Программа разработана в соответствии с:
Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" от 29 июня 2011 года;
Постановлением Правительства Республики Алтай N 161 от 21 июля 2011 года "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2012-2014 года";
До 2006 года межбюджетное регулирование в Республике Алтай осуществлялось по 10 муниципальным районам и 1 городскому округу. С началом реформы местного самоуправления с 1 января 2006 года субъектами межбюджетных отношений стали вновь образованные 92 поселения, наделенные статусом муниципальных образований в соответствии с Законом Республики Алтай от 13 января 2005 года N 10-РЗ "Об образовании муниципальных образований, наделении соответствующим статусом и установлении их границ".
Действующая система межбюджетного регулирования позволяет каждому муниципальному образованию, независимо от объёма поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, оказывать определённый перечень муниципальных услуг и обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.
Однако, когда выравнивающая функция становится преобладающей, это усиливает зависимость экономического развития муниципальных образований от республиканского бюджета, не способствует более полному использованию условий их саморазвития, требует централизации огромных финансовых ресурсов на республиканском уровне.
В связи с этим, возникает необходимость совершенствования форм бюджетного регулирования для создания условий развития и увеличения муниципальными образованиями налогового потенциала и роста собственной доходной базы.
Развитие муниципальных финансов, их реформирование является важнейшим звеном в решении проблем межбюджетных отношений, определяющая роль которых очевидна в укреплении основ местного самоуправления. Укрепление финансовых основ местных бюджетов создаёт предпосылки к повышению роли местного самоуправления как публичной власти, способной нести всю полноту ответственности за обеспечение нужд и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования.
Одной из важнейших проблем является низкая заинтересованность муниципальных образований в реализации мероприятий по повышению качества управления муниципальными финансами, в связи с нехваткой финансовых ресурсов на покрытие текущих потребностей.
Поскольку сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от финансовой помощи из республиканского бюджета, и все муниципальные образования, за исключением городского округа, являются получателями дотаций из республиканского бюджета - эффективность системы межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета, обуславливает состояние муниципальных финансов.
Обеспечение условий для финансовой стабильности муниципальных образований позволит обеспечить социально-экономическое развитие региона и гарантировать всем гражданам, независимо от места их проживания, предоставление необходимого перечня бюджетных услуг.
1.1. Законодательное регулирование межбюджетных отношений
В Республике Алтай в соответствии с бюджетным законодательством предоставление межбюджетных трансфертов носит формализованный характер. Межбюджетные отношения в Республике Алтай осуществляются в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Бюджетным кодексом Российской Федерации;
Законом Республики Алтай от 27 ноября 2005 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай";
Законами Республики Алтай о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
{Абз9 Утратил силу:
Приказ Министерства финансов Республики Алтай от 30.08.2012 г., N 125-п; НГР:ru02000201200534}.
Таким образом, к настоящему времени в Республике Алтай законодательно закреплены основы организации межбюджетных отношений, обеспечивающие создание единой методологической базы взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Мероприятия, проводимые в рамках реформирования бюджетного процесса, не могут не отражаться и на предоставлении межбюджетных трансфертов, так как каждый бюджетный рубль, направляется в целях обеспечения предоставления бюджетных услуг населению, которые в свою очередь должны предоставляться в необходимом объеме и качественно.
1.2. Структура и динамика межбюджетных трансфертов
В течение последних лет объем межбюджетных трансфертов, выделяемых муниципальным образованиям, планомерно увеличивался. Динамика объема межбюджетных трансфертов за ряд лет показана в таблице:
тыс. руб.