Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

Обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов


Осуществление бюджетного процесса в условиях высокой дотационности усложняет задачу по формированию доходной базы в условиях ограниченных бюджетных ресурсов и соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Сложившаяся ситуация требует максимальной отдачи от бюджетных расходов, которая невозможна без обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов.

Программные мероприятия по реформированию общественных финансов проводились в 2006-2010 годах в следующих направлениях.

Для обеспечения органов местного самоуправления республики возможностью осуществлять вопросы местного значения за счет своих доходов, роста заинтересованности в экономическом развитии муниципальных образований с 1 января 2006 года на постоянной и бессрочной основе были установлены единые нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов, городского округа от отдельных федеральных, региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах в республиканский бюджет Республики Алтай.

В частности были переданы нормативы отчислений по акцизам на алкогольную продукцию, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу, единому сельскохозяйственному налогу, налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сбор за пользование объектами животного мира.

В целях увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Алтай за счет сокращения неэффективных налоговых льгот, повышения качества прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот был принят закон, устанавливающий порядок принятия решения об установлении налоговых льгот и их отмене.

Согласно данного порядка налоговые льготы на территории республики устанавливаются на основании результатов оценки их эффективности, и только в том случае, если их эффективность превысит потери консолидированного бюджета Республики Алтай. Отмена действующих налоговых льгот осуществляется на основании ежегодно проводимой оценки эффективности, в случае, если потери консолидированного бюджета Республики Алтай превышают их эффективность использования.

Данная мера позволила упорядочить процедуру принятий решений об установлении новых налоговых льгот, а также обеспечить проведение ежегодной оценки эффективности действующих налоговых льгот, с целью выявления неэффективных налоговых льгот.

В 2006-2010 годах процесс планирования и исполнения республиканского бюджета Республики Алтай на основе предсказуемой и ответственной бюджетной политики, опирающейся на обеспечение финансовой гибкости и ликвидности республиканского и местных бюджетов, что позволило достичь параметров, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (ожидаемое значение)

Отношение дефицита республиканского бюджета Республики Алтай к доходам республиканского бюджета Республики Алтай, %

0,59

1,34

3,85

1,07

Отношение резервного фонда Республики Алтай к годовому объему расходов республиканского бюджета Республики Алтай, %

х

х

3,6

0,8

Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к расходам республиканского бюджета Республики Алтай, %

0,0

0,0

0,0

0,0

Доля бюджетных инвестиций в общем объеме расходов республиканского бюджета Республики Алтай, %

34,1

19,1

15,6

17,1

Доля условно-утвержденных на плановый период расходов республиканского бюджета Республики Алтай, %

х

х

7,5

22,6

Отношение кредиторской задолженности к расходам местных бюджетов Республики Алтай, %

0,0

0,0

0,0

0,0

Доля местных бюджетов Республики Алтай, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, %

0,0

0,0

0,0

0,0

Среднее отношение дефицита местных бюджетов Республики Алтай к доходам Республики Алтай, %

-1,57

2,39

-0,61

2,75

Доля условно-утвержденных на плановый период расходов местных бюджетов Республики Алтай, %

х

х

0,3

1,6

В целях обеспечения финансовой гибкости республиканского бюджета Республики Алтай с 2009 года в составе расходов предусматривается резервный фонд Республики Алтай, создаваемый в соответствии со статьей 81.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и обязательность формирования которого закреплена Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай".

Резервный фонд Республики Алтай представляет собой часть средств республиканского бюджета Республики Алтай, предназначенную для исполнения расходных обязательств в случае недостаточности доходов для финансового обеспечения расходных обязательств в очередном финансовом году.

Размер Резервного фонда Республики Алтай устанавливается законом о республиканском бюджете в абсолютном значении, определяемом как разница между значениями прогнозных показателей налоговых доходов на очередной финансовый год, рассчитанными на основе двух вариантов прогноза социально-экономического развития Республики Алтай по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций.

Правительство Республики Алтай по итогам рассмотрения отчетов об исполнении республиканского бюджета организует проведение оценки ожидаемого поступления доходов за текущий финансовый год и, при необходимости изменения размера Резервного фонда Республики Алтай, разрабатывает соответствующий проект закона о внесении изменений в закон о республиканском бюджете.

Финансовая гибкость республиканского и местных бюджетов в среднесрочной перспективе обеспечивается утверждением на первый и второй год планового периода условно-утверждаемых расходов.

Кроме того, важную роль в обеспечении финансовой гибкости выполняют бюджетные инвестиции, объем которых временно снизился в условиях антикризисных мероприятий 2009-2010 годов.

В целях обеспечения платежеспособности Республики Алтай и исключения образования просроченной кредиторской задолженности в рамках мероприятий по реформированию общественных финансов проведена работа по формализации процесса ежеквартального мониторинга просроченной кредиторской задолженности.

Мониторинг просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Алтай проводится в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Алтай от 29 июня 2006 года N 78-п "О мерах по реализации постановления Правительства Республики Алтай от 26 июня 2006 года N 144 "О введении и утверждении форм квартальной отчетности о кредиторской задолженности", определены понятия признания кредиторской задолженности просроченной, установлены сроки сдачи отчетности. В течение 2006 - 2010 годов ежеквартально проводился мониторинг задолженности по результатам представленной отчетности, в результате которого выписывались предписания. Данная мера позволила избежать образования просроченной кредиторской задолженности как республиканского, так и местных бюджетов Республики Алтай.

Соблюдение требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по размеру дефицита бюджета, государственного и муниципального долга способствовали обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Алтай.

В течение 2007-2010 годов Республика Алтай не допускала нарушений требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и более того, в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2011 - 2013 годы, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 22 июля 2010 года N 148, намечена цель по переходу к бездефицитному бюджету, что требует реализации комплекса мер в соответствующий период по укреплению доходной базы и снижению долговой нагрузки республиканского и местных бюджетов Республики Алтай.

Планирование государственного долга осуществляется в основном исходя из баланса доходов и расходов республиканского бюджета Республики Алтай с ориентиром на минимизацию дефицита бюджета. Таким образом, заимствования рассматриваются как инструмент финансового обеспечения эффективных расходов и обеспечения сбалансированности бюджета.

Процедуры управления государственным долгом формализованы в форме оценки временного кассового разрыва на определенный период исходя из прогноза доходов и заявленных расходов, а также данных Государственной долговой книги.

Состояние государственного и муниципального долга Республики Алтай характеризуется показателями, приведенными в таблице 2.

Таблица 2

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г. (ожидаемое значение)

Отношение государственного долга Республики Алтай (за вычетом выданных гарантий) к доходам республиканского бюджета Республики Алтай, %

2,39

5,17

1,72

8,73

Средняя долговая нагрузка на местные бюджеты Республики Алтай, %

16,62

14

15,55

38,71