ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2012 года N 139
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2012-2014 ГОДЫ
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, интеграции инвалидов в общество и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания и при формировании республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на очередной финансовый год предусматривать выделение финансовых средств на реализацию Программы, исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания.
3. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления городского округа город Владикавказ и муниципальных районов республики:
принять меры по реализации мероприятий Программы на соответствующей территории;
разработать и утвердить в 2012 году муниципальные целевые программы по формированию доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
4. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С.Таболова.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Н.Хлынцов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 гг.
г. Владикавказ, 2012 г.
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы |
Основание разработки Программы | Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите в Российской Федерации", |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания |
Государственные заказчики Программы | Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения. |
Основные разработчики Программы | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, ГУ- Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию), администрации местного самоуправления городского округа Владикавказ и муниципальных районов республики (по согласованию). |
Основная цель Программы | Поэтапное формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения |
Задачи Программы | Выявление и оценка потребностей в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; |
Ожидаемые результаты Программы | К 2014 году планируется достижение следующих результатов Программы: |
Сроки реализации Программы | 2012-2014 годы |
Исполнители основных мероприятий | Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерство промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия-Алания, Министерство здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания, Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания, Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта, Комитет Республики Северная Осетия-Алания по занятости населения, ГУ-Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания (по согласованию), администрации местного самоуправления городского округа Владикавказ и муниципальных районов республики (по согласованию). |
Объемы и источники обеспечения Программы | Общий объем затрат из всех источников финансирования на реализацию Программы составит - 602951 тыс. рублей, из них: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет государственный заказчик-координатор Программы, который ежегодно представляет в Правительство Республики Северная Осетия - Алания отчет о ходе реализации Программы. |
{Паспорт Программы в редакции: Постановление Правительства РСО-Алания от 12.10.12 N 363; НГР: ru 15000201200356}
Республиканская целевая программа "Доступная среда в Республике Северная Осетия-Алания" на 2012-2014 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015" годы, постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 февраля 2011 года N 22-Б "О мерах по формированию в Республике Северная Осетия-Алания доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения".
Основными направлениями социальной политики в Республике Северная Осетия - Алания являются реабилитация и социальная интеграция инвалидов, создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества, что обусловлено тем обстоятельством, что более 10% населения республики (72320 человек) являются инвалидами, доля детей-инвалидов в общей численности детского населения - около 2% (3200 человек).
(человек)
2007 г . (66138) | 2008 г . ( 68922) | 2009 г . ( 72025) | 2010 г .( 73738) | 2011 г . (7 2320) |
По уровню первичной инвалидности на 10,0 тыс. взрослого населения в 2010 году Республика Северная Осетия - Алания среди субъектов СКФО занимала 4-е ранговое место. Первичная инвалидность среди взрослого населения на 10,0 тыс. населения в Республике Северная Осетия - Алания составила 79,0, в СКФО - 79,7, в РФ – 76,4, при этом изменение данных показателей в динамике за период 2008-2010 годы составило соответственно 88%, 103%, 91,3%.
2007 г . (3588) | 2008 г . ( 3114) | 2009 г . ( 2976) | 2010 г. ( 3136) | 2011 г . (3200) |
По данным территориальных органов социальной защиты населения, 2,7% от общей численности инвалидов составляют инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (2000 человек, из них около 600 человек - инвалиды-колясочники), 2,8 % - слепые и слабовидящие (2030 человек), 1,3% - глухие и слабослышащие (около 1000 человек).
Другая демографическая проблема - устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в структуре населения.
Сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни усиливают старение населения. Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности.
Указанные категории населения - граждане пожилого возраста и инвалиды, включая детей-инвалидов, объединяет ряд общих проблем, связанных с необходимостью принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества.
В Республике Северная Осетия - Алания выстроена система предоставления мер социальной поддержки и оказания реабилитационных услуг этой категории граждан.
За период с 2007 по 2011 годы в республике реализованы четыре республиканские целевые программы, направленные на решение проблем инвалидов и детей-инвалидов.
В целях обеспечения условий для проведения мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов создана республиканская система реабилитации инвалидов, объединяющая органы и учреждения медико-социальной экспертизы, здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта; работают реабилитационные центры.
С целью реализации прав детей-инвалидов на образование в Республике Северная Осетия-Алания функционируют 11 республиканских образовательных учреждений, осуществляющих коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в которых обучаются 788 детей.
Детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, гарантировано получение образования на дому (495 детей-инвалидов).
Активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов, охватывающая 145 детей.
Всего в республике обучаются в образовательных учреждениях всех типов и видов 1128 детей-инвалидов.
В целях реализации прав инвалидов на профессиональную реабилитацию 9 центрами (филиалами) занятости населения безработным инвалидам предоставляются профориентационные услуги, организуется их профессиональное обучение (переобучение), оказывается содействие в трудоустройстве.
В республике ведется работа по реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, развивается материально-техническая база спортивных организаций, осуществляющих работу в области адаптивной физической культуры и спорта. Спортсмены-инвалиды успешно участвуют в республиканских, окружных, всероссийских и международных соревнованиях, занимая призовые места.
В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных дорог, общественного транспорта для пользования инвалидами и маломобильными гражданами становится затруднительным или невозможным получение этими категориями граждан многих социальных, образовательных, медицинских, бытовых и иных социально востребованных услуг, полноправное участие в жизни общества.
Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН "О правах инвалидов", к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности - "…важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формирование доступной среды отнесено к ведению федеральных, региональных и местных органов власти.
Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.
Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, создание условий для продления активного долголетия пожилых граждан являются одними из актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Это вызвано не только стремлением предоставить гражданам данных категорий равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и экономической выгодой как для государства в целом, так и для отдельного гражданина.
Обеспеченность доступными и качественными услугами, гарантированными государством, - путь к продлению независимой жизни людей пожилого возраста, социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, улучшению социального самочувствия граждан.
Серьезная проблема для маломобильных категорий населения - недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг, в том числе:
транспорта;
образования и занятости;
здравоохранения;
культуры и искусства;
социальной защиты;
физической культуры и спорта;
информации и связи.
Наиболее критически доступность социальной инфраструктуры традиционно оценивают инвалиды с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, к наиболее острым относятся проблемы доступа к некоторым видам объектов социальной инфраструктуры для инвалидов по зрению.
Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, неприспособлен для нужд инвалидов. Недоступный транспорт является одной из основных проблем из тех, с которыми встречаются инвалиды. Наибольшие проблемы при этом возникают у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Социальная интеграция людей с ограниченными возможностями во многом зависит от их успешной социальной мобильности посредством образования и занятости.
Важнейшим условием формирования доступной среды является обеспечение доступности информации и связи, в том числе электронных и экстренных служб.
Решение проблем пожилых граждан и инвалидов может быть только комплексным с участием органов исполнительной власти республики, общественных организаций и всех заинтересованных лиц.
Это обусловливает необходимость продолжения практики использования программно-целевого подхода в решении комплексной проблемы, направленной как на усиление социальной защищенности граждан данных категорий, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Основными рисками, связанными с программно-целевым методом решения проблемы, являются финансовые риски - финансирование запланированных мероприятий не в полном объеме и рост инфляции выше прогнозного уровня.
Основной целью Программы является поэтапное формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Северная Осетия-Алания.
В достижении основной цели планируется решить следующие задачи:
выявить и оценить потребности в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
разработать алгоритм межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных объединений инвалидов в решении вопросов доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;
провести комплекс мероприятий по дооборудованию, адаптации приоритетных объектов и услуг социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения для обеспечения беспрепятственного доступа, независимо от места проживания, к услугам комплексной реабилитации инвалидов, в том числе с использованием альтернативных методов и решений, обеспечивающих доступность услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения с учетом возможностей различных организаций (дистанционная форма предоставления услуги, изменение режима работы и т.д.), при невозможности соблюдения требований доступности объектов и услуг в силу конструктивных особенностей зданий и сооружений;