Одним из направлений государственной социальной политики Республики Алтай является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп.
По состоянию на 1 января 2010 года численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай составила 30,3 тысячи человек (каждый седьмой житель Республики Алтай). В сравнении с предыдущими годами численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай остается относительно стабильной, доля их в общей структуре населения сохраняется и составляет свыше 14 процентов. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения Республики Алтай.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса, снижение мобильности, что обусловливает потребность в посторонней помощи. Изменения функциональных возможностей пожилых людей ограничивают их "социальный круг", приводят к нарушениям психологического состояния, раздражительности, неудовлетворенности своим положением в обществе.
Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения.
Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста на основе предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей социальной политики в Республике Алтай.
В современный период значительно возросли требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай и Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Алтай к организации социальных услуг населению. Национальные и государственные стандарты определяют требования к оказанию социальных услуг. Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточное материальное обеспечение учреждений социального обслуживания по сравнению с их потребностями. В результате реализации мероприятий республиканской целевой программы "Старшее поколение на 2009 - 2011 годы", утвержденной Законом Республики Алтай от 30 декабря 2008 года N 127-РЗ, в предыдущие годы значительно улучшилось материально-техническое оснащение стационарных учреждений социального обслуживания, что позволило повысить качество бюджетных услуг.
Однако в настоящее время требуется проведение капитального ремонта жилых корпусов, а также приобретение современного оборудования для государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста. Решение указанных проблем позволит создать комфортные условия проживания граждан пожилого возраста, обеспечить выполнение требований к качеству реабилитационных услуг, оказываемых данной категории граждан, что в целом положительно повлияет на качество жизни проживающих в них граждан.
Оказание социальных услуг, наряду с другими государственными мерами, должно гарантировать каждому пожилому человеку поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни (регулярные услуги), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера), обеспечение более полной информацией по вопросам получения социальных услуг и льгот.
В значительной мере сохранению социальной активности пожилых людей способствуют общественные объединения ветеранов, клубы по интересам, созданные при центрах социального обслуживания. Опираясь на имеющийся положительный опыт применения программно-целевого метода в решении задач по улучшению положения граждан пожилого возраста, необходимо продолжить данное направление работы, требующее комплексного подхода по внедрению в практику эффективных моделей социального обслуживания граждан пожилого возраста.