Программа исходит из того, что модернизация системы образования необходима не сама по себе, а как средство социально-экономического развития региона и успешной социализации личности, повышения уровня и качества жизни населения.
Политика и практика развивающего образования включают такие приоритеты, как обновление качества образования, повышение доступности образования, обеспечение социальной мобильности личности, позволяющей осуществлять смену профессий и образа жизни в динамично изменяющемся обществе.
Приоритеты Программы выступают как необходимые и достаточные условия проектирования многоуровневой системы образования, которая позволит осуществить социализацию личности, способной нести ответственность за собственное благополучие и благополучие семьи, родного края, своей страны.19
В качестве основных направлений Программы принимаются следующие:
Основные направления реализации Программы | Финансирование по годам (млн. руб.) | |||||||
средства из республиканс- | прочие источники | |||||||
Всего | 2004 | 2005 | 2006 | Всего | 2004 | 2005 | 2006 | |
1. Обновление содержания образования и повышение качества | 86,8 | 22,8 | 28,3 | 35,7 | 42 | 11,45 | 14,05 | 16,5 |
1.1. Оценка состояния действующей системы образования | 5,2 | 1,5 | 1,8 | 1,9 | ||||
1.2. Дошкольное образование | 3,1 | 0,8 | 1 | 1,3 | ||||
1.3. Общее образование | 19 | 5 | 6 | 8 | 28 | 8 | 9 | 11 |
1.4. Национальное образование | 12 | 3 | 4 | 5 | 4 | 1 | 2 | 1 |
1.5. Совершенствование практики специального (коррекционного) | 7,2 | 2 | 2,4 | 2,8 | ||||
1 .6. Воспитание и дополнительное образование детей | 31 | 8 | 10 | 13 | 10 | 2,45 | 3,05 | 4,5 |
1.7. Профессиональное образование | 9,3 | 2,5 | 3,1 | 3,7 | ||||
2 Совершенствование сети образовательных учреждений республики | 103,1 | 29 | 33 | 41,1 | 32 | 9 | 11 | 12 |
3. Развитие психолого-педагогической и социальной поддержки де-гей в системе образования | 3 | 0,8 | 0,9 | 1,3 | ||||
4. Совершенствование системы управления образованием | 12 | 3 | 4 | 5 | ||||
5. Финансирование образования | 0,1 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | ||||
6. Совершенствование ресурсного обеспечения | 56 | 14 | 18,5 | 23,5 | 3 | 1 | 1 | 1 |
6.1. Материально-техническое обеспечение учреждений образования | 14 | 3 | 5 | 6 | ||||
6.2. Кадровое обеспечение | 14 | 3 | 4,5 | 6,5 | 3 | 1 | 1 | 1 |
6.3. Социальная поддержка работников образования | 28 | 8 | 9 | 11 | ||||
ИТОГО | 261 | 69,62 | 84,73 | 106,64 | 77 | 21,45 | 26,05 | 29,5 |
В практике воспитания
Цели воспитания - развитие системы воспитания детей в образовательных учреждениях разных типов независимо от ведомственной принадлежности в интересах формирования духовно богатой, физически здоровой социально активной творческой личности ребенка. Важнейшие задачи воспитания:
формирование у подрастающего поколения гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
повышение общественного статуса воспитания в системе образования республики; развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания в интересах сохранения единого воспитательного пространства Российской Федерации;
укрепление и развитие воспитательных функций общеобразовательных учреждений, координация усилий общественных объединений, организаций и институтов в сфере воспитательной практики, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений;
повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия образовательно-воспитательной системы со всеми социальными институтами; определение места светского и религиозного компонентов образования в духовном возрождении молодежи;
развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным и Республиканским законами "Об образовании";
повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений; использование национальных традиций и современного опыта в области воспитания;
активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания; формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей;
повышение уровня работы средств массовой информации и печати в вопросах воспитания детей и учащейся молодежи.
В дошкольном образовании
Обеспечение общедоступности образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении (далее-ДОУ) для всех слоев населения.
Дифференциация сети ДОУ в соответствии с реальными потребностями республики.
Развитие сети коррекционных ДОУ в каждом районе республики.
Развитие здоровьесберегающего компонента в образовательном процессе ДОУ.
Создание условий для наиболее полного развития способностей, интересов детей на основе индивидуального подхода.
Организация более эффективных форм повышения квалификации педагогических и руководящих работников ДОУ для работы в условиях вариативного дошкольного образования.
В системе общего образования
Начальная школа.
Обновление содержания общего образования в соответствии с основной задачей модернизации образования.