ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 года N 387
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА" НА 2012 — 2014 ГОДЫ
В соответствии с Законом Республики Северная Осетия - Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия - Алания", в целях обеспечения конституционных прав и гарантий работников организаций на здоровые и безопасные условия труда Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществить в 2012 году финансирование мероприятий Программы из средств, предусмотренных в республиканском бюджете на 2012 год по разделу "Социальная политика", в последующие годы обеспечивать финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия -Алания С.С.Таболова.
Председатель Правительства.
Республики Северная Осетия - Алания Н.Хлынцов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29 декабря 2011 г. N 387
г. ВЛАДИКАВКАЗ 2011 год
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда" на 2012-2014 годы |
Основание и дата принятия решения о разработке Программы | Трудовой кодекс Российской Федерации. |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания. |
Разработчик Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания. |
Исполнители Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания, Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (по согласованию), Объединение организаций профсоюзов Республики Северная Осетия - Алания (по согласованию), предприятия, организации всех форм собственности. |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является улучшение условий и охраны труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Республики Северная Осетия - Алания, на основе согласованных действий социальных партнеров по реализации государственной политики в сфере охраны труда. |
Срок реализации Программы | Срок реализации Программы - 2012 - 2014 годы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | Прогнозируемые индикаторы и целевые показатели на 2014 год: |
Объемы и источники финансирования мероприятий, определенных Программой | Финансирование из федеральных внебюджетных источников в объеме средств, выделяемых Фондом социального страхования Российской Федерации; |
Показатели социально- экономической эффективности реализации Программы | Реализация государственной социальной политики по предоставлению работникам организаций гарантий государства на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством. |
Система организации контроля за ходом реализации Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Республики Северная Осетия - Алания. |
Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения трудового потенциала. Это нашло отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Внесенные в последнее время изменения в трудовое законодательство, предпринимаемые меры по сближению российского законодательства об охране труда с законодательством Европейского Союза, разрабатываемые Минздравсоцразвития России нормативные правовые акты, включая концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда, свидетельствуют о значительном усилении внимания государства к вопросам обеспечения достойных условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.
В рамках исполнения трехсторонних соглашений между республиканскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Республики Северная Осетия - Алания Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания с 1995 года реализованы четыре республиканские целевые программы улучшения условий и охраны труда.
Решение вопросов обеспечения безопасности на каждом рабочем месте в республике осуществляется путём реализации указанных программ. В настоящее время завершена реализация Программы на 2010 - 2011 годы, утверждённой постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 26 ноября 2010 года N 339. Программой предусматривалось развитие нормативной базы в сфере охраны труда, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, повышение уровня знаний по охране труда через дальнейшее совершенствование организации обучения и проверки знаний по охране труда специалистов, информационное обеспечение охраны труда.
Анализ работы в области охраны труда свидетельствует о том, что в республике продолжилась тенденция снижения не только общего количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве: с 112 в 2006 году до 84 человек в 2010 году, - но и с тяжелыми последствиями. Если в результате несчастных случаев на производстве за 2007 и 2008 годы в республике в организациях всех видов экономической деятельности погибло 6 и 13 работников, то в 2009 - 6 человек, в 2010 – 1.
Необходимость применения программного подхода к решению проблемы улучшения условий и охраны труда на территории Республики Северная Осетия - Алания обусловливают:
социальная острота проблемы, вызванная уровнем производственного травматизма;
невозможность решения данной проблемы в условиях рыночной экономики отдельными локальными мерами без создания комплексной системы управления охраной труда на территории Республики Северная Осетия - Алания, охватывающей исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и организации всех форм собственности;
необходимость усиления взаимодействия и консолидации совместных усилий органов государственного надзора, исполнительной власти и общественного контроля, расширения форм социального партнерства в деле улучшения условий и охраны труда;
отсутствие развитой инфраструктуры по оказанию на договорной основе предприятиям и организациям услуг в области охраны труда.
Применение программного подхода зарекомендовало себя в качестве эффективного механизма комплексного решения проблем улучшения условий и охраны труда. Реализация единого комплекса программных мероприятий позволила за последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма, в том числе и со смертельным исходом (таблица N 1).
Показатель | Ед. | Значение по годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Количество предприятий | ед. | 508 | 521 | 479 | 482 | 481 |
Количество работников | чел. | 60604 | 65781 | 60810 | 57716 | 57791 |
Количество пострадавших от несчастных случаев на производстве: | чел. | 112 | 67 | 107 | 94 | 84 |
Количество групповых несчастных случаев | чел. | 1 | 0 | 3 | 1 | 2 |
Количество тяжелых несчастных случаев | чел. | 23 | 23 | 13 | 12 | 16 |
Количество впервые установленных профессио-нальных заболеваний | чел. | - | - | 3 | 10 | 2 |
Количество пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих: | ед. | 1,8 | 1,3 | 1,8 | 1,6 | 1,5 |
Количество работников организаций, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к списочной численности | % | 11,2 | 12,8 | 12,7 | 13,8 | 12,4 |
Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам | % | 10,0 | 9,8 | 9,6 | 9,4 | 9,4 |
Затраты на мероприятия по охране труда | млн.руб. | 160,2 | 166,7 | 112,3 | 104,9 | 135, 5 |
Затраты на мероприятия по охране труда в среднем на 1 работника | руб. | 5756 | 8563 | 7889 | 7748 | 8560 |
Доля промышленных предприятий с неудовлетвори-тельными условиями труда | % | 63,1 | 62,8 | 62,3, | 61,8 | 61,8 |
Удельный вес устранённых в общем количестве выявленных нарушений по вопросам охраны труда | % | 87,2 | 87,6 | 88,1 | 88,6 | 88,6 |
По Республике Северная Осетия - Алания органами государственной статистики за 2010 год проводилось обследование состояния условий труда на предприятиях и в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по основным видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт и связь. Обследование показало, что в 2010 году 7638 человек (или 33,9% от всей численности обследуемых работников) имели хотя бы один вид компенсации за работу в неблагоприятных условиях груда, в т.ч. мужчин - 5340 человек (40,7%), женщин - 2298 человек (24,3%).
В 2010 году в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности работало 2791 человек, что на 626 человек, или на 18,3% меньше, чем в 2009 году, в т.ч. мужчин - 1805 (на 18,8% меньше), женщин - 986 (на 17,4% меньше). В 2010 году отмечается небольшое снижение численности работающих под воздействием всех видов вредных условий труда. Однако увеличилось число работающих на рабочих местах с повышенным уровнем вибрации, на 4,2% (в обрабатывающих производствах - на 3,8%, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды появилось 42 рабочих места). В 2010 году по республике снизилось число занятых тяжелым физическим трудом по сравнению с их числом в 2009 году на 474 (на 41,1%), в т.ч. мужчин - на 315 (на 35,4%), женщин - на 159 (на 60,0%). Это снижение наблюдается в обрабатывающих производствах на 307 человек (на 43,5%), а именно на предприятиях по производству прочих неметаллических минеральных продуктов всего на 299 человек (на 57,8%), в т.ч. мужчин - на 143 (на 49,0%), женщин - на 156 (на 69,3%), а также в строительстве - на 161 человека (на 44,4%) и на транспорте - на 33 человека (на 44,0%). Незначительно снизилась численность занятых на работах, связанных с напряженностью трудового процесса, - на 15 человек, или на 1,5%.
Из общего числа лиц, работающих на рабочих местах с превышением допустимых гигиенических нормативов условий труда в 2010 году 36,% работников испытывали воздействие повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука (40,2% в 2009 году); 22% работали в условиях повышенной запыленности воздуха (20,7% в 2009 году), 16,7% работали в условиях повышенного уровня вибрации (13,1% в прошлом году); 15,9% - в условиях повышенной загазованности воздуха рабочей зоны (17,2% в 2009 году). Опираясь на выше изложенные факты, можно сделать вывод, что в 2010 году условия труда на предприятиях обследуемых видов экономической деятельности незначительно улучшились.
Ухудшение условий труда в 2010 году наблюдается на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Так, в 2009 году таких мест насчитывалось всего 3, а в 2010 году - 136. Отчасти это произошло за счет увеличения списочной численности за исследуемый год на 952 человека, отчасти - за счет проведения аттестации рабочих мест, которая выявила места с повышенным уровнем шума, ультразвука, инфразвука, места с повышенным уровнем вибрации и с повышенной загазованностью. Незначительно ухудшились условия труда в строительстве и появились рабочие места, не отвечающие гигиеническим нормативам, в связи (18 рабочих мест).
В целом по республике в 2010 году в расчете на 1000 работающих приходилось 124 человека, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда (138 человек в 2009 году), в т. ч на предприятиях добывающей промышленности - 284 человека (284 человека в 2009 году); на обрабатывающих производствах 159 человек (183 человека в 2009 году); на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 48 человек (2 человека в 2009 году); в строительстве - 164 человека (158 человек в 2009 году); на транспорте - 133 человека (133 человека в 2009 году); в связи - 6 человек (в 2009 году рабочие места с вредными условиями труда отсутствовали).
Результаты обследования показали, что в 2010 году из числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда в целом по всем обследуемым видам экономической деятельности, каждый третий работник имел хотя бы один вид льгот или компенсаций, в т.ч. на предприятиях по добыче полезных ископаемых в обрабатывающих производствах - каждый второй, на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - каждый пятнадцатый, в строительстве - каждый третий, на транспорте - каждый четвертый, в связи - каждый тринадцатый.
С целью обеспечения безопасности каждого работника, занятого на рабочем месте с тяжелыми и вредными условиями труда, на предприятиях и в организациях выдается бесплатно спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты. По данным формы "1-Т условия труда", за 2010 год численность их составила 14,1 тысячи человек, что составило 62,6% от всей численности работников обследованных видов экономической деятельности (62,1% в 2009 году).
Из всей численности работников, получающих бесплатно спецодежду и спецобувь, 5,5 тысячи человек заняты во вредных и опасных условиях труда (6,1 тысячи человек в 2009 году).
Фактические расходы на средства индивидуальной защиты в 2010 году составили 35488,3 тысячи рублей (26952,7 тысячи рублей в 2009 году), т.е. на 31,7% больше, из них 16182,9 тысячи рублей на работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (13459,3 тысячи рублей в 2009 году), т.е. на 20,2% больше. В среднем на одного работника в 2010 году на средства индивидуальной защиты приходилось 2514 рублей (1758 рублей в 2009 году), что на 43,0% больше, а на одного работника, занятого во вредных и опасных условиях труда, - 2936 рублей (2208 рублей в 2009 году), что на 33,0% больше прошлогодних данных.
В 2010 году по всем обследованным предприятиям и организациям расходы на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты возросли по сравнению с расходами в прошлом году на 31,7%, в т.ч. в обрабатывающих предприятиях - на 32,1%, на предприятиях по производству электроэнергии, газа и воды - почти в 6 раз, на транспорте - на 11,6%, в связи - на 17,9%. В добывающих производствах и в строительстве наблюдается, наоборот, снижение расходов на средства индивидуальной защиты соответственно на 4,1% и 25,1%.
Расходы на одного работника в целом по всем обследуемым отраслям возросли на 43,0%.
В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 48,3 дня в целом по обследованным видам экономической деятельности, что на 9,8% больше, чем в предыдущем году.
Наличие вредных производственных факторов, использование изношенных машин и оборудования и несовершенных технологических процессов в некоторых случаях приводят к полной или частичной утрате трудоспособности работающими. На предприятиях обследованных видов экономической деятельности в течение 2010 года получили производственные травмы и временно утратили трудоспособность 84 человека, что на 10,6% меньше, чем в 2009 году.
За два года произошло снижение общего количества пострадавших на производстве со 107 до 84 человек (21,5%), пострадавших с тяжелым и смертельным исходом - с 13 до 1 человека. Количество работников, занятых на аттестованных по условиям труда рабочих местах, увеличилось за два года с 25,7% до 32 %.
Анализ работы в области условий охраны труда показал, что программный подход в этом направлении себя оправдывает.
Если снижение уровня производственного травматизма раньше связывали во многом со спадом экономической деятельности, то в последние годы снижение показателей травматизма и профессиональной заболеваемости происходит в условиях роста социально-экономических показателей, что говорит об устойчивости достигнутых результатов. Главная задача ближайших лет заключается в сохранении и повышении достигнутых показателей.
Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Республики Северная Осетия - Алания, проводимый по данным Территориального органа службы государственной статистики по Республике Северная Осетия – Алания, Государственной инспекции труда в Республике Северная Осетия – Алания, Государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия – Алания", показывает, что основными причинами производственного травматизма и большого числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:
1) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов регулирования;
2) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
3) низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях республики;
4) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;