ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2011 года N 348
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИНДУСТРИАЛЬНОГО ДОМОСТРОЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
{Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 15.11.13 N 417; НГР: ru 15000201300372}
В целях модернизации строительного комплекса республики, внедрения современных энергоэффективных систем многоэтажного и малоэтажного домостроения в рамках реализации Республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Северная Осетия — Алания в 2011 — 2015 годах", утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 27 декабря 2010 г. N 386, и Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р, Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Северная Осетия — Алания на период до 2020 года".
2. Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания принять меры по выполнению мероприятий, предусмотренных Республиканской программой "Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Северная Осетия - Алания на период до 2020 года".
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания в 2013 и в последующие годы обеспечить финансирование программных мероприятий в объемах, предусматриваемых на эти цели в республиканском бюджете на соответствующий год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия - Алания В.С. Базрова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия - Алания Н.Хлынцов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 16 декабря 2011 г. N 348
г. Владикавказ 2011 год
Наименование Программы | Республиканская целевая программа " Развитие промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Северная Осетия - Алания на период до 2020 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | "Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. N 1485-р; |
Государственный заказчик координатор Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. |
Разработчик Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. |
Цели и задачи Программы | Основные цели: |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011 - 2020 годы . |
Основные мероприятия Программы | Модернизация действующих и создание новых производств по выпуску следующих строительных материалов: |
Исполнители основных программных мероприятий | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания , производственные предприятия и организации. |
Объем и источники финансирования Программы | Прогнозные объемы финансирования мероприятий Программы - 19327,05 млн. рублей, в том числе: |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - координатор Программы, который ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия-Алания отчет о ходе ее реализации. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | К концу 2020 года ожидае мый прирост мощностей промышленности строительных материалов приведет к увеличению налогооблагаемой базы предприятий строительного комплекса не менее чем в 2,5-3,0 раза, созданию не менее 2800 новых рабочих мест. |
Программа развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения Республики Северная Осетия - Алания на период до 2020 года (далее - Программа) разработана Министерством архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания. При разработке Программы использованы основные параметры Стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года, Республиканской целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, Республиканской целевой программы "Стимулирование развития жилищного строительства на территории Республики Северная Осетия - Алания в 2011 – 2015 годах", схем территориального планирования. В качестве расчетных данных использованы показатели Республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Северная Осетия - Алания (2010-2014 годы)".
Строительный комплекс, включающий производство строительных материалов, играет одну из ведущих ролей в экономике, и его состояние служит одним из показателей экономического и технического развития республики.
В Программе рассматриваются основные (базовые) строительные материалы и конструкции и системы домостроения, от производства которых, в первую очередь, зависит возможность увеличения объемов строительства, в том числе жилищного. Это традиционные материалы, такие как кирпич керамический, железобетонные конструкции и бетонные изделия, нерудные материалы, материалы, которые при наличии значительных запасов сырьевых ресурсов не производятся промышленностью строительных материалов республики: цемент и цементосодержащие сухие смеси, утеплители из базальта, базальтовая нить, композитные трубы и арматура, а также производство новых строительных материалов - универсальный многослойный композиционный термостойкий теплошумовлагоизоляционный материал для стеновых ограждающих и несущих конструкций, конкурентоспособный на мировом рынке.
В целом разведанные запасы полезных ископаемых на территории Республики Северная Осетия - Алания позволяют в полном объеме обеспечить прогнозные объемы производства стройматериалов до 2020 года.
Республика обладает необходимыми земельными участками для создания новых производств, технического и технологического перевооружения существующих.
Производство основных видов стройматериалов является капиталоемким, с длительными сроками окупаемости. Для модернизации действующих предприятий и строительства новых требуются большие финансовые средства, окупаемость которых составляет более пяти лет.
Актуальность разработки и реализации Программы обусловлена необходимостью развития промышленности строительных материалов в Республике Северная Осетия - Алания в целях обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли спросу на внутреннем рынке, а также необходимостью решения системных проблем структурного характера, таких как:
физическая изношенность основных производственных фондов предприятий промышленности строительных материалов;
обеспечение регионального строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией;
вовлечение в хозяйственный оборот местных сырьевых ресурсов для производства эффективных и экологически чистых строительных материалов;
внедрение новых энергоэффективных систем индустриального домостроения для многоэтажного и малоэтажного строительства, в том числе экономического класса;
обеспечение снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов;
увеличение налогооблагаемой базы и создание дополнительных рабочих мест.
Особого внимания и подходов требует застройка горных территорий. Для минимализации воздействия на уникальную природу необходимо максимально исключить применение традиционных строительных материалов, традиционных систем домостроения, воздействие тяжелой строительной техники, мокрых строительных процессов. Этим требованиям удовлетворяют современные системы домостроения быстровозводимых малоэтажных домов.
Реализация Программы позволит строить здания и сооружения, в том числе экономического класса, любого назначения, по любой из общепринятых в Российской Федерации систем домостроения, на качественно новом уровне, с соблюдением всех нормативных требований по сейсмостойкости, надежности, энергоэффективности, уникальные по своему внешнему оформлению, производить востребованную на российском рынке продукцию строительного назначения.
Основными целями Программы являются:
ликвидация в республике дефицита основных строительных материалов (цемента и цементосодержащих сухих смесей, кирпича керамического рядового, декоративного стенового камня, стеновых материалов из ячеистых бетонов, эффективных утеплителей), а также производство принципиально новых для российского рынка строительных материалов и конструкций;
обеспечение регионального строительного рынка новыми энергоэффективными системами домостроения, высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с продукцией, завозимой из-за пределов региона, в том числе импортной;
вовлечение в хозяйственный оборот местных сырьевых ресурсов для производства эффективных и экологически чистых строительных материалов;
обеспечение снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов;
увеличение налогооблагаемой базы и создание дополнительных рабочих мест;
повышение комфортности проживания, необходимой надежности и долговечности жилых домов.
Программные цели базируются на современных требованиях строительного комплекса к промышленности строительных материалов, основанных на необходимости:
увеличения объемов жилищного строительства, изменения его структуры, перехода на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и современные технологии их возведения, строительства энергоэффективных зданий и сооружений;
удовлетворении потребностей капитального строительства в качественных, экологически чистых, современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения.
Для достижения указанных целей до 2020 года в рамках Программы необходимо решить следующие задачи:
провести обновление основных фондов наиболее значимых предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;
обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий, в том числе не имеющих аналогов в Российской Федерации;
повысить производительность труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
обеспечить рациональное использование сырьевых природных ресурсов и вовлечение в производство отходов промышленности;
привлечь инвестиционные ресурсы для модернизации действующих производств, создания новых мощностей и их эффективной эксплуатации.
Развитие производственных мощностей строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано с учетом изученного спроса на них, оптимального использования имеющейся сырьевой базы отрасли, отходов и при необходимости вторичных ресурсов других отраслей промышленности.
Максимальное использование местных сырьевых ресурсов должно стать приоритетным направлением и основой для развития промышленности строительных материалов в республике.
Социально-экономическая ситуация в Республике Северная Осетия - Алания за последнее десятилетие в целом характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей и, прежде всего, валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, инвестиций в основной капитал.
Вместе с тем по уровню и качеству жизни населения республика пока отстаёт от среднероссийских показателей. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия - Алания характеризуется уровнем доходов населения значительно ниже среднероссийского значения, высоким моральным и физическим износом основных производственных фондов в промышленности, в том числе в промышленности строительных материалов, сельском хозяйстве, а также сетей коммунальной инфраструктуры. В то же время обеспеченность водопроводными сетями составляет 100%, газификация населения - 98%, электроснабжения - 98,2%.
Республика обладает развитой, стратегически важной транспортно-инфраструктурной сетью. По территории Республики Северная Осетия - Алания проходит прямой путь в Закавказье через Главный Кавказский хребет посредством двух автомобильных дорог федерального значения: Военно-Грузинской от Владикавказа до российско-грузинской границы в Дарьяльском ущелье и Транскавказской, которая представляет собой кратчайший путь между европейским центром России и Закавказьем, Турцией и Ираном. Протяжённость республиканских автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием составляет 2,3 тыс. км, их плотность – 286 км на 1 тыс. кв. км территории. В то же время не отвечают нормативным требованиям 52% республиканских дорог с твердым покрытием.
Туристско-рекреационный комплекс Республики Северная Осетия - Алания, благодаря уникальным природно-климатическим условиям и богатому историко-культурному наследию, на сегодняшний день является одним из наиболее привлекательных для освоения в Северо-Кавказском регионе.
Наибольшим ресурсным потенциалом и перспективой развития на территории Северной Осетии обладает рекреационный природно-территориальный комплекс Мамисонского ущелья. Проект предполагает создание горнолыжного курорта общефедерального значения, включающего в себя горнолыжную инфраструктуру (канатные дороги, обустроенные горнолыжные трассы, противолавинные сооружения), строения для проживания и обслуживания, организацию бальнеологического лечения отдыхающих.
Промышленный комплекс составляет основу экономики Северной Осетии. В структуре промышленного производства Республики Северная Осетия - Алания основными отраслями являются цветная металлургия, электроэнергетика, машиностроение, металлообработка, лёгкая и пищевая промышленность.
Индустрия строительных материалов в Республике Северная Осетия - Алания располагает заводами по производству кирпича, бетона, извести, железобетонных изделий, песчано-гравийных смесей, металлических конструкций. За последние годы созданы производства металлочерепицы, армированного пенобетона, полистиролбетона (аналог пенобетона), декоративного стенового камня, высокохудожественных металлических изделий.
В сфере жилищно-коммунального комплекса основные проблемы обусловлены высокой долей аварийного жилищного фонда, а также высокой степенью изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве: водозаборов и водопроводных сетей - 70 процентов, тепловых сетей - 60 процентов, очистных сооружений – 67 процентов, канализационных сетей - 43 процента.
Среди наиболее важных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие республики, следует отметить:
высокую степень износа основных производственных фондов;
недостаток инвестиционных ресурсов для развития производственных мощностей;
слабую материально-техническая база в агропромышленном комплексе;
неэффективное использование земельных ресурсов;
недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры;
недостаточную обеспеченность объектами социальной инфраструктуры;
неудовлетворительное состояние комплекса жилищно-коммунального хозяйства;