Недействующий

О ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Современное российское образование, являющееся важнейшим фактором нового качества экономики и общества, находится на этапе модернизации, которая признана политической и общенациональной задачей, в связи с чем ее осуществление становится интересом и государства, и общества в целом.

Модернизация образования - это масштабная программа государства. Она призвана привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современного развития страны.

Развитие основных принципов образовательной политики государства невозможно без соответствующего изменения в педагогическом образовании, без повышения профессионального уровня педагогов и формирования педагогического корпуса, способного осуществлять такое обновление. Поэтому модернизация педагогического образования есть закономерная часть программы модернизации российского образования.

Необходимость разработки данной Программы продиктована приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 1313 "О программе модернизации педагогического образования", рекомендующим государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации разработать на основе программы региональные программы модернизации педагогического "образования на 2003 - 2006 годы.

Региональная политика в области педагогического образования должна быть организующей и объединяющей для обеспечения единства российского педагогического пространства и в то же время реально воздействующей на развитие регионального образования в его специфике.

Модернизация российского педагогического образования требует соответствующего обновления регионального педагогического образования в специфике его внутренних и внешних закономерностей. Это обновление должно основываться на признанных традициях мирового, российского и национального опыта и быть нацеленным на перспективные потребности развития страны в целом и каждого субъекта Федерации.

Система педагогического образования Республики Северная Осетия-Алания является составной частью педагогического образования России и, помимо общих задач подготовки кадров для учреждений образования, выполняет также функцию адаптации общих тенденций развития российского педагогического образования к условиям и к специфике республиканского образовательного пространства; создает условия для планомерного развития внутренних тенденций и внешних связей образования республики с региональным и общероссийским; обеспечивает разработку и внедрение вариативного содержания общего и педагогического образования в части его национально-регионального компонента.

Специфика модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия требует:

создания системы целевой подготовки педагогических кадров, основанной на прогнозировании перспектив развития и изменений в кадровом потенциале республики в целом и каждого из ее районов соразмерно развитию и преобразованиям в региональном образовательном пространстве;

приведения уровня материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями;

развития и совершенствования действующей на территории республики системы непрерывного педагогического образования и поддержки учебно-методических, научно-исследовательских направлений педагогической деятельности;

обеспечения мониторинга в части контроля качества, хода модернизации и сопоставления ее результатов с данными по региональному и по российскому образовательному пространству;

ориентации содержания и технологии педагогического образования на полилингвальную образовательную модель обучения в целях подготовки учителей для работы в школе с русским, осетинским и иностранными языками обучения;

разработки национально-регионального содержания подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в условиях поликультурного, полилингвального, полиментального образовательного пространства;

корректировки содержания и форм подготовки и переподготовки учителей начальных классов с учетом реализуемых в республике вариативных программ, в том числе и по раннему изучению иностранного языка, информационных и коммуникативных технологий:

обновления форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов на основе общероссийских воспитательных систем и в соответствии с Концепцией воспитания в республике;

разработки содержания и форм дополнительного профессионального образования, обеспечивающего подготовку и включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего и педагогического образования, в контексте его республиканской специфики, в том числе на основе интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий;

определения содержания и поддержки актуальных научных направлений, стимулирования создания научных школ в области развития республиканского педагогического образования;

участия в разработке учебников нового поколения по психолого-педагогической и предметной подготовке для системы педагогического образования в части содержания их регионального компонента;

создания комплектов национальных программ, учебников и учебно-методических пособий современного поколения;

усиления необходимого взаимодействия республиканских государственных органов управления образованием с педагогическими образовательными учреждениями российского подчинения и совершенствования системы взаимодействия с учреждениями республиканского подчинения в целях реализации задач модернизации педагогического образования.

На основании вышеизложенного разработана Программа модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания, обоснована ее специфика, определены цели, задачи, основные направления деятельности, их конкретное содержание и ресурсное обеспечение.

Основные цели и задачи Программы

Основной целью данной Программы является адаптация основных направлений и задач модернизации российского педагогического образования к условиям Республики Северная Осетия-Алания, определение специфики его содержания в соответствии с общей концепцией национального (республиканского) образования и разработка конкретных мер по его реализации.

Для достижения этой цели предусмотрено решение ряда крупномасштабных задач. Это:

организация проектировочной образовательной политики в части разработки технологии постоянного прогнозирования потребности республиканской системы образования в педагогических кадрах и установление соответствующей координации между выпуском педагогических кадров и потребностями общеобразовательных учреждений;

устранение несоответствия подготовки учителей требованиям современной школы, в том числе по проблемам обеспечения здоровья детей, работе по воспитанию учащихся в современных условиях, помощи детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, оказания психолого-педагогической помощи семьям школьников;

повышение уровня педагогического образования через его непрерывность, многообразие и вариативность, обеспечение преемственности образовательных ступеней и уровней, создания условий для академической и практической мобильности обучаемых (система родственных учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования);