ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 года N 1094-П
Об утверждении окружной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе (2013 - 2020 годы)"
Документ с изменениями внесенными:
-постановлением Правительства автономного округа от 25.12.2013 N 1114-П
-постановлением Правительства автономного округа от 28.03.2014 N 241-П
Документ утратил силу:
-постановлением Правительства автономного округа от 01.04.2014 N 245-П
В целях обеспечения повышения безопасности на автомобильных дорогах Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 января 2011 года N 25-П "О разработке, утверждении и реализации окружных долгосрочных целевых программ" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную долгосрочную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе (2013 - 2020 годы)".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ситникова А.В. (с изм. от 28.03.2014 N 241-П)
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Д.Н. Кобылкин
24 декабря 2012 г. N 1094-П
ОКРУЖНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе (2013 - 2020 годы)"
Наименование Программы | окружная долгосрочная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе |
Основание для разработки | Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; |
Госзаказчик координатор | департамент транспорта и дорожного хозяйства |
Госзаказчики | департамент по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа; |
Разработчик Программы | департамент транспорта и дорожного хозяйства |
Цели и задачи Программы | целью Программы является обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах |
Сроки и этапы реализации | Программа реализуется в 2013 - 2020 годах в один этап |
Целевые индикаторы (показатели) реализации Программы с указанием их целевых значений по годам реализации Программы | - количество профилактических мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения; |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Программы | Программой предусмотрена реализация следующих мероприятий: |
Объемы финансирования | источником финансирования Программы являются средства окружного бюджета. Объем финансирования Программы составляет 768 476 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - сократить к 2020 году количество ДТП |
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и Российской Федерации в целом. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Одним из главных направлений Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в автономном округе на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 27 июня 2011 года N 422-П, обозначено снижение смертности и травматизма населения в трудоспособном возрасте от внешних причин смерти, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
Цели повышения уровня безопасности транспортной системы, сокращения темпов роста количества ДТП, снижения тяжести их последствий, числа пострадавших и погибших в них обозначены и в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. При этом задачи Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предлагают стратегические ориентиры в решение проблем безопасности всей транспортной системы России, в то время как Программа будет направлена на решение на тактическом уровне одной из подзадач Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года - повышение безопасности дорожного движения.
В сфере обеспечения безопасности дорожного движения приоритеты автономного округа полностью соответствуют стратегическим принципам национальной безопасности государства до 2020 года. Это обеспечение личной безопасности, решение демографических, социальных и экономических проблем, повышение качества жизни.
Ситуация с аварийностью в автономном округе с 2007 года по отношению к 2010 году характеризуется следующими параметрами:
число ДТП и количество погибших в результате ДТП в среднем снизились на 5%.
Однако данные за 2011 год отражают рост аварийности в автономном округе:
число ДТП увеличилось на 11,6% и составило 685 ДТП;
число погибших увеличилось на 18,3% и составило 84 погибших в результате ДТП;
число раненых также увеличилось на 10,4% и составило 912 человек;
отмечается рост количества происшествий на пешеходных переходах с участием пешеходов на 3%, зарегистрировано 69 ДТП, в которых 1 человек погиб и 71 получили ранения;
в результате недостатков транспортно-эксплуатационного состояния на дорогах регионального или межмуниципального значения автономного округа произошло 48 ДТП, в которых погибло 13 человек, получили ранения 72 человека.
Вызывает озабоченность рост тяжести детского дорожно-транспортного травматизма. При стабильном числе происшествий в автономном округе с участием детей (70) и снижением количества раненых на 6,8% зарегистрирован рост числа погибших несовершеннолетних детей на 7%.
Переход детьми проезжей части в неустановленном месте или неожиданный выход на проезжую часть из-за транспортных средств - самые распространенные причины наездов на них – 23,2% от всех ДТП по причинам нарушения детьми Правил дорожного движения.
Около 62% ДТП в автономном округе происходит на территории городов и населенных пунктов, в них погибают более 27% и получают ранения более 59% от общего числа пострадавших.
Большая часть (92%) погибших в ДТП в 2011 году составили лица в возрасте от 17 лет и выше, из которых половина - люди наиболее трудоспособного возраста (26 – 40 лет).
Аварийность на территории автономного округа по-прежнему обусловлена значительным количеством происшествий, произошедших по вине водителей - 92% от всего количества ДТП.
В общей структуре аварийности наибольшее количество ДТП происходит по причине нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств - 67% от всего количества ДТП, в которых погибают и получают ранения подавляющее большинство пострадавших.
Анализ особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести: аварии с тяжелыми последствиями встречаются, как правило, на загородных дорогах, в них погибают более 72% и получают ранения более 40%. Большая удаленность от медицинских учреждений, значительный промежуток времени с момента получения информации о необходимости медицинской помощи пострадавшим в ДТП до непосредственного оказания квалифицированной медицинской помощи увеличивают факты летальных исходов пострадавших от переохлаждения, болевого шока, кровопотери.
На территории автономного округа в 92% случаев первыми на место ДТП прибывают подразделения дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения и скорой медицинской помощи, которые не могут провести деблокирование пострадавших в виду отсутствия гидравлического аварийно-спасательного инструмента (далее - ГАСИ) и навыков работы с ним, а также отсутствия аттестации данных подразделений и их работников (сотрудников) на право проведения аварийно-спасательных работ.
За 9 месяцев 2011 года подразделения противопожарной службы автономного округа привлекались на ликвидацию последствий ДТП 27 раз (в 2010 году - 10 раз), поисково-спасательные отряды автономного округа были задействованы на 42 ДТП, пожарными спасено 29 человек (в 2010 году – 15 человек), спасателями оказана помощь 60 людям.
Среднее время прибытия подразделений противопожарной службы (далее - показатель) автономного округа составило 14,6 минут (2010 год – 16,4 минут), в то время как показатель по России составляет 9,8 минут, а показатель в Уральском Федеральном округе – 9,4 минуты. Данные показатели автономного округа обусловлены тем, что на вооружении противопожарной службы автономного округа находятся пожарные автоцистерны тяжелого типа массой 19 тонн, средняя скорость данного типа автомобиля составляет 40 км/час, что не позволяет в минимально короткие сроки прибыть на место ДТП и приступить к ликвидации его последствий.
В настоящее время на вооружении подразделений противопожарной службы автономного округа имеется 31 комплект гидравлического аварийно-спасательного инструмента, при необходимом количестве - 64 комплекта. В большинстве случаев имеющийся на вооружении гидравлический аварийно-спасательный инструмент устарел и не отвечает современным требованиям, предъявляемым к данному виду инструмента для выполнения работ по предназначению.
Для эффективного решения проблем с дорожно-транспортной аварийностью и обеспечения снижения ее показателей в автономном округе необходимы продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их обеспечение финансовыми ресурсами.
Целесообразность решения проблемы программно-целевым методом подтверждена практикой реализации действующей окружной долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ямало-Ненецком автономном округе в 2007 - 2012 годах", утвержденной постановлением Администрации автономного округа от 11 ноября 2009 года N 612-А (далее – действующая программа). В результате реализации программных мероприятий с 2007 по 2010 год наблюдается тенденция к сокращению аварийности на дорогах и улицах автономного округа, значение важнейшего целевого индикатора действующей программы (количество лиц, погибших в результате ДТП в 2010 году по сравнению с 2007 годом сократилось на 15%).
Реализация действующей программы позволила заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем аварийности на дорогах автономного округа:
установлены для периода до 2012 года цель, задачи, измеримые целевые ориентиры - количество лиц, погибших в ДТП;
разработана система программных мероприятий, четко ориентированных на достижение целей;
активно заработала окружная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, действующая на основании постановления Губернатора автономного округа от 22 мая 2008 года N 48-ПГ "Об окружной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения".
Вместе с тем, несмотря на тенденцию к снижению аварийности в автономном округе, с начала реализации действующей программы по 2010 год движение на дорогах автономного округа остается небезопасным, количество ДТП в январе 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года возросло на 13,5%.
Эффективное решение существующих проблем возможно только в условиях продолжения в качестве основы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения программно-целевого метода посредством принятия и последующей реализации настоящей Программы.
Это позволит:
установить единые цель и задачи деятельности по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года;
сформировать актуальную систему приоритетных мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, обоснованно и системно воздействующих на причины аварийности;
повысить эффективность управления в области обеспечения безопасного движения на региональном и местном уровнях;
применять принципы бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Таким образом, продолжение применения программно-целевого метода для решения проблем дорожно-транспортной аварийности в автономном округе позволит сохранить накопленный потенциал и привести к достижению целевого ориентира сокращения числа погибших в ДТП в автономном округе к 2020 году
Основным отличием Программы от действующей программы, во-первых, является то, что Программа не содержит мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности, во-вторых, Программой предусмотрены мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП и ликвидации последствий от ДТП.
Нормы права, обосновывающие расходы на реализацию программных мероприятий за счет средств окружного бюджета, регламентированы пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно которому полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Цель:
- обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах автономного округа.
Задачи:
- повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов;
- обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении;
- развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в ДТП - спасение жизней.
Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих достижение целей Программы, представлена в таблице "Система целевых показателей (индикаторов), увязанная с целями и задачами, решаемыми Программой".
Методика расчета показателей Программы приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.
Таблица | ||||||||||||||
N п/п | Наимено-вание цели | Наимено-вание задачи | Наименование индикатора/ | Единица | Весо- | Базо- | Целевые значения индикатора/показателя по годам реализации Программы | |||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1. | Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах автономного округа | |||||||||||||
1.1. | повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения | |||||||||||||
1.1.1. | количество профилактических мероприятий по пропаганде безопасности дорожного движения | шт. | 0,1 | 12 | 4 | 2 | 2 | 3 | 2 | |||||
1.2. | совершенствование организации движения транспортных средств и | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1.2.1. | доля обеспечен-ности автомобильных дорог комплексами фотовидеофикса-ции за нарушением правил дорожного движения в автономном округе | % | 0,2 | 20,5 | 37,3 | 37,3 | 37,3 | 49,3 | 66,2 | 73,4 | 89 | 100 | ||
1.2.2. | уровень социального риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, на 100 тыс. населения) | погибших/100 тыс. населения | 0,1 | 13 | 13 | 12 | 12 | 11 | 10 | 10 | 9 | 9 | ||
1.2.3. | показатель транспортного риска (количество лиц, погибших в результате ДТП, | погибших /10 тыс. транс-портных средств | 0,1 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | ||
1.2.4. | общее количество ДТП | 0,1 | 722 | 717 | 712 | 707 | 697 | 687 | 677 | 667 | 656 | |||
1.3. | обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении | |||||||||||||
1.3.1. | количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей | шт. | 0,1 | 70 | 67 | 64 | 61 | 58 | 55 | 52 | 49 | 46 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1.3.2. | доля обеспечен-ности муниципальных образований в автономном округе специальными школьными автобусами | % | 0,1 | 46 | 46 | 46 | 46 | 59,4 | 67,5 | 81 | 91,8 | 100 | ||
1.4. | развитие современной системы оказания пострадавшим в ДТП - спасение жизней людей | |||||||||||||
1.4.1. | показатель тяжести последствий (количество погибших в результате ДТП на 100 пострадавших) | погибшие/на 100 постра-давших | 0,1 | 9 | 9 | 9 | 8 | 8 | 7 | 7 | 7 | 6 | ||
1.4.2. | доля обеспечен-ности противопожарных служб и поисково-спасательных отрядов автономного округа аварийно-спасательным инструментом, предназначенным для предотвра-щения гибели людей, попавших в ДТП | % | 0,1 | 48,4 | 48,4 | 48,4 | 48,4 | 57,8 | 68,8 | 68,8 | 68,8 | 68,8 |