ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 года N 247
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 13.09.2017 N 228.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 39, от 30.12.2013 N 382, от 15.09.2014 N 265, от 25.12.2014 N 421, от 14.07.2015 N 215, от 26.11.2015 N 394, от 29.12.2015 N 455, от 16.03.2016 N 64, от 29.12.2016 N 382, от 23.03.2017 N 65, от 23.06.2017 N 139, от 28.07.2017 N 176, от 13.09.2017 N 227)
Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды".
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УЛУЧШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 39, от 30.12.2013 N 382, от 15.09.2014 N 265, от 25.12.2014 N 421, от 14.07.2015 N 215, от 26.11.2015 N 394, от 29.12.2015 N 455, от 16.03.2016 N 64, от 29.12.2016 N 382, от 23.03.2017 N 65, от 23.06.2017 N 139, от 28.07.2017 N 176, от 13.09.2017 N 227)
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 30.12.2013 N 382)
Наименование государственной программы (далее - программа) | Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды |
Администратор программы | Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 25.12.2014 N 421) | |
Соисполнители программы | Министерство регионального развития Республики Алтай; Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 29.12.2016 N 382) | |
Сроки реализации программы | 2013 - 2018 годы |
Стратегическая задача, на реализацию которой направлена государственная программа | Повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения в Республике Алтай (далее - население) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 15.09.2014 N 265) | |
Цель программы | Обеспечение потребностей населения в природных ресурсах, сохранение экологического баланса и благоприятной окружающей среды |
Задачи программы | Улучшение качества окружающей среды; организация рационального природопользования лесными ресурсами; организация рационального природопользования водными ресурсами и защита населения от их негативного воздействия; обеспечение устойчивого управления земельными ресурсами и имущественным комплексом; создание оптимальных условий по обеспечению реализации государственной программы Республики Алтай |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 64) | |
Обеспечивающая подпрограмма | Создание условий для реализации государственной программы Республики Алтай "Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды" |
(введена Постановлением Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 64) | |
Позиция исключена. - Постановление Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 64 | |
Подпрограммы программы | "Обеспечение экологической безопасности"; "Развитие лесного хозяйства"; "Развитие водохозяйственного комплекса"; "Повышение эффективности управления и распоряжения земельными ресурсами и государственным имуществом Республики Алтай" |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 64) | |
Позиция утратила силу. - Постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2014 N 265 | |
Целевые показатели программы | Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников, тыс. тонн; лесистость территории Республики Алтай, процент (далее - %); общий предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод, млн руб.; доходы республиканского бюджета Республики Алтай от использования государственного имущества, % к предыдущему году |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 23.06.2017 N 139) | |
Ресурсное обеспечение программы | Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы - 5685411,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 772461,3 тыс. руб.; 2014 г. - 905361,3 тыс. руб.; 2015 г. - 980365,6 тыс. руб.; 2016 г. - 1060867,3 тыс. руб.; 2017 г. - 967834,0 тыс. руб.; 2018 г. - 998521,6 тыс. руб.; средств республиканского бюджета Республики Алтай - 493884,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 64067,4 тыс. руб.; 2014 г. - 71091,2 тыс. руб.; 2015 г. - 84111,9 тыс. руб.; 2016 г. - 107779,6 тыс. руб.; 2017 г. - 120417,1 тыс. руб.; 2018 г. - 46417,6 тыс. руб.; федеральных средств (справочно) - 2854884,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 333807,4 тыс. руб.; 2014 г. - 434540,7 тыс. руб.; 2015 г. - 465900,0 тыс. руб.; 2016 г. - 575965,4 тыс. руб.; 2017 г. - 470066,7 тыс. руб.; 2018 г. - 574604,3 тыс. руб.; средств местных бюджетов (справочно) - 17863,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 1197,0 тыс. руб.; 2014 г. - 6065,9 тыс. руб.; 2015 г. - 6857,8 тыс. руб.; 2016 г. - 1045,9 тыс. руб.; 2017 г. - 1273,8 тыс. руб.; 2018 г. - 1423,3 тыс. руб.; иных источников (справочно) - 2318778,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 г. - 373389,5 тыс. руб.; 2014 г. - 393663,5 тыс. руб.; 2015 г. - 423495,9 тыс. руб.; 2016 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2017 г. - 376076,4 тыс. руб.; 2018 г. - 376076,4 тыс. руб. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 23.03.2017 N 65) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации программы планируется достичь следующих результатов: объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от всех источников снизится с 26,0 тыс. тонн в 2011 году до 25,1 тыс. тонн в 2018 году; доля лесопокрытой площади от общей территории повысится с 44,4% в 2011 году до 44,5% в 2018 году; общий предотвращенный ущерб от негативного воздействия вод за период реализации программы составит 3130,94 млн руб.; число высокопроизводительных рабочих мест (раздел A Лесное хозяйство) составит 0,65 тыс. человек на конец 2018 года |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Алтай от 15.09.2014 N 265, от 25.12.2014 N 421) |
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 30.12.2013 N 382)
В условиях роста экономики и необходимости решения задач по улучшению демографической ситуации в стране проблемы качества окружающей среды приобретают особое значение. Известно, что Республика Алтай располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом и относится к небольшому числу регионов России, относительно слабо затронутых хозяйственной деятельностью. Антропогенные изменения экосистем республики, как правило, незначительные, а экологическое состояние окружающей среды в целом благоприятное.
Тем не менее, экологическая ситуация в ряде населенных пунктов Республики Алтай, включая г. Горно-Алтайск, является малоблагоприятной, а уровень загрязнения объектов окружающей среды повышенным. Так, в районах многолетней деятельности промышленных, перерабатывающих, жилищно-коммунальных и сельскохозяйственных предприятий, а также в районах размещения токсичных отходов, хранения и применения пестицидов, падения фрагментов ракетоносителей, развития водно-эрозионных и других негативных экзогенных геологических процессов сложилась экологическая обстановка, малоблагоприятная и неблагоприятная для проживания населения.
В последние годы заметно усилилось негативное воздействие предприятий промышленности, транспорта, туриндустрии, сельского и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай на окружающую среду, состояние здоровья и качество жизни населения. В частности, наметились отчетливые тенденции увеличения антропогенной нагрузки на различные виды природных ресурсов и объекты окружающей среды, сопровождаемой ухудшением их экологического состояния и негативным воздействием на здоровье населения. Подобная ситуация препятствует реализации приоритетных направлений экологически устойчивого социально-экономического развития Республики Алтай на перспективу.
На невысоком уровне находится информационное обеспечение природоохранной деятельности и экологическое просвещение населения. В недостаточной мере проводится изучение и мониторинг экологических последствий влияния разнообразных региональных и локальных факторов загрязнения территории Республики Алтай. Требуют своего решения проблемы, связанные с экологической реабилитацией земель, загрязненных пестицидами, ртутьсодержащими и другими токсичными отходами.
Одной из наиболее острых экологических проблем в Республике Алтай в настоящее время является проблема сбора, размещения и утилизации отходов производства и потребления, в отдельных случаях представляющих реальную угрозу здоровью населения. Ситуация в данной сфере продолжает оставаться неудовлетворительной. На территории Республики Алтай имеется около 270 объектов размещения отходов (полигоны, свалки, поля фильтрации) общей площадью более 300 га. Треть от всех объектов составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся вблизи и в пределах населенных пунктов.
В деле сохранения окружающей среды, животного и растительного мира посильную лепту вносят особо охраняемые природные территории. К особо охраняемым природным территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, оздоровительное, рекреационное и иное значение. В настоящее время в Республике Алтай имеется два государственных заповедника - Алтайский и Катунский; биологические заказники - Сумультинский и Шавлинский. Кроме того, имеются природные парки "Зона покоя Укок", "Белуха", "Уч-Энмек", "Ак Чолушпа", природный рекреационный комплекс "Кадрин", национальный парк "Сайлюгемский", более сотни памятников природы, из которых 43 республиканского значения.
По состоянию на 1 января 2012 года площадь всех особо охраняемых природных территорий и объектов Республики Алтай занимает 22,09 тыс. кв. км (23,6% общей площади республики), в том числе площадь государственных заповедников составляет 1024,6 тыс. га (11%). По этому показателю Республика Алтай занимает одно из первых мест в Российской Федерации.
Немало проблем существует в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира Республики Алтай, основными из которых являются: увеличение объемов незаконного использования объектов животного мира, повсеместное снижение численности объектов животного мира, ослабление государственной системы охраны и регулирования процессов охотпользования.
В настоящее время во многом разрушена материально-техническая база охотничьего хозяйства, потеряны профессиональные кадры, охрана объектов животного мира и среды их обитания повсеместно осуществляется на невысоком уровне. Показатели плотности заселения биотопов многими видами охотничьих животных в полтора - два раза ниже минимального уровня, рекомендуемого специалистами для проведения охоты.
Для увеличения и стабилизации численности объектов животного мира необходимо создание системы природоохранных мероприятий, направленных как на сохранение разнообразия объектов животного мира, так и на сохранение естественных мест обитания и ресурсной базы дикой охотничьей фауны.
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 30.12.2013 N 382)
Республика Алтай располагает богатыми лесосырьевыми ресурсами, которые представляют собой важную часть экономического потенциала региона и обеспечивают условия организации производств по заготовке и переработке древесины. Общая площадь лесов, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, составляет 5062,9 тыс. га, или 54,4% территории Республики Алтай. На душу населения приходится 24,8 га леса, что значительно выше, чем в странах с развитым лесным комплексом.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 25.12.2014 N 421)
Исходя из основных функций, выполняемых лесами Горного Алтая, их площадь разделена на леса разного целевого назначения. Основная часть территории отнесена к защитным лесам (4337,4 тыс. га), где хозяйственная деятельность ограничена. Участки леса, расположенные в защитных лесах, распределены по категориям защитных лесов, для каждой категории установлен особый правовой режим. Наиболее залесенные территории отнесены к эксплуатационным лесам.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 39)
Кроме того, в лесах Республики Алтай выделены особо защитные участки лесов, в которых также ограничена или запрещена хозяйственная деятельность.
Выделенные защитные леса и особо защитные участки лесов формируют территорию, которая служит не только для сохранения окружающей среды, но и для сохранения биоразнообразия в лесах и видов, занесенных в Красную книгу.
До 1990 года лесные ресурсы Республики Алтай интенсивно эксплуатировались с применением сплошнолесосечных рубок, в том числе наиболее ценные кедровые леса. Принцип неистощительного лесопользования был резко нарушен, иногда оголялись целые водосборы рек, в результате чего было нарушено экологическое равновесие флоры и фауны. Нерегулируемая пастьба скота в лесу привела к отсутствию молодняка и подроста в лиственничных лесах в центральной и юго-западной части Республики Алтай. Особую тревогу вызывает нерегулируемая заготовка ценных лекарственных растений, в результате которой происходит истощение их запасов.
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 39)
Коренной перелом в этой критической ситуации наступил в результате введения в действие федеральных и республиканских нормативных актов, запретивших рубку кедровых насаждений, ужесточивших режим лесопользования (выделение особо защитных участков), перевода всех лесов III группы в леса I и II групп, а части лесов II группы в леса I группы. В развитие этого процесса необходимо:
сохранение приоритетного уровня несплошных рубок;
увеличение объемов древесины, получаемой от рубок уходов;
введение целевых рубок в кедровых лесах;
обеспечение лесовосстановления коренных лесообразующих пород Республики Алтай - кедра сибирского и лиственницы сибирской;
усиление служб наземной и авиационной охраны лесов от пожаров и вредителей леса и т.д.
Все это обеспечивает устойчивость леса как биоценоза и усиление экологической роли лесов Горного Алтая для большей части Западной Сибири.
Для уменьшения вредного воздействия на окружающую среду и обеспечения восстановления природных компонентов при промышленной заготовке леса предусматриваются следующие мероприятия:
1) обоснование рациональной системы рубок и технологий лесосечных работ (при необходимости проведение несплошных способов рубки - выборочных, возможность дифференцированного использования лесозаготовительных машин с учетом лесорастительных условий, таксационных особенностей насаждений, сезона проведения лесозаготовок);
2) распределение способов рубок с учетом сезонной заготовки и несущей способности грунтов с целью предотвращения процесса эрозии почвы;
3) соблюдение баланса между рубкой и восстановлением лесов;
4) ограничение сплошнолесосечных рубок, расширение объема несплошных рубок, увеличение объема рубок промежуточного пользования лесом, позволяющих регулировать состав насаждений в целевом направлении и своевременно убирать перестойную древесину;
5) конкретизация мероприятий по предотвращению дальнейшего сокращения площадей лиственничных насаждений;
6) проведение лесовосстановления на непокрытых лесной растительностью землях в максимально короткие сроки;
7) проведение лесозащитных мероприятий;
8) более эффективное использование существующего противопожарного устройства и усиление его в расчете на перспективу;
9) регулирование отгонного скотоводства с целью восстановления деградированных лиственничных лесов.
Все эти мероприятия направлены на формирование коренных кедровых и лиственничных лесов в соответствующих им лесорастительных условиях, на содержание лесных земель в максимально облесенном состоянии, на своевременное обновление стареющих, теряющих свою экологическую ценность, насаждений.
Профилактические противопожарные мероприятия в лесах республики являются основой предупреждения возникновения лесных пожаров. Выполнение противопожарных мероприятий должно обеспечиваться всеми владельцами лесного фонда, а также лесопользователями, которые обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов от пожаров.