Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2008-2009 ГОДЫ

5. Описание реализации Республикой Алтай направления "Расширение общественного участия в управлении образованием"

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2007

2008

2009

5.1. Доля общеобразовательных учреждений, в которых согласно зарегистрированному уставу создан и действует орган самоуправления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образовательным учреждением, обладающий комплексом управленческих полномочий, в том числе, по принятию решений о распределении средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения, в %

64%

72%

84%

100%

5.2. Доля муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, в %

54%

60%

80%

100%

5.3. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в СМИ, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, в %

7,3%

7,3%

40%

100%

5.4. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети Интернет, в %

0,5%

5%

30%

Не менее 80%

5.5. Доля пунктов проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели

72%

76%

80%

100%

5.6. Доля общеобразовательных учреждений, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, не являющиеся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием, от числа всех общеобразовательных учреждений, проходивших лицензирование, аккредитацию за отчетный период, в %

100%

100%

100%

100%

В условиях становления на территории Российской Федерации рыночной экономики и демократического общества, реализации приоритетного национального проекта "Образование" меняется роль и место образования. Вариативная по содержанию, многообразная по организационным формам и типам учреждений, многоканальная по источникам финансирования, система образования требует адекватной системы управления. Актуализируется необходимость вовлечения общественных структур в управление образованием и расширение их полномочий, преобразования системы управления в государственно-общественную. Не случайно, в действующем Законе РФ "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, а работникам образовательных учреждений, обучающимся и их родителям предоставлено право на участие в управлении общеобразовательными учреждениями.

Становится очевидным, что образование не может находиться в состоянии замкнутости и самодостаточности, когда образовательная практика значительно отстает от процессов, происходящих в обществе, от реальных потребностей жизни.

Расширение общественного участия в управлении образованием, на наш взгляд, является одним из главных условий реализации проекта модернизации образования, включающего введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений и др. Как показывает мировой опыт, только реальное общественное участие может сделать механизм расходования и распределения финансовых средств прозрачным и эффективным при сохранении самостоятельности образовательных учреждений.

Под государственно-общественным управлением будем понимать взаимодействие государственных и общественных субъектов в инициировании, подготовке, обсуждении, принятии и выполнении управленческих решений.

Выделим следующие основные признаки государственно-общественного управления:

наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;

наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;

согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех уровнях;

принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.

Основными принципами государственно-общественного управления образованием являются:

независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;

законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции Российской Федерации ее законам и другим нормативным актам;

комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и других ресурсов государства и общества;

открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивает получение ими необходимой информации;

свобода самодеятельности, означающая возможность каждого субъекта государственно-общественного самоуправления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности;

согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития;

наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной - снизу вверх;

цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.

Ситуационный анализ.

С целью анализа состояния участия общественности Республики Алтай в управлении системой образования было проведено:

изучение нормативно-правовых документов образовательных учреждений Республики Алтай;

изучение практики работы органов самоуправления в образовательных учреждениях и органах управления образованием;

беседы с администрацией образовательных учреждений, родителями, учениками;

анкетирование по вопросам расширения общественного участия в управлении образованием

Анализ проводился по шести критериям. Результаты представлены в таблице 5.2.