ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2008 года N 296
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ" НА 2009-2016 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 24.11.09 N 322; НГР: ru 15000200900272
Постановление Правительства РСО-Алания от 21.01.11 N 4; НГР: ru 15000201100011
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356
Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 15.11.13 N 417; НГР: ru 15000201300372}
В соответствии с Концепцией Федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2016 годы", утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1197-p, в целях обеспечения приемлемого уровня сейсмической безопасности, повышения устойчивости жилых домов и объектов жизнеобеспечения, а также минимизации потерь от землетрясений в регионе с высоким уровнем сейсмических рисков Правительство Республики Северная Осетия - Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2014 годы" (далее - Программа). {Пункт 1 в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 21.01.11 N 4; НГР: ru 15000201100011}
2. Министерству экономики Республики Северная Осетия - Алания ежегодно, начиная с 2009 года, при формировании ежегодной инвестиционной программы предусматривать отдельной строкой средства на реализацию Программы.
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия - Алания осуществлять финансирование Программы в пределах бюджетных назначений, предусмотренных в вышеуказанной инвестиционной программе.
4. Администрациям муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания, на территории которых будут осуществляться мероприятия Программы, ежегодно, начиная с 2011 года, предусматривать в соответствующих бюджетах выделение средств на их осуществление.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия - Алания Н. Хлынцов
Утверждена
постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19 декабря 2008 г. N 296
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. |
Основной разработчик Программы | Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. |
Цели и задачи Программы | Целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска, уменьшение ущерба от землетрясений, реконструкция существующих сооружений, подготовка городов, других населенных пунктов к сильным землетрясениям. Основными задачами Программы являются: сейсмоусиление наиболее несейсмостойких ответственных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска и подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям на территории республики. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2013 годы, в том числе: |
Основные программные мероприятия | Создание и реализация научно-методической и правовой базы Программы Усиление недостаточно сейсмостойких сооружений в сейсмоопасных районах |
Объем и источники финансирования Программы | Общий предварительный объем финансирования Программы составляет 1039,64 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты Программы | Уточнение характеристики сейсмической результаты Программы опасности и сейсмического риска наиболее опасных районов, включая уточнение риска от вторичного воздействия природного и техногенного характера; |
Управление реализацией и контроль за исполнением Программы | Организация управления и контроль исполнения реализацией и контроль Программы возлагаются на Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания. Информация о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального и местных бюджетов представляются исполнителями в установленном порядке. |
{Паспорт программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}
Республиканская целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Северная Осетия - Алания на 2009-2016 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. N 1197-р "О Концепции Федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы".
Республика Северная Осетия - Алания занимает площадь 8 тыс. кв. км, численность населения составляет 701 тыс. человек, в том числе городского населения - 453 тыс. человек.
Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения. Республика Северная Осетия - Алания характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических, грунтово-геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам республики.
Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Моздок, Алагир, Ардон, в соответствующих районах, а также в горной местности, включая Пригородный район.
Приоритетные направления реализации программных мероприятий:
обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых жилых и общественных зданий, основных объектов и систем жизнеобеспечения;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
совершенствование научных методов и технологии сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что:
вся территория республики находится в зоне высокой степени сейсмичности, что может вызвать землетрясения с катастрофическим ущербом;
на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации республики (транспортные, газовые, тепловые, водоснабжения и канализации, энергоснабжения и связи), разрушение которых приведет к экологической деградации территории и гибели людей.
В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются данные сейсмического районирования территории республики и карт сейсмического микрорайонирования г. Владикавказа и других населенных пунктов (районных центров и т.д.). Вместе с тем существенное увеличение сейсмической опасности по сравнению с прежними данными сейсмичности требует принципиально нового, дифференцированного подхода к оценке сейсмостойкости. На ряде эксплуатируемых объектов республики здания и сооружения построены до введения Строительных норм и правил по строительству в сейсмоопасных районах (до 1960 г.), в частности, объекты образования, жилья, инженерные коммуникации, которые должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть наиболее уязвимым.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики.
Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно-технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.
Целями Программы являются: максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах республики, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов, объектов связи и коммунального хозяйства к сильным землетрясениям.
Основными задачами Программы являются:
1. Осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов.
2. Проведение обследования и паспортизации жилья, основных объектов и систем жизнеобеспечения.
3. Создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территории.
4. Формирование нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений.
5. Разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов.
6. Разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов.
7. Создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений.
8. Развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений.
9. Совершенствование системы подготовки населения городов к сейсмическим бедствиям.
10. Повышение чувствительности существующей подсистемы сейсмологических наблюдений и установка 8 сейсмостанций для полного контроля территории.
11. Создание базы данных комплексных наблюдений и развитие информационно-коммуникационной части системы для обмена информацией с соответствующими организациями и ведомствами с целью более эффективного решения задач повышения сейсмобезопасности населения и территории республики и части соседних субъектов Российской Федерации.
12. Анализ карт сотрясаемости.
13. Оценка исходной сейсмичности территории.
14. Составление инженерно-геологической подосновы карты (схемы) сейсмического микрорайонирования.
15. Инструментальные исследования (определение показателей сейсмических свойств грунтов путем регистрации колебаний от сильных и слабых землетрясений, слабых и мощных искусственных источников, регистрация микроколебаний).
Программа проведения и перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проведения работ по паспортизации объектов приведены в приложении 5.
Программа предусматривает обеспечение сейсмобезопасности на территории республики в 2 этапа.
На первом этапе (2009-2010 годы):
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (приложение 5);
обследование и паспортизация территорий и объектов, разработка стратегий реализации дополнительных мероприятий по повышению защищенности жилых объектов (приложение 6);
систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в сфере обеспечения сейсмобезопасности территорий;
формирование системы регламентов и стандартов в области сейсмического районирования, сейсмостойкого строительства и оценки сейсмического риска;
разработка модели типового "сценария сейсмических бедствий" и методических рекомендаций по составлению плана превентивных градостроительных мероприятий, направленных на обеспечение сейсмической безопасности территорий.
На втором этапе (2011-2016 годы):
обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;
формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения;
внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости;
совершенствование научных методов и технологии сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
{Раздел 4 в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}
В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных районах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска в районах республики, отнесенные к средним грунтовым условиям, представлены на карте сейсмического районирования Республики Северная Осетия - Алания.
В зависимости от индекса сейсмического риска территория Республики Северная Осетия - Алания относится к 1 группе. При определении районов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами сейсмической опасности являются плотность населения и горный рельеф местности.