ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2011 года N 91
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2011-2015 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 23.09.11 N 261; НГР: ru 15000201100238
Постановление Правительства РСО-Алания от 09.04.12 N 93; НГР: ru 15000201200085
Постановление Правительства РСО-Алания от 03.08.12 N 273; НГР: ru 15000201200238
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356
Постановление Правительства РСО-Алания от 01.02.13 N 13; НГР: ru 15000201300021
Постановление Правительства РСО-Алания от 13.08.13 N 296; НГР: ru 15000201300262
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 15.11.13 N 417; НГР: ru 15000201300372}
В целях реализации на территории Республики Северная Осетия - Алания приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и в соответствии, с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы и входящие в ее состав следующие подпрограммы:
"Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания";
"Обеспечение жильем молодых семей";
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований республики разработать аналогичные муниципальные программы.
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания обеспечить начиная с 2011 года софинансирование мероприятий, проводимых в рамках Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
4 Контроль за исполнения настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания В.СБазрова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия - Алания Н.Хлынцов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Жилище" на 2011 - 2015 годы
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы | распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р, распоряжение Правительства Республики Северная Осетия Алания от 17 августа 2010 года N 243-р |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия Алания |
Государственные заказчики Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия Алания |
Основной разработчик Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия Алания |
Цели и задачи Программы | Основные цели Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Годовой объем ввода жилья в 2015 году - 229 тыс. кв. метров общей площади жилья; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2015 годы в один этап. |
Перечень подпрограмм и мероприятий Программы | Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"; |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2011 - 2015 годах составит 7749,947 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности | Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих показателей (по сравнению с показателями в 2009 году): |
Контроль за ходом реализации Программы | Контроль за ходом реализации Программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляет Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания - государственный заказчик Программы и ежегодно информирует Правительство Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы. |
В ходе реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в республике была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.
Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.
Республиканская целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) предусматривает:
формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;
комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;
стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;
повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.
В рамках реализации Программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья экономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.
Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 - 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки.
Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2010 году составила 39 процентов.
Последовательно проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
В целях обеспечения опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" были осуществлены мероприятия, направленные на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Государственная поддержка из федерального бюджета осуществлялась в виде субсидий на строительство (реконструкцию) в новых микрорайонах объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также на строительство автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой многоквартирной и малоэтажной застройки.
В 2008 -2009 годах в рамках подпрограммы реализовывалось 4 инвестиционных проекта. Объем финансирования из федерального бюджета в 2008 - 2009 годах составил 295632,0 тыс. рублей
Основными проблемами реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" на начальном этапе в 2006 - 2007 годах явились:
низкая заинтересованность, а в большинстве случаев и недостаток возможностей у местных органов власти в привлечении кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
небольшой опыт российских кредитных организаций в отношении практики кредитования проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой;
неготовность юридических лиц к привлечению кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в связи с отсутствием практики залогового обеспечения кредита, а также в связи с отсутствием кредитных историй и опыта работы с банками.
Кредитные организации начали развивать новый кредитный продукт в виде проектного финансирования развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства.
Анализ результатов выполнения этой подпрограммы показал, что механизм ее реализации обеспечивает эффективный контроль над целевым использованием средств и формирует прозрачность процедуры обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
В рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания" в 2011 - 2015 годах продолжится реализация выбранного направления, в которой планируется реализация следующих мероприятий, направленных на поддержку муниципальных программ развития жилищного строительства:
комплексная градостроительная планировка территорий в целях массового строительства жилья;
развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;
развитие социальной инфраструктуры параллельно со строительством жилья экономкласса;
выделение в отдельный бизнес развития инженерной инфраструктуры на застраиваемых участках;
упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищным некоммерческим объединениям граждан, в том числе жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного.
Таким образом, жилье экономкласса, построенное в рамках реализации подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания ", будет использоваться для обеспечения жильем молодых семей в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", граждан, получающих государственную поддержку на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Кроме того, построенное жилье экономкласса также будет приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов.
Предусмотренные подпрограммой "Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания" формы государственной поддержки реализации проектов органам местного самоуправления будут предоставляться при условии реализации муниципальных программ стимулирования развития жилищного строительства.
В целях развития в Республике Северная Осетия - Алания промышленности строительных материалов в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания" планируется реализовать мероприятия, направленные на модернизацию и (или) строительство новых энергоэффективных предприятий стройиндустрии, которые будут выпускать энергоэффективные и энергосберегающие строительные материалы, конструкции и изделия.
Это обусловлено тем, что в настоящее время уровень изношенности основных средств производства в некоторых организациях промышленности строительных материалов достигает 40 - 80 процентов и продолжает увеличиваться. В организациях используются устаревшие, энергозатратные технологии производства строительных материалов, изделий и конструкций, при строительстве жилья используются устаревшие и неэффективные технологии и строительные материалы. Все это отрицательно влияет на себестоимость выпускаемой продукции и, как следствие, приводит к увеличению стоимости жилья.
Поддержка молодых семей в вопросах улучшения жилищных условий является важным направлением жилищной политики в Российской Федерации.
Реализация мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в 2006 - 2009 годах продемонстрировала ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками подпрограммы. Так, на 1 января 2010 г. участвовать в подпрограмме изъявили желание 699 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В течение 4 лет (2006 - 2009 годы) в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Северная Осетия - Алания и местных бюджетов 182 молодых семьи.
Реализация указанной подпрограммы способствовала разработке и принятию в Республике Северная Осетия - Алания не только муниципальных программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий, но и республиканской целевой программы по развитию ипотечного жилищного кредитования.
За период 2008-2010 годы из республиканского бюджета Республики Северная Осетия - Алания и местных бюджетов на финансирование мероприятий подпрограммы было направлено 24,4 млн. рублей
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
Одним из эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.
На этапе реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы механизм обеспечения жильем реализовывался в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
По состоянию на 1 января 2006 года 4612 семей указанных категорий граждан нуждались в улучшении жилищных условий, из которых в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" за период с 2006 по 2010 год с учетом государственных жилищных сертификатов, предусмотренных графиком выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов, обеспечены жильем 143 семьи, что составляет 3,1 процента от числа нуждающихся.
В рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" удалось применить единые принципы и механизмы выполнения государственных обязательств в отношении всех установленных категорий граждан на основе выдачи государственных жилищных сертификатов. Это позволило создать эффективный механизм обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета.
В 2010 году Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания по поручению Министерства регионального развития Российской Федерации провело инвентаризацию нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам инвентаризации и с учетом реализации подпрограммы в 2010 году, по состоянию на 1 января 2011 года 3913 семей указанных категорий граждан признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе: