Республиканская целевая программа "Улучшение условий и охраны труда" на 2010 -2011 годы (далее именуется - Программа) разработана Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Законом Республики Северная Осетия - Алания от 15 марта 1999 года N 4-РЗ "Об охране труда в Республике Северная Осетия-Алания", постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 16 июля 1999 года N 210 "О государственной системе управления охраной труда Республики Северная Осетия-Алания", постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 28 "О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях" в целях создания системы сертификации работ по охране труда в Республике Северная Осетия - Алания.
Состояние условий труда во многих организациях остается актуальной социально - экономической проблемой. По данным проведенного статистического наблюдения за состоянием условий труда на крупных и средних предприятиях, в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, из общего числа лиц, работающих на рабочих местах с превышением допустимых нормативов условий труда, в 2008 году 37,0% работников (32,4% в предыдущем году) испытывали воздействие повышенного уровня шума; 24,3% работали под воздействием повышенной загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны; 11,2% - под воздействием повышенного уровня вибрации.
На промышленных предприятиях в расчете на 1000 работающих приходилось 127 человек, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (против 128 в 2007 г.), из них на предприятиях добывающей промышленности - 95 человек (87 человек в 2007 г.) на обрабатывающих производствах - 171 человек (против 166 чел.), на предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 46 человек (42 чел. в 2007 г.), в строительстве - 117 человек (121 человек в 2007 г.), на транспорте - 123 человека (114 человек в 2007 г.).
Наличие вредных производственных факторов, использование изношенных машин и оборудования и несовершенных технологических процессов в некоторых случаях приводят к полной или частичной утрате трудоспособности работающих. На предприятиях обследованных отраслей экономики в 2008 году получили производственные травмы и временно утратили трудоспособность 107 человек, что на 23% больше, чем в 2007 году, в том числе в обрабатывающих производствах - 34 человека.
От травм на производстве в 2008 году погибли 13 человек, что в 2,2 раза больше, чем в 2007 году, в том числе на предприятиях сельского хозяйства - 3 человека, в обрабатывающих производствах - 2 человека, в строительстве – 5 (2 человека в 2007 г.).
В результате несчастных случаев на производстве каждый пострадавший в среднем за год отсутствовал 33 дня в целом по обследованным видам экономической деятельности.
Управление условиями труда на рабочих местах с целью предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости осуществляет работодатель, деятельность которого регулируется государством в виде государственных нормативных требований охраны труда, обязательных для выполнения. Основным и важнейшим критерием выполнения работодателем этих требований является оценка соответствия (сертификация) работ по охране труда государственным нормативным требованиям.
Сертификация - это процесс официальной оценки и подтверждения органом по сертификации соответствия объекта сертификации установленным для данной системы сертификации требованиям с выдачей сертификата соответствия.
Система сертификации работ по охране труда в организациях (далее - ССОТ) создана для реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации.
ССОТ введена в Российской Федерации постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 года N 28 "О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях". ССОТ внесена Госстандартом России в государственный реестр обязательных систем сертификации, ей присвоен регистрационный номер РОСС RU.001.3.01ОТ00.
Необходимость применения программного подхода к решению проблемы создания органа по сертификации в Республике Северная Осетия - Алания предопределяется ее социально- экономическим характером, республиканской значимостью, невозможностью комплексного решения данной проблемы без государственного регулирования.