(в редакции Приказа Минфина Республики Алтай от 30.05.2014 N 79-п)
Обеспечение финансовой стабильности и сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной и налоговой политики, повышением качества планирования налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай, исполнением в полном объеме принятых расходных обязательств, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых государственных услуг.
Министерство финансов Республики Алтай в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Алтай, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 14 мая 2014 года N 134 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай", для обеспечения финансовой стабильности и сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай:
(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 23.09.2014 N 128-п)
проводит предсказуемую бюджетную политику, обеспечивающую долгосрочную устойчивость республиканского бюджета Республики Алтай;
проводит эффективную налоговую политику, обеспечивающую рост налогооблагаемой базы республиканского бюджета Республики Алтай;
организует формирование и исполнение республиканского бюджета Республики Алтай и формирование бюджетной отчетности;
совершенствует и автоматизирует бюджетный процесс в Республике Алтай.
Основные принципы бюджетной и налоговой политики закрепляются в системе нормативных правовых актов, подготавливаемых ежегодно перед началом формирования проекта республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период, что позволяет обеспечивать проведение предсказуемой бюджетной и налоговой политики при определении основных характеристик проекта республиканского бюджета Республики Алтай.
(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 24.02.2015 N 26/1-п)
Реализация полномочий Министерства финансов Республики Алтай по организации формирования и исполнения республиканского бюджета Республики Алтай ориентирована на достижение высокого уровня качества организации бюджетного процесса в регионе, которое оценивается по ряду направлений и параметров Министерством финансов Российской Федерации, в том числе по обеспечению соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации.
Планирование и исполнение республиканского бюджета Республики Алтай в части расходов осуществляется с применением программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и эффективной системы межбюджетных отношений с муниципальными образованиями в Республике Алтай. В результате более 90% расходов, включая межбюджетные трансферты местным бюджетам, реализуются в рамках долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ, а с 2013 года - в рамках государственных программ Республики Алтай.
Ежегодный рост объема расходов республиканского бюджета Республики Алтай, связанный с необходимостью исполнения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, затрудняет процесс сбалансирования республиканского бюджета Республики Алтай. Для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета Республики Алтай необходимо проводить такие меры, как определение приоритетов финансирования расходов в рамках проводимой государственной политики с обеспечением высокого качества предоставляемых услуг, полное обеспечение публично-нормативных обязательств с корректировкой критериев нуждаемости и мероприятий по оптимизации сети с переводом части услуг в негосударственный сектор посредством размещения государственного задания на конкурсной основе, а также выявление неэффективных организаций.
(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 23.09.2014 N 128-п)
Установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения в части долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации требуют проведения взвешенной долговой политики в Республике Алтай. Долговая нагрузка на республиканский бюджет Республики Алтай должна оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Республики Алтай.
Планирование государственного внутреннего долга Республики Алтай осуществляется исходя из баланса доходов и расходов республиканского бюджета Республики Алтай с ориентиром на поэтапное снижение дефицита бюджета. В данном направлении Министерством финансов Республики Алтай ежегодно инициируются мероприятия по оптимизации бюджетных расходов, в том числе за счет проведения системных структурных реформ отраслей социальной сферы, включающих реорганизацию неэффективных организаций.
Несмотря на проводимую работу, в настоящее время государственный внутренний долг Республики Алтай сохраняется на достаточно высоком уровне. В связи с чем, в среднесрочной перспективе реализация мероприятий по оптимизации долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Алтай является одной из основных задач.
Одним из важнейших механизмов, позволяющих обществу выявлять наиболее актуальные реальные бюджетные проблемы, а затем контролировать результаты принятия и исполнения решений, является обеспечение прозрачности бюджетов. Бюджет является полностью прозрачным, если любой желающий без особых сложностей может получить всю необходимую информацию о бюджете. Например, на соответствующем сайте информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" содержится детальная информация о бюджете, и чем подробнее информация, тем прозрачнее бюджет. Однако прозрачность бюджета сводится не только к доступности и детализированности, она также включает качество представленной в нем информации. Прозрачность бюджетного процесса и вовлечение всех заинтересованных лиц в этот процесс помогают как гражданскому обществу, так и органам государственной власти в более эффективной совместной работе, а также являются критерием оценки правильности использования бюджетных ресурсов.
Для участия гражданского общества в бюджетном процессе в действующем законодательстве нет никаких препятствий, однако фактически эти возможности очень ограничены.
Республиканский бюджет Республики Алтай в настоящий момент остается недостаточно прозрачным, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными финансами, результаты которой были бы доступны не только органами власти разных уровней, но и широкой общественности, инвесторам и различным заинтересованным субъектам.
Кроме этого большое внимание должно быть уделено роли средств массовой информации в обеспечении прозрачности республиканского бюджета Республики Алтай: пресса сегодня хоть и выдает достоверную информацию относительно республиканского бюджета Республики Алтай, однако не имеет оптимальной формы подачи этой информации.
(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 23.09.2014 N 128-п)
Активное участие общественности в решении финансовых вопросов может дать качественный скачок в развитии бюджетной политики, повысит открытость и прозрачность бюджетного процесса и расходования бюджетных средств, будет существенно противодействовать коррупционным проявлениям. Для формирования прозрачной модели республиканского бюджета Республики Алтай необходим контроль как общественности, так и сторонних экспертов.
(в ред. Приказа Минфина Республики Алтай от 23.09.2014 N 128-п)
В целях обеспечения объективности и прозрачности бюджетного процесса Законом Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай" установлена необходимость проведения публичной независимой экспертизы законопроектов, публичных и общественных слушаний по вопросам, затрагивающим важные аспекты политической и общественной жизни Республики Алтай, в том числе бюджетной и налоговой политики, связанных с:
1) изменением условий налогообложения (изменение ставок, введение налогов, изменение налогооблагаемой базы, сроков уплаты налогов, распределения налогов по уровням бюджетной системы);
2) принятием республиканского бюджета Республики Алтай или внесением в него изменений;
3) бюджетным процессом;