(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 30.12.2013 N 382)
Республика Алтай располагает богатыми лесосырьевыми ресурсами, которые представляют собой важную часть экономического потенциала региона и обеспечивают условия организации производств по заготовке и переработке древесины. Общая площадь лесов, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, составляет 5062,9 тыс. га, или 54,4% территории Республики Алтай. На душу населения приходится 24,8 га леса, что значительно выше, чем в странах с развитым лесным комплексом.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 25.12.2014 N 421)
Исходя из основных функций, выполняемых лесами Горного Алтая, их площадь разделена на леса разного целевого назначения. Основная часть территории отнесена к защитным лесам (4337,4 тыс. га), где хозяйственная деятельность ограничена. Участки леса, расположенные в защитных лесах, распределены по категориям защитных лесов, для каждой категории установлен особый правовой режим. Наиболее залесенные территории отнесены к эксплуатационным лесам.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 39)
Кроме того, в лесах Республики Алтай выделены особо защитные участки лесов, в которых также ограничена или запрещена хозяйственная деятельность.
Выделенные защитные леса и особо защитные участки лесов формируют территорию, которая служит не только для сохранения окружающей среды, но и для сохранения биоразнообразия в лесах и видов, занесенных в Красную книгу.
До 1990 года лесные ресурсы Республики Алтай интенсивно эксплуатировались с применением сплошнолесосечных рубок, в том числе наиболее ценные кедровые леса. Принцип неистощительного лесопользования был резко нарушен, иногда оголялись целые водосборы рек, в результате чего было нарушено экологическое равновесие флоры и фауны. Нерегулируемая пастьба скота в лесу привела к отсутствию молодняка и подроста в лиственничных лесах в центральной и юго-западной части Республики Алтай. Особую тревогу вызывает нерегулируемая заготовка ценных лекарственных растений, в результате которой происходит истощение их запасов.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 39)
Коренной перелом в этой критической ситуации наступил в результате введения в действие федеральных и республиканских нормативных актов, запретивших рубку кедровых насаждений, ужесточивших режим лесопользования (выделение особо защитных участков), перевода всех лесов III группы в леса I и II групп, а части лесов II группы в леса I группы. В развитие этого процесса необходимо:
сохранение приоритетного уровня несплошных рубок;
увеличение объемов древесины, получаемой от рубок уходов;
введение целевых рубок в кедровых лесах;
обеспечение лесовосстановления коренных лесообразующих пород Республики Алтай - кедра сибирского и лиственницы сибирской;
усиление служб наземной и авиационной охраны лесов от пожаров и вредителей леса и т.д.
Все это обеспечивает устойчивость леса как биоценоза и усиление экологической роли лесов Горного Алтая для большей части Западной Сибири.
Для уменьшения вредного воздействия на окружающую среду и обеспечения восстановления природных компонентов при промышленной заготовке леса предусматриваются следующие мероприятия:
1) обоснование рациональной системы рубок и технологий лесосечных работ (при необходимости проведение несплошных способов рубки - выборочных, возможность дифференцированного использования лесозаготовительных машин с учетом лесорастительных условий, таксационных особенностей насаждений, сезона проведения лесозаготовок);
2) распределение способов рубок с учетом сезонной заготовки и несущей способности грунтов с целью предотвращения процесса эрозии почвы;
3) соблюдение баланса между рубкой и восстановлением лесов;
4) ограничение сплошнолесосечных рубок, расширение объема несплошных рубок, увеличение объема рубок промежуточного пользования лесом, позволяющих регулировать состав насаждений в целевом направлении и своевременно убирать перестойную древесину;
5) конкретизация мероприятий по предотвращению дальнейшего сокращения площадей лиственничных насаждений;
6) проведение лесовосстановления на непокрытых лесной растительностью землях в максимально короткие сроки;
7) проведение лесозащитных мероприятий;
8) более эффективное использование существующего противопожарного устройства и усиление его в расчете на перспективу;
9) регулирование отгонного скотоводства с целью восстановления деградированных лиственничных лесов.
Все эти мероприятия направлены на формирование коренных кедровых и лиственничных лесов в соответствующих им лесорастительных условиях, на содержание лесных земель в максимально облесенном состоянии, на своевременное обновление стареющих, теряющих свою экологическую ценность, насаждений.
Профилактические противопожарные мероприятия в лесах республики являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров. Выполнение противопожарных мероприятий должно обеспечиваться всеми владельцами лесного фонда, а также лесопользователями, которые обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов от пожаров.