Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2009 года N 168

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ГРАЖДАН, ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2010-2012 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР:ru02000201000162;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2011., N 256 НГР:ru02000201100502;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.12.2011 г. N 385, НГР:ru02000201100776}

Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальная адаптация граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в Республике Алтай на 2010-2012 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства депрессия

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 16 июля 2009 г. N 168

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальная адаптация граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в Республике Алтай на 2010-2012 годы"

I. Паспорт республиканской целевой программы


{Изменения:

Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР:ru02000201000162;

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2011., N 256 НГР:ru02000201100502;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.12.2011 г. N 385, НГР:ru02000201100776}

Наименование республиканской целевой программы

Социальная адаптация граждан, освобожденных из мест лишения свободы, в Республике Алтай на 2010-2012 годы (далее - Программа)

Основание для разработки
 Программы

Федеральный закон от 6 октября 1999 года  N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 Поручение Президента Российской Федерации от 25 февраля 2009 года N Пр-444

Государственные заказчики Программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай;

 Комитет занятости населения Республики Алтай;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

 Министерство внутренних дел по Республике Алтай

Государственный заказчик-координатор Программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Разработчик Программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай;

 Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай;

 Комит е т занятости населения Республики Алтай;

 Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай;

 Министерство внутренних дел по Республике Алтай

Разработчик - координатор Программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является формирование в Республике Алтай условий для социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы.
 Задачи Программы:_________
 создание системы социально-психологической и профессиональной реабилитации граждан, подлежащих освобождению, освобожденных из мест лишения свободы, в целях формирования навыков поиска работы и повышения у данной категории граждан мотивации к трудоустройству;

 открытие Республиканского Центра социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, содействие в организации открытия отделений в муниципальных Комплексных Центрах социального обслуживания населения по работе с гражданами, освободившимися из мест лишения свободы, создание и развитие ювенальных служб в Республике Алтай
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР: ru 02000201000162 }
 повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

 информационное обеспечение граждан, подлежащих освобождению, освобожденных из мест лишения свободы.

Сроки реализации
 Программы

Программа реализуется в течение 2010-2012 годы

Перечень основных мероприятий

Мероприятия Программы представлены по следующим направлениям:
 мероприятия по созданию условий для открытия Республиканского Центра социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

 мероприятия, способствующие социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

 мероприятия по материально-техническому обеспечению республиканских государственных учреждений, оказывающих образовательные услуги и помощь по социальной адаптации граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и освобожденных из мест лишения свободы;

 повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией граждан, осв обожденных из мест лишения свободы;

 мероприятия, направленные на эффективность реализации Программы;

 мероприятия нормативно-правового характера;

 мероприятия, направленные на создание и развитие ювенальных служб в Республике Алтай
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР: ru 02000201000162 }

Объемы и источники
 финансирования

Общий объем финансирования составляет  18 176,55 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2010 год - 7355, 56 тыс. руб.;

 2011 год - 5789,6 тыс. руб.;

 2012 год - 5031, 39 тыс. руб.
 Финансирование из средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 8838,6  тыс. рублей, в том числе по годам:
 2010 год - 2269,6 тыс. руб.;

 2011год - 3363 тыс. руб.;

 2012 год - 3206 тыс. руб.
 Средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, учрежденного Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404 (далее - Фонд) составляет 9337,95 тыс. руб., в том числе по годам:
 2010 год - 5085, 960 тыс. руб.;

 2011 год - 2426, 6 тыс. руб.;

 2012  - 1825,39 тыс. руб.

{В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2011., N 256 НГР: ru 02000201100502 ;

 Постановление Правительства Респ ублики Алтай от 19.12.2011 г. N 385, НГР:ru02000201100776 }

Система организации контроля над исполнением Программы

Организация контроля за исполнением Программы возлагается на Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай и Министерства труда и социального развития Республики Алтай

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит получить следующие результаты:
 снижение уровня рецидивной преступности в Республике Алтай;

 сокращение числа граждан без определенного места жительства в Республике Алтай;

 повышение доли занятых трудовой деятельностью граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

 повышение количества граждан, освобожденных из мест лишения свободы, а также находящихся в местах лишения свободы, получивших профессиональную подготовку, начальное и среднее профессиональное образование;

 улучшение социально-экономического положения граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

 улучшение качества общеобразовательного процесса для граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях;

 повышение профессиональной подготовки кадров, оказывающих услуги гражданам, освобожденным из мест лишения свободы;

 создание условий для развития ювенальных служб в Республике Алтай;

 уменьшение количества правонарушений и преступлений, совершенных  несовершеннолетними на 5% ежегодно (2010 г. - до 451,  2011 г. - до 429, 2012 г. – до 407 случаев);

  увеличение  до  90% количества несовершеннолетних, получивших социальные услуги  в ювенальных службах Республики Алтай;

 уменьшение количества несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления, получивших социальные услуги  в ювенальных службах Республики Алтай (ежегодно до 200 несоверш еннолетних, совершивших правонарушения и преступления);

 повышение квалификации специалистов, занимающихся социальной адаптацией несовершеннолетних (11 специалистов, прошедших курсы переподготовки и повышения квалификации ежегодно)
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР: ru 02000201000162 }

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Реформа уголовно - исполнительной системы, которая началась в 1998 году, призвана сделать систему исполнения наказаний более гуманной, организовать на новом качественном уровне подготовку осужденных граждан к освобождению.

На территории Республики Алтай находится 4 учреждения системы исполнения наказаний, численность содержащихся в них осужденных на 1 июня 2009 года составила 1 857 человек. За период 2008 года и 1 квартал 2009 года из мест лишения свободы было освобождено 573 человека. До конца 2009 года планируется освобождение еще около 400 человек. В последующие годы предполагается, что численность освобожденных снижаться не будет. Более 90% из них останутся в Республике Алтай. У граждан, освобожденных из мест лишения свободы, низкая мотивация к трудоустройству, отсутствуют навыки самостоятельного поиска работы. Каждый третий из них нуждается в бытовом и трудовом устройстве. Социальное неблагополучие является одной из важных причин совершения бывшими осужденными повторных преступлений. В целях профилактики рецидивной преступности (рецидив составляет не менее 25% в год) необходимо создать условия, которые помогут данной категории граждан адаптироваться в жизни. С этой целью необходимо предусмотреть создание социальной инфраструктуры, обеспечивающей разрешение социальных проблем граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и организацию общеобразовательного, профессионального образования в исправительных учреждениях.

Сегодня осужденные обучаются в двух республиканских общеобразовательных учебных заведениях при "Исправительной колонии N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай". В местах лишения свободы Республики Алтай находятся более 600 осужденных молодого возраста (около 35%), более половины из них не имеют основного общего образования, 7% - не обучалось в общеобразовательных школах.

Принимая во внимание отсутствие первоначальных профессиональных навыков у значительной части лиц молодого возраста, находящихся в местах лишения свободы, необходимо создать условия для получения начального профессионального образования данной категории граждан. В учреждении "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Алтай" работают: Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Республики Алтай "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа", Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Профессиональное училище N 286", где осужденные могут получить образование. В них обучаются около 130 человек, что составляет всего 7% от общего количества осужденных.

Серьезной проблемой остается решение вопросов бытового и трудового устройства граждан, освобождающихся из мест лишения свободы. Многие из осужденных выходят на свободу, не имея жилья, документов, утратив родственные связи. Один из путей решения данной проблемы - открытие центров социальной адаптации для граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Ближайший к Республике Алтай Центр социальной адаптации для граждан без определенного места жительства, в том числе освобожденных из мест лишения свободы (на 60 мест для граждан мужского и женского пола) работает в городе Барнауле Алтайского края.

Республиканской целевой программой "Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, отбывших наказание в учреждениях, исполняющих наказания, на 2002 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 22 мая 2002 года N 129, было предусмотрено создание Центра социальной адаптации лиц без определенного места жительства, в котором предполагалась работа с гражданами, освобожденными из мест лишения свободы, но в связи с недофинансированием вышеназванной программы указанный Центр социальной адаптации лиц без определенного места жительства не был открыт.

Особенно остро стоит вопрос в отношении несовершеннолетних. Многие из них, встав на путь исправления, не желают возвращаться в семьи, где неблагоприятная обстановка может вновь вынудить подростка повторно совершить преступление. Кроме того, ежегодно растет число осужденных - сирот, попавших в исправительные учреждения. Положение усугубляется тем, что несовершеннолетним невозможно устроиться на работу без помощи органов социальной защиты. Не имея жилья и опеки со стороны родственников, 30% освободившихся вновь совершают преступления.

Муниципальными комплексными центрами социального обслуживания населения оказывается содействие гражданам, освобожденных из мест лишения свободы, в получении мер социальной поддержки, пенсионного обеспечения и трудоустройства. Данная помощь является общей социальной направленностью и не отражает специфики работы с данной категорией граждан.

Устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной части населения страны приводит к росту психоэмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных отношениях. В свою очередь, указанные обстоятельства способствуют росту детской безнадзорности, подростковой преступности как социальных явлений.

Всего в Республике Алтай проживает 58,6 тыс. несовершеннолетних. Из них на профилактическом учете в органах внутренних дел республики состоит 1200 подростков.

За 9 месяцев 2009 года на территории Республики Алтай несовершеннолетними и при их соучастии совершено 244 преступления.

В целом по республике в 2009 году на 56,7% возросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними в группах по предварительному сговору.

Наибольшее число правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними произошло в республиканском центре и в двух районах республики (Онгудайском районе и Усть-Коксинском районе). В целом по республике на 11,8% возросло число подростков, ранее совершавших преступления, вновь привлеченных к уголовной ответственности. Рост правонарушений и преступлений по городу Горно-Алтайску составил 57,1%, по Усть-Коксинскому району - 25,0%, по Онгудайскому району - 23%.

Проведенный анализ ситуации показал, что несовершеннолетние чаще всего совершают преступления вследствие следующих причин: под влиянием отрицательного примера родителей и других членов семьи (30-40% преступлений); отсутствие определенных занятий, работы, учебы (30% случаев), отрицательное влияние криминализированной среды.

Вместе с этими причинами на формирование преступного поведения влияют некоторые условия, в виде воздействия со стороны общества: безнадзорности как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений над несовершеннолетними (более 90% случаев преступлений), низкий уровень работы школы и других учреждений, отсутствие системы трудоустройства подростков, отсутствие сети детского и подросткового досуга.

С учетом сложившейся ситуации в среде несовершеннолетних необходимо принятие ряда комплексных мер по профилактике правонарушений.

Создание ювенальных служб в Республике Алтай при Комплексных центрах социального обслуживания в районах с наибольшим ростом преступности (далее - ювенальные службы в Республике Алтай) позволит обеспечить социальную, юридическую, консультационную, психокоррекционную помощь несовершеннолетнему, оказавшемуся в конфликте с законом.

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР:ru02000201000162}

III. Основная цель и задачи, сроки реализации Программы


Целью Программы является формирование в Республике Алтай условий для социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

создание системы социально-психологической и профессиональной реабилитации (подготовки) граждан, подлежащих освобождению, освобожденных из мест лишения свободы, в целях формирования навыков поиска работы и повышения у данной категории граждан мотивации к трудоустройству;

открытие Республиканского Центра социальной адаптации граждан, освобожденных из мест лишения свободы, отделений при Комплексных Центрах социального обслуживания населения, создание и развитие ювенальных служб в Республике Алтай

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР:ru02000201000162}

повышение квалификации кадров, занимающихся социальной адаптацией граждан, освобожденных из мест лишения свободы;

информационное обеспечение граждан, подлежащих освобождению, освобожденных из мест лишения свободы;

Программа рассчитана на реализацию в течение 2010-2012 годов.

IV. Система программных мероприятий Программы


Все мероприятия Программы сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками финансирования, объемами и отражены в приложении N 1 к Программе.

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР:ru02000201000162}

V. Финансовое обеспечение Программы


Общий объем финансирования составляет 18 176,55 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 7 355,56 тыс. руб., 2011 год - 5789,6 тыс. руб., 2012 год - 5031,39 тыс. руб.

Финансирование из средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 8838,6 тыс. руб., в том числе по годам: 2010 год - 2269,6 тыс. руб., 2011 год – 3363 тыс. руб., 2012 год – 3206 тыс. руб.

Общий объем планируемых средств Фонда составляет 9337,95 тыс. рублей, в том числе по годам: 2010 год - 5085,96 тыс. руб., 2011 год – 2426,6 тыс. руб., 2012 год – 1825,39 тыс. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.

Распределение финансовых средств представлено в приложении N 2 к указанной Программе.

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2011., N 256 НГР:ru02000201100502;

Постановление Правительства Республики Алтай от 19.12.2011 г. N 385, НГР:ru020002011007760}

VI. Механизм реализации целевой программы


Министерство труда и социального развития Республики Алтай осуществляет полномочия государственного заказчика и разработчика Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ".

Денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий Программы Фондом, перечисляются на лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Министерства труда и социального развития Республики Алтай.

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 01.06.2010., N 88 НГР:ru02000201000162}

VII. Управление Программой и контроль над ходом ее реализации


Обязанности по реализации Программы, достижению конечного результата и эффективному использованию денежных средств, выделяемых на выполнение Программы, возлагается на исполнителей программных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»