Департамент экономики автономного округа в соответствии с пунктом 2.43 Положения о департаменте экономики автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора автономного округа от 14 июля 2010 года N 154-ПГ, является уполномоченным органом в сфере методического руководства, нормативного правового обеспечения создания электронного правительства в автономном округе в части оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории автономного округа, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг, снижению административных барьеров и снижению "цифрового неравенства", предусмотренная Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.
Работа, проделанная в рамках окружной целевой программы "Административная реформа в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2011 годы" по регламентации государственных услуг, позволила сформировать и утвердить реестры государственных функций и услуг исполнительных органов государственной власти автономного округа.
В настоящее время одним из сдерживающих факторов, влияющих на организацию предоставления услуг в электронном виде, в том числе по принципу "одного окна" на базе МФЦ, является неполная унификация государственных и муниципальных услуг с рекомендованными Минэкономразвития России типовыми реестрами государственных и муниципальных услуг, в связи с чем наименования и содержание услуг в каждом муниципальном образовании в автономном округе имеют определенные отличия. Дополнительной проблемой является чрезмерная обобщенность наименований отдельных муниципальных услуг и фактическое включение нескольких услуг в одну. Эти обстоятельства сдерживают процесс наполнения регионального реестра государственных и муниципальных услуг, затрудняют размещение информации о них в сводном реестре и являются препятствием к внедрению типовых автоматизированных решений для МФЦ.
В рамках реализации Программы предполагается обеспечить унификацию наименований государственных (муниципальных) услуг (функций), структуры административных регламентов, а также публикуемой в Сводном реестре и на Едином портале информации об указанных услугах, при необходимости внеся соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие их предоставление (исполнение).
Реализация Программы будет способствовать окончанию разработки и утверждению административных регламентов государственных и муниципальных услуг.
Следующим и наиболее важным направлением Программы является создание сети МФЦ в автономном округе. Многофункциональные центры - один из ключевых элементов административной системы. Они не только формируют инфраструктуру, необходимую для качественного предоставления гражданам услуг, но и способствуют интеграции необходимых интеллектуальных и технологических ресурсов для организации эффективного взаимодействия различных институтов власти в интересах граждан. МФЦ должны исключить контакты государственных (муниципальных) служащих с получателями услуг, что является эффективным антикоррупционным механизмом. Многофункциональность создаваемых центров находит свое отражение в повышении эффективности оказания широкого спектра услуг.
Повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг, основанное на создании сети МФЦ, внедрении информационно-коммуникационных технологий (типовых автоматизированных решений для МФЦ, информационно-справочного сопровождения, электронных платежей, интеграции баз данных служб и ведомств, создание Call-центра), позволит существенно упростить процесс получения услуг и снизить нагрузку заявителя по сбору, согласованию, заполнению и предоставлению документов, необходимых для их получения. Принцип "одного окна" должен реализовываться МФЦ путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
Пилотный проект МФЦ в г. Салехарде с момента открытия для посетителей осуществляет предоставление 81 государственной и муниципальной услуги и уже заслужил доверие жителей окружной столицы.
Серьезной проблемой развития сети МФЦ является отсутствие в автономном округе зданий, соответствующих требованиям Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2009 года N 796 (далее - Правила). В связи с этим Программой предусматриваются мероприятия по обеспечению в помещениях МФЦ необходимых требований комфортности, а также требований к местам массового пребывания людей.
Для решения поставленных задач в отдаленных малонаселенных пунктах, в которых создание МФЦ нецелесообразно, одним из вариантов организации предоставления государственных и муниципальных услуг населению является использование мобильных МФЦ, использование сети информационных киосков или пунктов коллективного доступа.
Целесообразность развития сети МФЦ подтверждается результатами работы уже действующих в других регионах Российской Федерации учреждений данного типа, которые демонстрируют сокращение сроков получения государственных (муниципальных) услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия заявителей с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с органами власти. МФЦ позволяет минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами. Результаты проведенного мониторинга действующих в Российской Федерации МФЦ показали, что почти 90% посетителей высоко оценивают их работу.
Существенным препятствием к распространению информационно-коммуникационных технологий в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, а также информирования о деятельности исполнительных органов власти автономного округа и органов местного самоуправления в автономном округе является низкая степень компьютерной грамотности среди большей части населения автономного округа. Причем наличие навыков работы с персональным компьютером у большинства граждан далеко не всегда свидетельствует об их осведомленности в вопросах безопасности при работе в сети Интернет и умении работы с информационными ресурсами органов власти и Единым порталом. Деятельность МФЦ будет способствовать повышению уровня компьютерной грамотности населения, его информационной активности.
При этом нельзя забывать о важности подготовки кадров для работы в МФЦ. Работники МФЦ должны ориентироваться в услугах разнопланового характера и применять новые технологии работы.
Еще одной немаловажной проблемой является отсутствие налаженной системы мониторинга результатов проводимых в данном направлении мероприятий, изучения общественного мнения в отношении формируемых элементов электронного правительства. Создание в рамках Программы системы мониторинга качества и доступности государственных (муниципальных) услуг на территории автономного округа позволит оперативно оценивать результативность мероприятий Программы и принимать необходимые управленческие решения.