Согласно положениям Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является ликвидация коррупции в органах государственной власти, которая стала важнейшей проблемой, препятствующей повышению эффективности государственного управления.
Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к власти, существенно замедляет экономическое развитие Республики Северная Осетия - Алания.
Внедрение административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) существенно ограничивает возможности должностных лиц при принятии решений, которые способствуют коррупции, устраняет информационный дефицит о порядке получения государственных услуг, снижает издержки при получении разрешений, справок, лицензий. В то же время масштаб коррупции в настоящее время требует принятия специальных мер, направленных на значительное ограничение коррупции, а также устранение причин и условий, ее порождающих.
Антикоррупционная политика Республики Северная Осетия - Алания представляет собой целенаправленную деятельность государственных органов региона по устранению причин и условий, порождающих коррупцию, важной составной частью которой является настоящая Программа.
Оценка состояния действующего законодательства России свидетельствует, что сейчас у нас имеется немало различных норм, создающих предпосылки к коррупционному поведению. Вместе с тем нельзя не отметить и наличие в нем отдельных антикоррупционных норм, в связи с чем представляется неверным категорическое утверждение, что борьба с коррупцией невозможна на базе действующих норм права.
Все основные признаки коррупционного поведения чиновника достаточно полно изложены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В настоящее время документами, осуществляющими нормативное правовое регулирование противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти, являются Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции", Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (далее - административная реформа).
Необходимым условием для достижения заявленных в административной реформе целей является существенное снижение уровня коррупции в исполнительных органах государственной власти.
Коррупция объективно присуща всем моделям социального устройства, предполагающим делегирование обществом властных возможностей отдельным социальным институтам или лицам либо узурпацию последними таких возможностей.
Явление коррупции многообразно. С одной стороны, оно включает неправовые этические коррупционные нарушения (этические проступки), с другой - коррупционные правонарушения (гражданско-правовые деликты; административные, в том числе дисциплинарные проступки, преступления).
Содержание коррупции не исчерпывается подкупаемостью государственных гражданских служащих, а включает также различные проявления эксплуатации служебного статуса вопреки интересам службы сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций. При этом коррупция в системе государственной гражданской службы традиционно рассматривается как качественно более опасное явление.
Предупреждение коррупции должно иметь приоритет перед иными мерами борьбы с этим явлением. В качестве реальной цели борьбы с коррупцией необходимо рассматривать снижение распространенности последней до уровня, не препятствующего прогрессивному развитию общества.
Эффективная борьба с коррупцией, учитывая масштабность проблемы, предполагает внедрение системы правовых, экономических, политических и психологических (в том числе образовательных и воспитательных) мер, реализуемых в исполнительных органах государственной власти Республики Северная Осетия - Алания в рамках настоящей Программы.
С учетом вышеуказанного в основу антикоррупционной политики в Республике Северная Осетия - Алания можно положить следующие принципы:
акцент на искоренение условий, порождающих коррупцию;
прозрачность антикоррупционной политики;
учет культурных факторов (общественных взаимоотношений в республике);
кооперация власти и общества;
авторитетное руководство;
активное воздействие на общественное сознание;
учет возможных угроз и ограничений для реализации антикоррупционной политики;
принятие решений на основе анализа (мониторинга) ситуации, адаптация к политическим, административным и социально - психологическим особенностям;
финансирование антикоррупционной политики. Программа разработана во исполнение Указа Главы Республики Северная Осетия - Алания от 27 декабря 2006 года N 306 "О утверждении республиканской государственной целевой программы "Проведение административной реформы в 2007-2008 годах" с учетом:
Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ " О противодействии коррупции";
Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона " О противодействии коррупции";
Уголовного кодекса Российской Федерации;
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;