ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 10 декабря 2001 года N 506
О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Утратил силу с 28 декабря 2007 года в связи с изданием Указа Главы РК от 28.12.2007 N 121.
В целях определения основных приоритетов демографической политики Республики Коми, создания необходимых условий для стабилизации демографической ситуации постановляю:
1. Утвердить Концепцию демографического развития Республики Коми на период до 2015 года согласно приложению.
2. Межведомственной комиссии при Главе Республики Коми по вопросам демографической политики до 31 марта 2002 г. представить на утверждение Главе Республики Коми План первоочередных действий по реализации Концепции демографического развития Республики Коми на 2002 год (далее именуется - Концепция).
3. Министерствам, ведомствам Республики Коми принять Концепцию к руководству.
Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Концепцией в практической работе.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Главы Республики Коми, министра здравоохранения Республики Коми Дзуцева Г.М.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 10 декабря 2001 г. N 506
КОНЦЕПЦИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
Концепция демографического развития Республики Коми на период до 2015 года (далее именуется - Концепция) является составной частью Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. N 1270-р, и конкретизирует ее положения, относящиеся к основным составляющим демографического развития Республики Коми.
Концепция разработана в соответствии с Экономической программой Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 19 марта 2001 г. N 120, и Указом Главы Республики Коми от 22 октября 2001 г. N 433 "О Межведомственной комиссии при Главе Республики Коми по вопросам демографической политики".
Настоящая Концепция представляет собой комплекс ключевых положений, взглядов, принципов, дающих целостное представление о происходящих демографических процессах; факторах, оказывающих влияние на демографическую ситуацию; возможных сценариях развития демографических процессов, способствующих их пониманию, определяющих методологию и организацию практической деятельности.
Государственная демографическая политика - целенаправленная деятельность органов государственного управления Республики Коми по созданию системы взаимоувязанных законов и иных нормативных правовых актов в области регулирования демографических процессов и принятию на их основе административных, организационных и технических решений, обеспечивающих:
повышение жизненного уровня населения;
поддержку молодых семей;
укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
закрепление населения на постоянном месте жительства.
Главной проблемой демографического развития Республики Коми с позиции обеспечения ее экономической безопасности является депопуляция (сокращение численности) населения, поскольку именно демографические процессы определяют не только современное, но и будущее развитие Республики Коми, возможность реализации экономических, социальных и этнических целей и интересов.
За последнее десятилетие снижение численности населения республики составило более 140 тыс. человек. Численность населения Республики Коми на начало 2001 года составила 1124 тыс. человек.
Основное влияние на формирование состава и структуры населения Республики Коми оказывает миграция. Превышение числа выехавших за пределы республики над численностью прибывших сохраняется с 1990 года. Общие потери численности населения республики в результате миграции за последние десять лет превышают 120 тыс. человек. Более 70 процентов выезжающих - население в трудоспособном возрасте.
Миграционный отток населения за пределы республики обусловлен происходящими структурными изменениями в экономике, а также государственной политикой переселения населения из районов, неблагоприятных для проживания.
Следующей составляющей депопуляции населения является резкое снижение показателей рождаемости при сохранении высоких показателей смертности населения. В итоге, с 1993 года в республике сохраняется тенденция превышения смертности над рождаемостью, потери от естественной убыли населения превысили 20 тыс. человек.
Естественная убыль населения, предопределенная долговременными тенденциями снижения рождаемости и роста смертности, прогнозировалась в начале 21 века. События опередили прогнозы почти на десять лет, чем, в значительной мере, обязаны кризисному этапу развития страны, обусловившему ускорение негативных тенденций.
Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. Суммарный коэффициент рождаемости по республике понизился с 1,93 в 1989 году до 1,12 в последние годы, в то время как для простого воспроизводства населения необходим показатель не менее 2,15. Численность младенцев, рожденных после 1990 года, в два раза меньше числа родившихся за предыдущее десятилетие.
Характер рождаемости определяется распространением малодетности, сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
В 1998 году в Республике Коми наблюдалось некоторое повышение показателей рождаемости. Учитывая, что в настоящее время в репродуктивный возраст начинают входить представители многочисленных поколений 80-х годов рождения, и структура женщин фертильного возраста в течение некоторого времени будет улучшаться, указанное повышение могло бы положить начало тенденции роста уровня рождаемости.
Однако в 1999 году общий коэффициент рождаемости снизился на 8,6 процента, при этом величина общего коэффициента оказалась ниже показателя не только за предыдущий год, но и за 1997, в котором наблюдался минимальный до этого уровень рождаемости.
В 2000 году численность новорожденных по отношению к 1999 году возросла незначительно и оставалась ниже показателя 1997 года. В 2001 году, учитывая улучшение возрастной структуры женщин фертильных возрастов, можно надеяться на улучшение показателей рождаемости.
Самостоятельной проблемой депопуляции является смертность населения Республики Коми, которая за последнее десятилетие остается на стабильно высоком уровне. В 1994 году коэффициент смертности населения по республике достиг своего максимального значения и составил 13,2 на 1000 человек населения против аналогичного показателя 1990 года 7,4 чел. (рост 178 процентов).
В последующие годы отмечалось незначительное снижение коэффициента смертности, однако, этот показатель по-прежнему превышает 10 промилле. По итогам 2000 года коэффициент смертности составил 12 человек на 1000 населения. В 2001 году показатели смертности населения продолжают ухудшаться.
Рост числа умерших наблюдался практически от всех причин смерти. Основными причинами смерти, на которые приходится более 80 процентов всех смертей, в 2000 году являлись болезни системы кровообращения (48 процентов), новообразования (13 процентов), а также несчастные случаи (22 процента). Около 80 процентов случаев смерти от несчастных случаев приходится на трудоспособный возраст, абсолютные показатели смертности в трудоспособном возрасте у мужчин в 4 раза выше, чем у женщин.
Рост смертности напрямую зависит от состояния здоровья населения. Обращает на себя внимание то, что рост уровня смертности произошел на фоне стабилизации и некоторого снижения уровня заболеваемости. Это может означать только снижение зарегистрированной заболеваемости, обращаемости населения в учреждения здравоохранения.
Особую озабоченность вызывает высокий - примерно в 4 раза выше, чем в развитых странах, - уровень младенческой смертности. Коэффициент смертности детей в возрасте до 1 года, сохраняясь на уровне 16,5-16,9 человек на 1000 родившихся, в 1994-1995 годах возрастал до 21,4-25,3 промилле. В 2000 году ситуация несколько улучшилась: показатели младенческой смертности составили 13 промилле.
Важным показателем социально - демографических процессов является изменение возрастной структуры населения республики. Основная тенденция ее эволюции - демографическое старение или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения. Доля лиц в возрасте старше трудоспособного возросла в республике с 10 процентов в 1989 году до 14 процентов к 2000 году, при сохранении основных тенденций она увеличится к 2011 году до 19 процентов, к 2016 - до 24 проц.
Особенно неблагоприятна возрастная структура населения в сельской местности. Многолетнее "вымывание" молодежи в города привело к очень значительному старению сельского населения. Коми деревня, демографический потенциал которой в течение длительного времени подрывался миграционным оттоком, в настоящее время значительно истощается за счет естественной убыли населения, доля которой в общем сокращении численности сельского населения приближается к 60 процентам.
Демографическому старению способствует также миграционная убыль населения, так как в миграцию вовлечено наиболее мобильное население трудоспособного возраста, что также негативно влияет на состав населения, увеличивая долю старших возрастных групп.
Сдвиги в возрастной структуре влияют на демографическую нагрузку на трудоспособное население. В 2000 году на 1000 населения трудоспособного населения республики приходилось 540 пожилых людей и детей. Большую часть совокупной демографической нагрузки пока еще составляет нагрузка детьми, однако, все более явственно происходит ее перераспределение в пользу пожилых людей. К 2015 году демографическая нагрузка на трудоспособное население по прогнозам возрастет до 613.
Зарождение феномена под названием "демографическая волна", т.е. разных по численности смежных поколений людей, можно считать одним из наиболее негативных последствий низкого уровня рождаемости в 1990-е годы. Последствия этой демографической волны будут сказываться на протяжении жизни нескольких поколений.
Демографический прогноз предполагает продолжение сокращения общей численности населения республики, обусловленного снижением рождаемости, ростом смертности и миграционной убылью населения.
При сохранении сложившихся тенденций за ближайшие 15 лет превышение смертности над рождаемостью в целом по республике составит более 60 тыс. человек, уже в 2016 году республика может иметь следующие результаты:
сокращение численности трудоспособного населения составит 17 процентов;
сокращение численности детей - 43 процента;
увеличение числа пенсионеров - 1,5 раза.
Уже к 2006 году может сформироваться регрессивный тип возрастной структуры населения, когда доля лиц пенсионного возраста в численном составе превысит удельный вес детей до 15 лет.
Основные параметры демографического развития Республики Коми, как субъекта федерации, и достижения ею уровня, соответствующего интересам национальной безопасности Российской Федерации, определяются:
необходимостью динамичного экономического развития Российской Федерации, без которого невозможно решение ключевых социально - экономических проблем отдельных регионов и сохранение государственного потенциала, отвечающего современным условиям;
проявлением геополитических интересов Российской Федерации в соответствии с ее экономическими, политическими, историческими, духовными связями с бывшими республиками СССР и той ролью, которую Российская Федерация играет в консолидации стран СНГ;
важностью освоения огромных северных территорий и более масштабным вовлечением в экономический оборот их природно - сырьевых ресурсов, как основы роста благосостояния всего российского населения;
стремлением России, как федерации входящих в нее субъектов, к сохранению своей территориальной целостности.
Целями демографической политики Республики Коми являются:
создание правовых, экономических, социальных условий для стабилизации демографической ситуации в республике;
преодоление тенденций неблагоприятного развития демографических процессов;
формирование предпосылок к последующему демографическому росту, мобилизуя для этого как воспроизводственные, так и миграционные компоненты.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих первоочередных задач:
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
создание предпосылок для повышения рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;
принятие дополнительных мер и гарантий в рамках республиканского законодательства, стимулирующих молодые семьи к рождению и воспитанию детей;
создание дополнительных механизмов для реализации молодыми семьями права на жилище;
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи, включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка;
социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства;
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет реализации резервов снижения преждевременной и предотвратимой смертности, в первую очередь, в трудоспособном возрасте;
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения профессиональной заболеваемости, бытового и производственного травматизма;
улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
увеличение репродуктивного здоровья населения;
снижение криминальной напряженности в обществе, в том числе в молодежной среде;
в области миграции и расселения:
принятие экономических и социальных мер, стимулирующих население трудоспособного возраста к закреплению на постоянном месте жительства;
реализация программ переселения жителей районов Крайнего Севера в более благоприятные для проживания регионы страны;
принятие экономических и социальных мер, стимулирующих выезжающее из районов Крайнего Севера население трудоспособного возраста к расселению в центральных и южных районах республики;
совершенствование управления миграционными процессами в направлении заселения геополитически и экономически приоритетных северных районов при соблюдении экологического равновесия между природой и жизнедеятельностью человека.
В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни определены следующие приоритеты: