Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъему экономики, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Между тем, состояние автодорожной сети в Республике Алтай нельзя признать удовлетворительным. Эта проблема особенно обострилась в последнее время в связи с недостаточным для сохранения существующей сети, а тем более для развития автомобильных дорог, финансированием. Для эффективного функционирования экономики, необходимо первоочередное решение проблемы совершенствования и развития сети автомобильных дорог.
Автомобильный транспорт и дороги играют исключительно важную роль в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок и оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
Неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок, приводит к непродуктивным расходам как производителей, так и потребителей.
Сеть автомобильных дорог общего пользования в Республике Алтай представлена дорогами федерального, регионального и местного значения.
На 1 января 2010 года их протяженность составляла 3595,64 км, из которых 538,7 км приходится на дорогу федерального значения М-52 "Чуйский тракт" - от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией, 2894,34 км - это дороги регионального значения, 162,6 км - дороги местного значения.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 29 апреля 2008 года N 93 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай" утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Алтай. В настоящее время автомобильные дороги общего пользования регионального значения Республики Алтай переданы в оперативное управление Государственному учреждению "Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования Республики Алтай "Горно-Алтайавтодор".
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 18.08.2011., N 217 НГР:ru02000201100445}
Из 2894,34 км автомобильных дорог регионального значения 2381,7 км или 82,3 % - с твердым покрытием, 512,64 км или 17,7 % - грунтовые. Дорог III категории - 202,2 км или 8,5 процентов от протяженности дорог с твердым покрытием, а 647,9 км и 2044,24 км, это дороги IV - V категории соответственно.
Все 10 районных центров Республики Алтай связаны с республиканским центром дорогами с твердым покрытием.
Из 244 сельских населенных пунктов только 223 имеют автомобильные дороги с твердым покрытием до сети автомобильных дорог общего пользования.
Из-за ограниченности финансирования резко сократился ввод автомобильных дорог в эксплуатацию, недостаточно средств выделяется на их ремонт и содержание, поэтому наблюдается постоянный рост объема недоремонта. Изношенными оказались автомобильные дороги не только с переходным типом покрытия, но и чернощебеночным или черногравийным покрытием. По состоянию на 1 января 2010 года размер недоремонта или доля дорог, не соответствующих нормативу по причине отсутствия своевременного ремонта, составил 95 процентов.
На сети автомобильных дорог регионального значения эксплуатируется 377 мостов длиною 7728,19 пог. м, из них 221 мост или 59 процентов - деревянные, которые требуют ежегодно значительных затрат на их содержание, много мостов находится в аварийном или неудовлетворительном состоянии.
Характеризуя современную сеть автомобильных дорог общего пользования, следует также отметить, что неудовлетворительное техническое состояние существующих дорог далеко не единственный ее недостаток.
Неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог регионального значения обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на его техническое обслуживание.
Неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог обуславливает повышенный выброс в атмосферу вредных веществ и дополнительное шумовое воздействие.
Негативная динамика наблюдается в ежегодном увеличении числа дорожно-транспортных происшествий и количества пострадавших.
Существующее состояние автодорожной сети не отвечает современным, а тем более перспективным размерам движения, является серьезным тормозом на пути развития экономики, имеет огромные негативные социальные последствия.
Железнодорожный транспорт на территории Республики Алтай отсутствует. Ближайшая железнодорожная ветка Западно-Сибирской дороги Барнаул - Бийск находится в 100 км от Горно-Алтайска и до 500 км от муниципальных районов Республики Алтай. После завершения строительства автомобильных дорог от Турочака на Таштагол (Кемеровская область) и от Карагая на Лениногорск (Казахстан) возможны выходы к станциям железных дорог в Таштаголе и Лениногорске.
Перевозки пассажиров воздушным транспортом осуществлялись в основном до 1994 года. В связи с удорожанием стоимости авиационных перелетов резко снизилось число пассажиров на местных линиях, и эти рейсы закрыты. В 1998 году было перевезено лишь 1,3 тыс. человек воздушным транспортом. Правительство Республики Алтай принимает меры по поддержке аэропорта г. Горно-Алтайска. В настоящее время разработан рабочий проект по объекту "Реконструкция аэродрома аэропорта "Горно-Алтайск" с заменой светосигнального оборудования" (длина взлетно-посадочной полосы увеличится до 2 300 м), что позволит принимать воздушные суда типа АН-148, ЯК-42, Боинг-737 и иные воздушные суда.
Данный проект включен в Федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848.
За последнее несколько лет на рынке авиаперевозок в Республике Алтай наметилась тенденция роста и развития малой авиации, чему способствовало отдаленность и труднодоступность населенных пунктов, необходимость оказания медицинской помощи населению, наличие большой лесной территории, в том числе государственных заповедников, заказников, природных парков, развитие туристической привлекательности Республики Алтай.
В Республике Алтай числятся действующими 2 вертодрома с заправочными комплексами в с. Иогач и с. Онгудай. В связи с расширением границ черты населенных пунктов по данным вертодромам возникла проблема их переноса за пределы границ населенных пунктов. Имеющиеся вертодромы в указанных населенных пунктах все больше не соответствуют требованиям Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 530, и Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 года N 128. Таким образом, возникла необходимость строительства новых вертодромов. На территории Республики Алтай деятельность в сфере гражданской авиации осуществляет только автономное учреждение Республики Алтай "Алтайская база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана". В настоящее время у учреждения для избежания проведения дорогостоящего ремонта имеющихся воздушных судов возникла необходимость обновления парка воздушных судов путем приобретения новых.
{Абз. 23, 24 искл.:
Постановление Правительства Республики Алтай от 14.03.2011., N 43 НГР:ru02000201100088}
В соответствии с Федеральным законом от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. В целях создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов предусмотрено субсидирование муниципальных образований в Республике Алтай на создание элементов обустройства автомобильных дорог местного значения.
{В редакции: