ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2012 года N 244
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 30 января 2017 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 30.01.2017 N 21.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 38, от 18.12.2013 N 346, от 04.06.2014 N 157, от 18.08.2014 N 242, от 23.12.2014 N 411, от 30.03.2015 N 88, от 27.05.2015 N 141, от 17.12.2015 N 423, от 29.12.2015 N 457, от 16.03.2016 N 62, от 28.12.2016 N 367)
Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай "Развитие внутреннего и въездного туризма".
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
А.В.БЕРДНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 21.02.2013 N 38, от 18.12.2013 N 346, от 04.06.2014 N 157, от 18.08.2014 N 242, от 23.12.2014 N 411, от 30.03.2015 N 88, от 27.05.2015 N 141, от 17.12.2015 N 423, от 29.12.2015 N 457, от 16.03.2016 N 62, от 28.12.2016 N 367)
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 16.03.2016 N 62)
Наименование государственной программы (далее также - программа) | Развитие внутреннего и въездного туризма |
Администратор программы | Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай |
Соисполнители программы | Министерство регионального развития Республики Алтай |
Сроки реализации программы | 2013 - 2018 годы |
Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа | Обеспечение высоких темпов экономического роста в Республике Алтай |
Цель программы | Повышение конкурентоспособности туристского рынка Республики Алтай, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах |
Задачи программы | Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай; повышение качества туристского продукта Республики Алтай; продвижение туристского продукта Республики Алтай на мировом и внутреннем туристских рынках |
Подпрограммы программы, обеспечивающая подпрограмма программы | Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Алтай; Повышение качества туристского продукта Республики Алтай; Продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках; в рамках программы обеспечивающая подпрограмма не предусмотрена |
Целевые показатели программы | Общий туристский поток; количество лиц, занятых при формировании, продвижении и реализации туристского продукта и иной деятельности по организации путешествий; количество гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года (за исключением сельских "зеленых" домов); объем реализованного туристского продукта и иных услуг субъектов туристской индустрии; инвестиции в основной капитал субъектов туристской индустрии; число высокопроизводительных рабочих мест (раздел H Гостиницы и рестораны) |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2016 N 367) | |
Ресурсное обеспечение программы | Объемы бюджетных ассигнований в целом на реализацию программы составят 2925149,3 тыс. рублей, в том числе: а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составят 945947,8 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 393777,4 тыс. рублей; <*> 2014 год - 208479,1 тыс. рублей; 2015 год - 206704,1 тыс. рублей; 2016 год - 122987,2 тыс. рублей; 2017 год - 7000 тыс. рублей; 2018 год - 7000 тыс. рублей; б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составят 256800 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 133400 тыс. рублей; <*> 2014 год - 123400 тыс. рублей; 2015 год - 0 тыс. рублей; 2016 год - 0 тыс. рублей; 2017 год - 0 тыс. рублей; 2018 год - 0 тыс. рублей; в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составят 0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 0 тыс. рублей; <*> 2014 год - 0 тыс. рублей; 2015 год - 0 тыс. рублей; 2016 год - 0 тыс. рублей; 2017 год - 0 тыс. рублей; 2018 год - 0 тыс. рублей; г) за счет средств иных источников (справочно) составят 1722401,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 287500 тыс. рублей; <*> 2014 год - 353000 тыс. рублей; 2015 год - 355000 тыс. рублей; 2016 год - 471241,5 тыс. рублей; 2017 год - 255660 тыс. рублей; 2018 год - 0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2016 N 367) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | В результате реализации программы к концу 2018 года будут достигнуты следующие показатели: общий туристский поток - 1800 тыс. чел.; количество лиц, занятых при формировании, продвижении и реализации туристского продукта и иных услуг субъектов туристской индустрии, - 7,5 тыс. чел.; количество гостиниц и аналогичных средств размещения на конец года (за исключением сельских "зеленых" домов) - 290 ед.; объем реализованного туристского продукта и иных услуг субъектов туристской индустрии - 3,75 млрд рублей; инвестиции в основной капитал субъектов туристской индустрии - 1,5 млрд рублей; число высокопроизводительных рабочих мест (раздел H Гостиницы и рестораны) - 0,2 тыс. чел. на конец года |
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.12.2016 N 367) |
________________
<*> Выделенные средства в рамках республиканской целевой программы "Перспективная территориальная организация и развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Алтай на 2011 - 2016 годы".
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и от 30 ноября 2010 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к формированию условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из инструментов оздоровления нации.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Республика Алтай обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового природного культурно-исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских достопримечательностей, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе экологический, культурно-познавательный, активный, сельский, лечебно-оздоровительный, а также деловой туризм.
Богатое природное наследие, разнообразие ландшафтов, флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в Республике Алтай. В настоящее время его доля в общей структуре туристского рынка незначительна и составляет не более 2,5 процента. Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность экосистем к антропогенным воздействиям. В связи с чем, основными территориями, привлекательными для развития экологического туризма, являются особо охраняемые территории федерального и регионального значения, имеющие соответствующие режимы охраны и занимающие общую площадь в 22,8 тысячи квадратных километров (24,5 процента от территории региона). Большой международный потенциал имеют территории, имеющие статус объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО: Телецкое озеро, гора Белуха, Алтайский государственный природный заповедник, Катунский государственный природный биосферный заповедник, Природный парк "Зона покоя Укок". При создании и улучшении условий для развития экологического туризма на перспективных территориях (в том числе путем создания новых привлекательных маршрутов с соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить до 7,5 процента дополнительного туристского потока.
Не менее важным конкурентным преимуществом туристской отрасли республики является историко-культурное наследие. Современная доля направления в общем туристском потоке республики составляет не более 1,8 процента туристского потока, тогда как в Центральном и Северо-Западном федеральных округах на поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока, где в 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 миллиона человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма имеются в Улаганском (Пазырыкские курганы), Кош-Агачском (Курганы Ак-Алаха), Онгудайском (Туектинские, Башадарские курганы), Усть-Канском (Усть-Канская пещера), Усть-Коксинском (история алтайского старообрядчества) районах и городе Горно-Алтайске (Республиканский краеведческий музей им. А.В.Анохина, Улалинская палеолитическая стоянка Древнего человека). Основным сдерживающим фактором для увеличения объема указанного вида туризма является отсутствие организованных музейных комплексов, имеющих соответствующий уровень дорожно-транспортной и иной туристской инфраструктуры у большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма объектов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь до 6 процентов российских и иностранных туристов.
Алтайские горы являются одним из основных центров различных видов активного туризма в России - водного, пешеходного, конного, горного, горнолыжного, велотуризма, экстремального туризма и других видов - доля востребованности услуг в сфере активного туризма составляет сегодня не более 35 процентов. Наиболее массовым видом активного туризма в республике являются водные сплавы различной категории сложности, не менее значимую часть организованных путешествий составляют пешие или конные маршруты. Развитие данных видов туризма имеет большой ресурс, а развитие горнолыжного и других видов зимнего активного отдыха как эффективный инструмент для снижения фактора сезонности туристских потоков активно поддерживается на уровне субъекта федерации. В Майминском районе в настоящее время уже развивается крупный горнолыжный кластер "Манжерок", значительными ресурсами для развития центров горнолыжного туризма обладают Турочакский (Горнолыжный комплекс "Кокуя") и Онгудайский (Семинский хребет) районы. При развитии крупных туристских центров зимнего отдыха растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, до 48 процентов.
Большими перспективами развития обладает сельский туризм, уже зарекомендовавший себя как существенный источник дополнительного дохода для преимущественно сельского населения республики с текущим объемом туристского потока не более 7,5 процента. Суть данного вида туризма заключается в организации отдыха горожан в сельской местности, позволяющий им приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма может достигать до 20 процентов.
Лечебно-оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. В числе наиболее значимых направлений в республике выделяются: оздоровительные процедуры на основе продукции пантового оленеводства, фитотерапия и климатолечение. Ресурсы лечебно-оздоровительного туризма республики потенциально могут привлечь дополнительно до 4 процентов туристского потока, сегодня объем данного туристского потока составляет не более 1,5 процента.
Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм) представляет особый интерес для Республики Алтай. В регионе, являющемся центром Алтае-Саянского экорегиона, растет деловая активность. Геополитическое положение региона будет способствовать дальнейшему росту делового туризма в регионе, что потребует строительства современных бизнес- и конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлекать дополнительно более 3 процентов туристского потока, современный объем туристского потока составляет менее 0,5 процента.
Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для автотуристов. Автомобильный транспорт является основным способом передвижения для туристов и отдыхающих в Республике Алтай. Автотуристский поток ежегодно увеличивается, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Данная группа отдыхающих составляет сегодня основную массу неорганизованного туристского потока, составляющего не менее 46,2 процента от общего туристского потока. Улучшение придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит значительно снизить долю неорганизованного туризма до 1,5 процента и привлечь дополнительно еще около 15 процентов туристов, в том числе из-за рубежа.
Проведенный анализ реализованных и потенциальных возможностей туристской индустрии Республики Алтай позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал территории используется далеко не в полной мере. В 2011 году Республику Алтай посетили 1,35 миллиона туристов, из которых 46,2 процента осуществляли самодеятельные (неорганизованные) путешествия преимущественной длительностью не более 2 - 3 дней (туры выходного дня), тогда как потенциальные ресурсы территории, при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры, способны обеспечить спрос в востребованном отдыхе до 1,7 миллиона туристов к 2018 году. При этом доля неорганизованного туризма может быть сокращена до 1,5 процента, что существенно повысит конкурентоспособность туристского рынка Республики Алтай, будет соответствовать потребностям российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, обеспечит высокие темпы экономического роста Республики Алтай.
Цели пребывания (вид туризма) от общего объема туристского потока (%) в 2011 году | Цели пребывания (вид туризма) от общего объема туристского потока (%) к 2018 году | ||
Экологический туризм | 2,5 | Экологический туризм | 7 |
Историко-культурный | 1,8 | Историко-культурный | 6 |
Активный туризм | 35 | Активный туризм | 48 |
Сельский туризм | 7,5 | Сельский туризм | 16 |
Лечебно-оздоровительный туризм | 1,5 | Лечебно-оздоровительный туризм | 4 |
Деловой туризм | 0,5 | Деловой туризм | 3 |
Организованный автотуризм | 5 | Организованный автотуризм | 14 |
Неорганизованный туризм | 46,2 | Неорганизованный туризм | 1,5 |
При объеме туристского потока 1,35 млн чел. | При объеме туристского потока 1,7 млн чел. |
Таким образом, при решении ключевых проблем отрасли и создании благоприятных условий для ее развития потенциально к 2018 году Республика Алтай может войти в первую пятерку самых популярных туристских направлений в сфере внутреннего и въездного туризма Российской Федерации.
Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Республики Алтай на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:
слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде районов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, транспортная недоступность или неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);
отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
слабая диверсификация туристского потока (территориальная и сезонная), 70 процентов которого приходится на Майминский, Чемальский и Турочакский районы, ярко выраженный фактор сезонности (прослеживается неравномерность туристской активности), что влечет значительную антропогенную нагрузку на природную среду отдельных районов, сезонные колебания в занятости и доходах населения, работающего в сфере туризма, следствием чего является постоянный дефицит квалифицированной рабочей силы среднего и начального звена, высокий уровень теневой занятости;
низкий уровень ориентированности культурно-массовых мероприятий, проводимых в Республике Алтай, на привлечение массового потребителя (сроки и программы мероприятий публикуются в сроки, недостаточные для формирования и продвижения массовых туристских предложений);
недостаточное продвижение туристского продукта Республики Алтай на мировом и внутреннем туристских рынках, особенно в межсезонье (в том числе в сети интернет, на телевидении и радио, печатных средствах массовой информации, специализированных выставках и ярмарках);
отсутствие общепринятых обязательных норм стандартизации основных туристских услуг.
Преодоление указанных отраслевых ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства, которое в настоящее время носит фрагментарный характер и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Республике Алтай может привести к:
дальнейшему необратимому снижению качества природных и историко-культурных достопримечательностей, неорганизованно используемых в туристско-экскурсионных целях;
дальнейшему снижению конкурентоспособности туристского продукта республики на международном и внутреннем туристском рынке (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и невысокого качества предоставляемых туристских услуг, низкого уровня и своевременности доступа к достоверной информации);
снижению внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения;
увеличению выездного туристского потока и ухудшению платежного баланса региона.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Республике Алтай, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни граждан.
Наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем и сформулированных задач в сфере туризма является применение программно-целевого метода и механизмов государственно-частного партнерства.