Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти Республики Алтай


Интеграция стратегического и бюджетного планирования предполагает наличие налаженного процесса организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по программно-целевому принципу. Реализация административной и бюджетной реформ в Республике Алтай в период 2006-2009 годов была направлена на формирование базовых нормативных правовых документов и внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления в Республике Алтай.

В течение 2005-2010 годов нормативная база программно-целевого планирования претерпела существенные изменения. В рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Республике Алтай в 2005 - 2007 годах, одобренной постановлением Правительства Республики Алтай от 26 мая 2005 года N 80 "О мерах по повышению результативности расходов республиканского бюджета Республики Алтай", утвержден порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития Республики Алтай, повышение результативности расходов республиканского бюджета. Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ регламентируются общие положения о разработке, утверждении и реализации целевых программ ведомств, установлено, что ведомственные целевые программы базируются на системе целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования и отражаются в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утверждены требования к содержанию целевой программы ведомства, условия и порядок реализации ведомственных целевых программ, формирование отчетов о реализации ведомственных целевых программ. Так же, утверждена форма паспорта ведомственной целевой программы, форма для заполнения основных показателей (целевых индикаторов) деятельности субъекта бюджетного планирования по реализации ведомственной целевой программы, форма системы мероприятий ведомственной целевой программы.

В продолжение бюджетных реформ с 2008 года проведены мероприятия по автоматизации бюджетного процесса, разработке документов по реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат (ведомственные и долгосрочные целевые программы, государственные задания, обоснования бюджетных ассигнований) (далее - БОР) и мониторинг их выполнения на базе автоматизированного комплекса БИС-СБОР. Автоматизация данных процессов характеризуется следующими преимуществами:

1. Наличие в системе четко выстроенной модели БОР, связывающей и выстраивающей в единую цепочку все ее элементы: систему целеполагания с показателями - целевые программы, направленные на достижение целей (долгосрочные республиканские целевые программы и ведомственные целевые программы) - государственные задания - обоснования бюджетных ассигнований.

2. Наличие автоматизированного регламента работы ответственных сотрудников соответствующих подразделений в процессе разработки, согласования, утверждения и предоставления отчетности об исполнении документов БОР.

3. Создан единый электронный документооборот между всеми участниками процесса - Министерством финансов Республики Алтай, Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, распорядителями и получателями средств республиканского бюджета Республики Алтай.

4. Создано единое структурированное хранилище данных (плановые и фактические значения показателей целей за ряд лет по типам целей, плановые и фактические показатели объема оказываемых услуг, плановые и фактические показатели объема финансовых ресурсов за ряд лет в разрезе кодов бюджетной классификации и др.). Наличие единого хранилища данных позволяет оперативно получать необходимую информацию из системы в любом заданном разрезе.

Формирование ведомственных целевых программ, ориентированное на государственное задание, привело к необходимости утверждения ведомственных целевых программ в привязке к государственной услуге на каждое государственное учреждение. Большое количество схожих ведомственных целевых программ усложняет проведение анализа эффективности бюджетных расходов, формируемых в рамках ведомственных целевых программ, по отношению к реализации определенных целей социально-экономического развития Республики Алтай.

Данный фактор послужил стимулом для следующего этапа совершенствования программно-целевого метода, предполагающего уточнение сложившейся системы стратегического целеполагания и увязку целей и показателей ожидаемого результата ведомственных целевых программ с тактическими задачами и показателями их достижения среднесрочной программы социально-экономического развития Республики Алтай.

Ответственным органам исполнительной власти Республики Алтай необходимо в 2011 году провести соответствующие мероприятия по разработке и утверждению нормативных правовых актов, регулирующих вышеуказанные вопросы.

Изменения, внесенные в статью 179 Бюджетного кодекса Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" потребовали соответствующих изменений в региональном законодательстве в части формирования долгосрочных республиканских целевых программ.

В течение 2008 года были разработаны Порядок разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ и Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации долгосрочных республиканских целевых программ.

Последующие мероприятия, проведенные отраслевыми исполнительными органами государственной власти Республики Алтай по разработке долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ, позволили осуществлять планирование существенной доли расходов республиканского бюджета Республики Алтай программно-целевым методом (таблица 5).

Таблица 5

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 года (ожидае-мое значение)

Удельный вес расходов республиканского бюджета Республики Алтай, формируемых в рамках программ, %

57,3

46,7

46,1

50,5

Система оценки эффективности реализации целевых программ, финансируемых за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, опирается на Положение о порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации долгосрочных республиканских целевых программ, утвержденное постановлением Правительства Республики Алтай от 5 ноября 2008 года N 251. Данным порядком предусматривается корректировка бюджетных ассигнований на финансирование целевых программ. Корректировка бюджетных ассигнований, представляемых из республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию ведомственных целевых программ, основана на степени достижения главными распорядителями бюджетных средств показателей результата. Согласно порядку в перечень целевых программ, предусматриваемых к финансированию из республиканского бюджета Республики Алтай, включаются целевые программы, которым присвоены первый и второй ранги соответствия определенным критериям.

В целях повышения объективности распределения бюджетных ассигнований на ведомственные целевые программы необходима формализация методики оценки их эффективности.

Анализируя практику планирования бюджетных расходов необходимо отметить, что ряд направлений расходов имеют специфику применения к ним программно-целевого метода. Это, прежде всего расходы на содержание органов государственной власти Республики Алтай, непрограммная часть бюджетных инвестиций, межбюджетные трансферты.

Деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Алтай многофункциональна, при этом одно министерство (ведомство) может участвовать в нескольких целевых программах, что затрудняет отнесение расходов на его содержание к результатам выполнения той или иной целевой программы. Такая же ситуация прослеживается с расходами на обеспечение деятельности законодательных органов государственной власти Республики Алтай и Избирательной комиссии Республики Алтай.

Учитывая, что расходы на обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Алтай также должны быть увязаны с показателями социально-экономического развития Республики Алтай, в течение 2011-2013 годов необходимо разработать порядок формирования ведомственных аналитических программ, который позволит довести уровень применения программно-целевого метода до 100%.

Расходы на предоставление из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий местным бюджетам осуществляются в соответствии с Порядками предоставления, распределения и расходования субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе в рамках республиканских целевых программ и постановлением Правительства Республики Алтай от 26 ноября 2007 года N 258 "Об утверждении Порядка предоставления, распределения и расходования субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай".

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 08.12.2011 N 356; НГР:ru02000201100731}

Порядком предоставления, распределения и расходования субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай предусматривается предоставление субсидий на реализацию инвестиционных проектов (программ) развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Кроме того, субсидии, главным распорядителем которых является Министерство финансов Республики Алтай, предоставляются в рамках мероприятий ведомственной целевой программы "Повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай в 2010-2012 годах". В связи с сокращением направлений софинансирования, а также увеличением количества целевых программ, предусматривающих предоставление субсидий местным бюджетам, доля субсидий местным бюджетам, предоставляемых в рамках целевых программ, возрастает (таблица 6).

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 17.07.2013 N 191; НГР:ru02000201300539}