Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 1999 года N 312

О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 1999-2003 ГОДЫ

{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 18.03.02 N 4-РЗ; НГР: ru15000200200016}

В целях повышения эффективности использования научных разработок и скорейшего внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2003 годы, разработанную Министерством экономики Республики Северная Осетия-Алания и Северо-Осетинским научным центром.

2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев), Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Дзгоев), Северо-Осетинскому научному центру (Кусраев) организовать работу по реализации Концепции инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2003 годы.

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Северная Осетия-Алания К. Каргинов

Концепция инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания на 1999 - 2003 годы

I. Введение


Концепция инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания - система взглядов на роль и значение инновационной сферы республики, принципов формирования инновационной политики, механизмов государственного регулирования инновационной деятельности, которыми с учётом конкретной социально-экономической ситуации руководствуются республиканские органы исполнительной власти. Основные положения концепции учитывают и используют в своей деятельности все субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские, научно-образовательные, опытно-производственные, технологические, внедренческие, инновационные и другие организации и предприятия, а также научно-технические общества, союзы и объединения, работники научно-технической и инновационной сферы, новаторы, изобретатели, рационализаторы, предприниматели.

Инновационная политика является важной составной частью государственной социально-экономической политики. Она направлена на максимальное использование интеллектуальных и научно-технических ресурсов общества в интересах устойчивого социально-экономического развития. Это предполагает всемерное развитие государственных и общественных структур, стимулирующих и поддерживающих коллективный творческий - процесс преобразования новой информации в конкурентоспособную продукцию, Обеспечивая при этом экономический и (или) социальный эффект.

Инновационная политика в РСО-Алания призвана способствовать преодолению кризисных явлений в экономике и обеспечению функционирования научно-технического сектора как катализатора экономического развития, повышению конкурентоспособности и росту занятости населения. Ожидаемое оживление экономики важно осуществить на основе глубоких структурных сдвигов в производстве и его широкого технологического обновления с использованием новейших достижений научно-технологического прогресса. Решающее значение в этой связи приобретают разработка и последовательная реализация государственной инновационной политики.

При решении такой задачи важна не только выработка четкой инновационной стратегии, нацеленной на формирование прогрессивного технологического уклада, но и способность использовать весь арсенал с инструментов прямого и косвенного государственного регулирования для организации инновационной деятельности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что активизация инновационных процессов связывается не только и не столько с ростом инвестиций в науку и технику, в сферу знаний и технологий, сколько с качеством организационно-экономического механизма управления инновационными процессами, интеграции нвестиционной, производственной и научно-технической политики на основе "предпринимательской модели" экономики.

II. Основные термины


В настоящее время происходит активное формирование понятийного дата инновационной сферы. Ввиду незавершенности этого процесса необходимо уточнить термины, используемые в настоящей Концепции.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, предназначенный к коммерческой реализации в виде: 1) процесса, направленного на создание и осуществление принципиально новых или усовершенствованных идей, приемов, способов в какой-либо области деятельности; 2) объектов - принципиально новых или усовершенствованных товаров, технологий, услуг или деятельности, имеющих завершенный вид товара, впервые используемого и готового к применению и распространению на рынке.

Инновационная деятельность - исследовательская, организационная, практическая и иная деятельность, направленная на коммерческое использование новых идей, накопленных знаний, освоенных технологий, достижений науки и техники с целью получения непосредственной экономической выгоды и/или социального эффекта.

Экономика инновационного типа - система организации народнохозяйственного комплекса, характеризуемая преимущественным распространением и использованием в экономике инноваций, а также наличием социальных и экономических механизмов постоянного воспроизводства инновационных возможностей, стимулирования инновационной деятельности.

Инновационный тип развития - разновидность социально-экономического развития, основными движущими силами которой являются: научный поиск, прикладные исследования и разработки, нововведения, растущая роль информационных ресурсов, непрерывное образование, постоянное повышение квалификации рабочей силы, ориентация на постоянные изменения, гибкое комбинирование факторов, механизмов, организационных форм.

.Республиканская инновационная система - сеть институтов государственного и частного секторов, деятельность и взаимодействие которых порождает, импортирует, видоизменяет, распространяет и использует инновации.

Государственная инновационная политика - составная часть республиканской социально-экономической политики, выражающая отношение к инновационной деятельности; определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в сфере инновационной деятельности.

Инновационная сфера - область деятельности, связанная с созданием, продвижением и обслуживанием инноваций, включая деятельность производителей и потребителей знаний и технологий, а также посреднических и обеспечивающих структур, поддерживающих инновационные процессы.

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, информационные, интеллектуальные и иные ресурсы, которые могут быть вовлечены в инновационную деятельность, а также социальные институты и механизмы, определяющие восприимчивость экономики к инновациям.

Инновационный проект - комплекс целенаправленных и взаимосвязанных Мероприятий, направленный на получение и реализацию нововведений в течение установленного срока и по определенной стоимости, выполняемый под единым управлением.

Инновационная программа - утвержденный республиканским органом управления комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, способствующий формированию экономики инновационного типа.

Инновационная инфраструктура - комплекс взаимосвязанных организаций, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инновационной деятельности.

Координационный совет по инноватике - консультативно-аналитический орган при Президенте Республики Северная Осетия-Алания.

Продукты (результаты) инновационной деятельности - 1) инновационные проекты, определяющие технологию и результаты освоения конкретных инноваций, 2) освоенные в различных отраслях жизни и деятельности человека процессы, обеспечивающие социально-экономический и экологический эффекты от их реализации, 3) новые, принципиально новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы и услуги) различного характера, расширяющие рынки.

III. Предпосылки инновационной политики


Необходимость реализации инновационной политики продиктована рядом внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое положение населения в Республике Северная Осетия-Алания.

1. Мировые тенденции экономического развития - интеграция, глобализация и транснационализация хозяйственной деятельности связаны с развитием науки, распространением и использованием знаний и технологий, формированием элементов нового постиндустриального технологического уклада.

Растет роль интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов, происходит стремительное замещение труда знаниями, и развитие человека становится важнейшим условием любого хозяйственного прогресса, информационные ресурсы и информационные технологии содержат в себе огромный потенциал для построения более сбалансированного общества, более эффективного хозяйствования, улучшения жизни людей.

Именно поэтому основной сферой накопления во все большей мере становится человеческий капитал, и страны, бедные природными ресурсами свой шанс стать серьезными соперницами в мировой конкурентной борьбе на основе инновационной стратегии.

Инновационную стратегию берет на вооружение и Россия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 832 принята концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. В соответствии с этим документом инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

2. На некоторых предприятиях РСО-Алания доминируют элементы устаревших технологических укладов, износ основных фондов в промышленности превысил 80%. Любые инвестиции или преобразования на подобной технологической базе будут неэффективны без серьезного печения инновационного потенциала, без перехода на инновационный путь развития.

В Республике Северная Осетия-Алания имеются реальные запасы стратегических природно-сырьевых ресурсов (нефти, газа, цветных и драгоценных металлов, известняков, мергелей, доломитов и т. д.) способных обеспечить самодостаточное развитие экономики. Однако это требует инвестиций и новых технологий для их освоения. Данные обстоятельства вынуждают опираться преимущественно на узкий перечень возобновляемых ресурсов - интеллектуальный потенциал, энергетику, минеральные воды и сельское хозяйство, развить которые без объединяющего начала - широкого использования нововведений - невозможно.

В то же самое время интеллектуальный потенциал республики, несмотря на значительные потери, все еще достаточно развит и превышает средние российские показатели. Однако он недостаточно востребован и не ориентирован на повышение конкурентоспособности республиканской экономики.

На территории республики выявлено более 200 источников минеральной роды, однако недостаточно целенаправленная и активная политика в их освоении ведет к фактической утрате даже местного рынка минеральной воды.

Значительная часть территории Республики Северная Осетия-Алания благоприятна для развития сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 400 тыс. гектар, из которых 50% занимает пашня. Климат позволяет выращивать разнообразные сорта сельскохозяйственной продукции.

По некоторым оценкам сельскохозяйственный потенциал республики способен обеспечить более 1 млн. человек продовольственными продуктами собственного производства.

3. Для выхода на высокие рубежи конкурентоспособности экономики Республики Северная Осетия-Алания требуется принципиально новая, хорошо продуманная и обоснованная государственная политика - необходимо стимулировать стратегические перспективы развития общества. Решение важнейших текущих задач по выходу из социально-экономического кризиса, которым вынуждено заниматься Правительство, не должно заслонять необходимость поиска долговременных путей развития республики.

Ситуационный анализ возможных вариантов развития республики на долговременную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов вызывает в качестве наиболее приемлемого вариант развития на инновационной основе.

Тем самым возникает стратегическая задача: развить инновационный потенциал, сделать его устойчивым фактором социально-экономического развития республики. Эта задача неразрешима без активной государственной научно-технической и инновационной политики.

IV. Цели инновационной политики


Основная цель инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания - вовлечение в хозяйственный оборот научно-технического и инновационного потенциала республики и создание на этой основе конкурентоспособной высокоэффективной ресурсосберегающей экономики инновационного типа.

В соответствии с этой целью Республика Северная Осетия-Алания в своей социально-экономической политике исходит из стратегии постепенного перехода на инновационный тип развития, делая ставку на всемерное использование технологических, информационных, интеллектуальных, человеческих ресурсов. Такая стратегия предполагает динамичное продвижение к следующим целям:

системная интеграция научно-технической, образовательной и промышленной политики, направленная на стимулирование инновационных процессов в республике;

формирование инновационно ориентированной инвестиционной Политики в республике и создание инвестиционных механизмов инновационной деятельности;

формирование инновационной инфраструктуры, в частности, имущественного фонда инноваций за счет высвобождающихся площадей и оборудования;

широкомасштабное внедрение и распространение мультимедийных телекоммуникационных технологий, их использование в интересах социально-экономического развития;

активизация индивидуальных творческих возможностей членов общества и развитие малого инновационного предпринимательства.

V. Принципы инновационной политики


Основными концептуальными принципами реализации инновационной Республики Северная Осетия-Алания, вытекающими из поставленной цели, являются:

1. Инновационная деятельность признается приоритетным направлением республиканской социально-экономической политики, определяющим уровень конкурентоспособности и степень эффективности экономики.

2. Основными рычагами, приводящими в движение инновационную деятельность, являются:

новые знания и технологии;

венчурный (рисковый) капитал;

инновационное предпринимательство.

3. В соответствии с этим решающим положением инновационной политики являются: гарантия приоритетного инвестирования инноваций, совершенствование инвестиционных механизмов инновационной деятельности, развитие инновационного предпринимательства, повышение квалификации трудовых ресурсов.

4. Инновационная политика является основой реализации концепции устойчивого развития республики, включая интеллектуальную поддержку ресурсного жизнеобеспечения населения республики, снижение антропогенной нагрузки на среду обитания и ликвидацию потенциальной конфликтогенности межэтнического взаимодействия.

5. Инновационная политика направлена на важнейшие приоритеты устойчивого развития республики, выбор которых опирается на исследование имеющегося и перспективного научно-технического и инновационного потенциала республики, анализ российских и мировых тенденций научно-фенологического и промышленного развития.

6. Проведение инновационной политики способствует становлению новой структуры республиканской экономики, соответствующей мировым и российским тенденциям формирования нового постиндустриального технологического уклада.

7. Успешная инновационная политика зависит не только от научно-технической сферы, но также и от широкого социокультурного окружения, порождающего процессы коллективного обучения, распространения знаний и технологий, формирования деловых связей между субъектами инновационной Деятельности.

8. Одним из базовых механизмов поддержки инновационной деятельности является развитие информационных технологий и компьютерных телекоммуникационных сетей с выходом на мировое информационное пространство, способствующее распространению новых знаний и технологий, коллективного процесса дистанционного обучения, формированию телекоммуникационной среды делового общения.

VI. Направления инновационной политики


Основными направлениями инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания являются:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот республики.

2. Установление приоритетов социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания и освоение на их основе важнейших базисных инноваций, обеспечивающих повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики.

3. Совершенствование инвестиционных механизмов инновационной деятельности, формирование системы венчурного финансирования инновационных программ и проектов, привлечение к ним частного капитала.

4. Развитие инновационного предпринимательства путем формирования благоприятного социально-экономического и психологического климата для формирования инновационных предприятий, оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Интеграция научно-технической, образовательной и производственной Деятельности на основе различных форм участия научных работников, аспирантов и студентов в инновационной деятельности посредством создания инновационных центров на базе образовательных учреждений и научных организаций,

6. Обеспечение системного развития инновационной инфраструктуры республики на базе аппаратно-программных средств сопровождения инновационных программ н проектов, включая:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»