Недействующий

О ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (2001-2003 ГОДЫ)"

I. Оценка сложившейся ситуации в области молодежной политики


Государственная молодежная политика в Республике Коми является частью государственной социальной политики Республики Коми и направлена на создание правовых, экономических, социальных и организационных условий и гарантий для созидательной деятельности и наиболее полной самореализации молодых граждан.

Особое значение молодежной политике в Республике Коми придается с 1997 года. В это время приняты Закон Республики Коми "О молодежи", Указ Главы Республики Коми от 7 июля 1997 г. N 188 "О государственной финансовой поддержке республиканских молодежных общественных объединений в Республике Коми".

Принят целый ряд документов, регулирующих вопросы реализации государственной молодежной политики по различным направлениям, в том числе в области образования, физической культуры и спорта, занятости, трудоустройства, поддержки предпринимательства (Законы Республики Коми "Об образовании", "О культуре" и др.).

В ноябре 1998 г. создан Комитет по делам молодежи Республики Коми - орган исполнительной власти Республики Коми, одной из основных задач которого является функция государственного управления и межведомственной координации в сфере молодежной политики.

Финансирование молодежной политики производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми через республиканскую комплексную программу "Молодежь Республики Коми (1998-2000 годы)", утвержденную Указом Главы Республики Коми от 6 октября 1997 г. N 281.

В результате реализации мероприятий Программы в 1998-2000 годах решены следующие вопросы:

разработка муниципальных программ о молодежи в 75 процентах муниципальных образований в Республике Коми, что позволило выстроить планомерную и целенаправленную деятельность органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики;

расширение системы социально - психологических служб поддержки молодежи и молодых семей;

формирование системы мероприятий по организации сезонной занятости молодежи старше 14 лет (профильные молодежные лагеря, летние трудовые бригады, студенческие строительные отряды);

реализация системы мероприятий интеллектуальной, творческой, досуговой направленности на местном, республиканском и межрегиональном уровнях;

традиционное проведение республиканских спортивно - патриотических игр, творческих конкурсов гражданско - патриотической направленности;

создание условий для развития социальной молодежной инициативы, следствием чего стало увеличение количества молодежных и детских общественных объединений в республике;

формирование системы межведомственной координации органов исполнительной власти Республики Коми по профилактике негативных тенденций в молодежной среде.

Реализация программы "Молодежь Республики Коми (1998-2000 годы)" показала, что необходимы корректировка в концепции и в механизме осуществления государственной молодежной политики, внесение изменений и дополнений в Закон Республики Коми "О молодежи", разработка новых нормативных правовых актов Республики Коми в области молодежной политики.

За период с 1998 года по 2000 год не решен ряд серьезных проблем в молодежной среде, среди которых основными являются:

ухудшение демографической ситуации в Республике Коми: в республике наблюдаются снижение рождаемости в 1,5 раза и увеличение числа разводов (на 1000 человек населения 3,7 развода); в 2000 году доля пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше фактически сравняется с количеством детей младше 15 лет;

ухудшение состояния здоровья значительной части молодежи: в студенческой среде уровень общей пораженности хроническими заболеваниями составляет 300 на 1000 студенческого населения. По итогам призыва 1999 года в Вооруженные Силы Российской Федерации только 42 процента призывников признаны годными к военной службе без ограничений, имеют ограничения к военной службе 27 процентов призывников, признано не годными к военной службе свыше 8 процентов юношей; основная часть призывников не обладает соответствующими физическими данными и физической подготовкой для прохождения военной службы;

в сфере образования молодежи период с 1998 по 2000 год характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, особое значение приобрела ценность образования, с другой стороны - диспропорция, сложившаяся между потребностями рынка труда и структурой специальностей, дисбаланс в оплате труда, другие обстоятельства как экономического, так и морального порядка обуславливают наличие проблем для реализации образовательного потенциала молодежи. Расширяются слои молодежи, для которых недоступно не только высшее и среднее специальное, но и среднее образование;

высоким остается уровень безработицы среди молодежи: доля молодых людей в общей численности безработных граждан в Республике Коми составляет 35,8 процента;

отсутствует система в организации отдыха, оздоровления и труда подростков и молодежи старше 14 лет;

требует совершенствования координация деятельности органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам гражданско - патриотического и духовно - нравственного воспитания молодежи;

растет уровень криминализации в молодежной среде: опасные размеры в республике приняли детская преступность, алкоголизм и наркомания; за 1998-1999 годы рост преступности среди несовершеннолетней молодежи составил 11,3 процента, за I полугодие 2000 года - 27 процентов; представления о допустимости различных нарушений закона в молодежной среде составляют 40-47 процентов; в 1999 году наркологическими службами республики поставлены на учет за немедицинское употребление наркотических средств 480 человек в возрасте от 18 до 30 лет, из них 250 человек - учащихся и студентов;

недостаточно развита инфраструктура органов и организаций, деятельность которых направлена на реализацию государственной молодежной политики;

отсутствует республиканский дом молодежи и как следствие - недостаточная методическая база для формирования молодежной политики.

Целевая республиканская программа "Молодежь Республики Коми (2001-2003 годы)" - это отдельная сфера деятельности государственных структур по отношению к молодому поколению, способствующая созданию условий и равных возможностей в вопросах труда, образования, занятости, досуга и творчества, поэтому она крайне необходима и объективно обусловлена.