В Республике Северная Осетия-Алания проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем. В настоящее время 6785 семей указанных категорий граждан нуждаются в улучшении жилищных условий, в том числе:
37 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе проживающих в городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года;
229 семей граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и приравненных к ним лиц;
6410 семей вынужденных переселенцев;
91 семья граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Реализуемые до настоящего времени федеральные целевые программы (подпрограммы), предусматривающие оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в решении жилищной проблемы, предусматривают различные механизмы и формы предоставления им субсидий на приобретение жилья. Далеко не все программы (подпрограммы) смогли обеспечить организацию действенной системы управления процессом предоставления субсидий, а также эффективный контроль за их целевым использованием.
С учетом этого на сегодняшний день основной задачей федеральных органов государственной власти стала организация рационального управления процессом предоставления субсидий, создание эффективного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, проведение мониторинга выполнения программных мероприятий с периодической оценкой результатов.
Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" и от 28 июня 1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, и указанных выше граждан является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
Реализация этих указов Президента Российской Федерации в 1998-2002 годах осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71 "О Федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" (далее - Программа "Государственные жилищные сертификаты").
Анализ хода реализации Программы "Государственные жилищные сертификаты" показал эффективность применения механизма предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья и действенность установленных принципов.
Принцип добровольного участия граждан в Программе "Государственные жилищные сертификаты" позволил им выбирать наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы.
Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку обеспечил:
решение жилищной проблемы путем приобретения гражданами готового жилья на рынке;
реализацию гражданами права выбора местоположения и качественных характеристик жилья;
направление средств федерального бюджета непосредственно гражданам - участникам Программы "Государственные жилищные сертификаты" только на цели приобретения жилья;
отказ от замораживания средств федерального бюджета в объектах незавершенного строительства.
Принцип привлечения собственных или заемных средств граждан не был реализован в данной Программе в полной мере. Это объясняется отсутствием у граждан - участников указанной Программы накопленных денежных средств, низкой платежеспособностью и, как следствие, ограниченными возможностями привлечения кредитов банков, в том числе ипотечных, для приобретения жилья.
Кроме того, Программой "Государственные жилищные сертификаты" были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение субсидий на приобретение жилья.
Однако в связи с тем, что указанная Программа показала свою эффективность, основные принципы и механизмы ее реализации были сохранены в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 700.
В подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы была предусмотрена новая система управления, при которой основная роль была отведена государственному заказчику, а также органу, осуществляющему текущее управление подпрограммой.
Был изменен подход к расчету размера субсидии. Расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, то есть для всех субъектов Российской Федерации стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. При этом, исходя из ряда задач жилищной политики и с учетом миграционных и демографических процессов, а также экономических возможностей граждан - участников указанной подпрограммы, объемов предложения жилья и наличия социальной инфраструктуры, для отдельных субъектов Российской Федерации, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, применялись повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации.
Определение норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах Российской Федерации.
Для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий в число граждан, имеющих право на получение сертификатов, были включены граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Право на получение сертификатов также было предоставлено гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 года N КАС 02-380 в число участников подпрограммы были включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения.
Всего в 2002-2005 годах в Республике Северная Осетия-Алания было обеспечено жильем 169 семей граждан указанных категорий.
Основные принципы и подходы к организации системы обеспечения жильем граждан, успешно реализованные в рамках подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, на II этапе (2006-2010 годы) реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы планируется применить ко всем категориям граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (далее - подпрограмма).
Необходимость устойчивого функционирования системы предоставления субсидий отдельным категориям граждан определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку она:
является одной из приоритетных при формировании федеральных целевых программ, ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни населения, создать условия для функционирования и развития рынка жилья;