Наименование показателя | Факт | Обязательства | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | ||
5.1. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, в % | 64% | 72% | 84% | 100% | |
5.2. Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, в % | 54% | 60% | 80% | 100% | |
5.3. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в % | 7,3% | 7,3% | 40% | 100% | |
5.4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, в % | 0,5% | 5% | 30% | Не менее 80% | |
5.5. Доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели | 72% | 76% | 80% | 100% | |
5.6. Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, не являющиеся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период, в % | 100% | 100% | 100% | 100% |
В условиях становления на территории Российской Федерации рыночной экономики и демократического общества, реализации приоритетного национального проекта "Образование" меняется роль и место образования. Вариативная по содержанию, многообразная по организационным формам и типам учреждений, многоканальная по источникам финансирования, система образования требует адекватной системы управления. Актуализируется необходимость вовлечения общественных структур в управление образованием и расширение их полномочий, преобразования системы управления в государственно-общественную. Не случайно, в действующем Законе РФ "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, а работникам образовательных учреждений, обучающимся и их родителям предоставлено право на участие в управлении общеобразовательными учреждениями.
Становится очевидным, что образование не может находиться в состоянии замкнутости и самодостаточности, когда образовательная практика значительно отстает от процессов, происходящих в обществе, от реальных потребностей жизни.
Расширение общественного участия в управлении образованием, на наш взгляд, является одним из главных условий реализации проекта модернизации образования, включающего введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений и др. Как показывает мировой опыт, только реальное общественное участие может сделать механизм расходования и распределения финансовых средств прозрачным и эффективным при сохранении самостоятельности образовательных учреждений.
Под государственно-общественным управлением будем понимать взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений.
Выделим следующие основные признаки государственно-общественного управления:
наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;
согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех уровнях;
принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.
Основными принципами государственно-общественного управления образованием являются:
независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;
законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции Российской Федерации ее законам и другим нормативным актам;
комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и других ресурсов государства и общества;
открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивает получение ими необходимой информации;
свобода самодеятельности, означающая возможность каждого субъекта государственно-общественного самоуправления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности;
согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития;
наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной - снизу вверх;
цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
Ситуационный анализ.
С целью анализа состояния участия общественности Республики Алтай в управлении системой образования было проведено:
изучение нормативно-правовых документов образовательных учреждений Республики Алтай;
изучение практики работы органов самоуправления в образовательных учреждениях и органах управления образованием;
беседы с администрацией образовательных учреждений, родителями, учениками;
анкетирование по вопросам расширения общественного участия в управлении образованием
Анализ проводился по шести критериям. Результаты представлены в таблице 5.2.