ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 13 февраля 1995 года N 58
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1995 ГОД
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 4.10.2002 года N 286
НГР(RU 11000200200358)
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)", а также создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции, повышения конкурентоспособности продукции, производимой на территории Республики Коми, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Коми на 1995 год.
2. Реализацию республиканской программы возложить на министерства и ведомства Республики Коми и по согласованию на Коми территориальное управление ГКАП Российской Федерации.
3. В целях обеспечения согласованных мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на товарных рынках Республики Коми, координацию деятельности министерств и ведомств, администраций городов и районов, образовать под председательством первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А. межведомственный совет по конкурентной политике.
4. Поручить Каракчиеву А.А. в месячный срок представить на утверждение Главе Республики Коми Положение о межведомственном совете по конкурентной политике и персональный состав совета.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 1995 ГОД
Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Республики Коми разработана на основе Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), нормативных документов Правительства Российской Федерации, ГКАП России, Программы Правительства Республики Коми по стабилизации экономики и осуществлению социальной политики на 1995 год.
Программа содержит обоснованный перечень и сроки выполнения мероприятий по демонополизации конкретных товарных рынков, объемы необходимых финансовых и других ресурсов с дифференциацией их по источникам образования и потребления, перечень органов власти и управления, а также хозяйствующих субъектов, ответственных за реализацию мероприятий и программы в целом.
Программа направлена на изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для входа на рынки новых товаропроизводителей (поставщиков), развитие конкурирующих производств и в конечном итоге повышение эффективности экономических процессов.
Цель программы на ближайшую перспективу состоит в снижении концентрации производства и создании условий для развития конкуренции на рынках республики по социально значимым (приоритетным) группам товаров и услуг.
Республика Коми является регионом с явно выраженной отраслевой специализацией, одной из главных топливно-энергетических и сырьевых баз Севера России, расположена в зоне ограниченного развития сельскохозяйственного производства, с преобладающим ввозом товаров и продуктов питания, территориально разбросанными местами проживания населения.
Геологические и природные особенности расположения республики требуют привлечения дополнительных средств для покрытия расходов производства, значительных затрат по транспортировке производимой продукции и завозу товаров, содержанию имеющихся на территории мощностей и народнохозяйственных объектов.
Спад промышленного производства в лесной отрасли, в производстве строительных материалов, снижение объема валовой продукции в аграрном секторе, сокращение объема торговли и потребления наиболее значимых продуктов питания, явно выраженный монополизм на транспорте и связи предопределили приоритетные направления программы демонополизации.
В основу оценки избранных приоритетов положен анализ состояния товарных рынков, изучение конкурентной среды и предпринимательства, состояния производства и затратного механизма.
Анализ приоритетов осуществлен по отраслевому принципу с участием специалистов данных отраслей и использованием материалов статистической отчетности и учета.
Принятию программы предшествовала экспертная и правовая оценка ее основополагающих принципов, прогноз ожидаемых результатов ее выполнения.
В программу демонополизации включены демонополизация и развитие конкуренции на рынках:
- лесной отрасли;
- производства строительных материалов;
- агропромышленного комплекса;
- транспорта;
- связи;
- торговли.
Программа демонополизации по своему содержанию тесно взаимодействует с программами поддержки предпринимательства и приватизации, осуществляется одновременно с процессами финансовой стабилизации, инвестиционной политикой и должна учитываться всеми отраслевыми министерствами и ведомствами при формировании программ структурной перестройки, социально-экономического развития республики.
Целью антимонопольной политики отраженной в программе демонополизации экономики на 1995 год является создание условий для развития конкуренции и предпринимательства в Республике Коми в интересах:
- ускорения структурных преобразований в экономике и повышения эффективности производства товаров и услуг;
- насыщения рынков конкурентоспособными товарами и услугами и повышения эффективности их функционирования;
- решения на этой основе актуальных проблем населения и экономики республики, ее возрождения и развития.
1. Анализ сложившихся товарных рынков, действующих на них хозсубъектов для создания организационно-экономических условий для эффективной конкуренции на этих рынках.
2. Поддержание единого экономического пространства рынка на территории Российской Федерации.
3. Использование системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии.
4. Создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии (в соответствии с приоритетами демонополизации на 1995 год).
5. Учет структуры рынка в процессе приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности.
1. Осуществление мероприятий по демонополизации социально значимых хозяйственных комплексов: торговля, производство товаров народного потребления и услуг, связь, строительство, транспорт, лесозаготовка.
2. Осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур рынка, не относящихся к сфере естественной монополии.
3. Снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур.
4. Устранение экономических и административных барьеров к свободному перемещению товаров, включая услуги, и капиталов на рынке.
При составлении программы демонополизации экономики республики заложены следующие основные принципы:
- демонополизация экономики рассматривается не как цель, а как средство для создания правовых рыночных отношений и защиты интересов потребителей;
- демонополизация возможна лишь в процессе изменения всей существующей системы функционирования хозяйственного механизма, поэтому в рассматриваемый период создание конкурентной среды, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции должны доминировать в действиях всех органов власти и управления;
- под понятием программы демонополизации следует понимать создание правовых, организационных и экономических условий для ограничения и ликвидации отрицательного влияния монопольных структур на возникновение и развитие конкуренции, повышения конкурентоспособности производимой продукции работ, услуг на соответствующих товарных рынках.
Координацию мероприятий по антимонопольной политике проводит межведомственный совет по конкурентной политике.
Для оценки степени монополизации рынка конкретного товара (работ, услуг), подготовки предложений и реализации мероприятий по созданию (расширению) конкурентной среды Коми территориальным управлением ГКАП России проводится анализ товарных рынков.
Правовой и методической основой для этой работы служат Закон РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и методические материалы ГКАП России.
Условием объективного и полного анализа товарных рынков является наличие полной системы статистической информации, предусмотренной совместным письмом ГКАП России от 11.02.94 г. N ЮХ/787 и Госкомстата России от 11.02.94 г. N 4-2-17/5 и реализация его выполнения в республике, закрепленная Соглашением между Коми территориальным управлением ГКАП Российской Федерации и Государственным комитетом Республики Коми по статистике.
На основании изучения и анализа товарных рынков Республики Коми выявляются предприятия, занимающие доминирующее положение, которые включаются в Региональный раздел Государственного Реестра объединений и предприятий-монополистов.
В случаях нарушения антимонопольного законодательства к ним могут быть применены меры, предусмотренные Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Пропагандистская поддержка программы включает организацию работы по ознакомлению с программой демонополизации и антимонопольным законодательством представителей органов власти, управления и хозяйствующих субъектов, предпринимателей и населения путем проведения консультаций и рекомендаций, распространение в средствах массовой информации материалов по вопросам демонополизации.
------------------------------------T-------T--------------------¬
¦ Содержание ¦Сроки ¦ Ответственные ¦
¦ мероприятий ¦испол- ¦ за исполнение ¦
¦ ¦нения ¦ ¦
L-----------------------------------+-------+---------------------
2.1. В ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
1. Изучение и внесение предложений ¦1995 г.¦Минпромышленности,
Главе Республики Коми: ¦ ¦транспорта и связи РК
¦ ¦Минэкономики РК
- об упорядочении структурной пе- ¦ ¦Коми антимонопольное
рестройки в лесопромышленном комп- ¦ ¦управление
лексе с целью повышения конкурен- ¦ ¦
тоспособности и эффективности про- ¦ ¦
изводства, создания рациональных ¦ ¦
технологических и кооперационных ¦ ¦
связей, увеличения экспортного по- ¦ ¦
тенциала, а также единой инвестици- ¦ ¦
онной и научно-технической полити- ¦ ¦
ки; ¦ ¦
¦ ¦
- о проведении процедуры банкротс- ¦ ¦
тва лесозаготовительных предприятий ¦ ¦
с точки зрения величины издержек ¦ ¦