и молодёжи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

Социальная значимость поставленных проблем обусловливает необходимость их решения при активной государственной поддержке с использованием программно-целевого метода.

Пунктом 30 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление региональных и межмуниципальных программ и мероприятий по работе с детьми и молодёжью отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.