Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2001-2005 ГОДЫ"

II. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ


В последние годы происходили большие структурные изменения в агропромышленном комплексе республики. В результате проводимой реформы, реорганизации колхозов и совхозов среди категорий хозяйств значительно увеличился удельный вес подсобных сельских хозяйств граждан. К сожалению, это увеличение не компенсировало потерь в общественном секторе, а в настоящее время в некоторых районах республики наблюдается даже сокращение поголовья скота в подсобных сельских хозяйствах населения.

В структуре валовой продукции сельского хозяйства увеличился удельный вес продукции растениеводства.

Аграрная и земельная реформы были направлены по пути институциональных преобразований, изменения отношений собственности, реорганизации колхозов и совхозов в предприятия новых организационно - правовых форм, изменения состава землевладельцев, собственников земли.

Одним из главных итогов аграрной реформы является то, что государство не является единственным собственником земли в Республике Коми. По состоянию на 1 января 2000 г. в собственности граждан имелось 38,8 тыс. га земли, или 9,8 процента от общей площади, в том числе 38,7 тыс. га - в собственности граждан, получивших эти земли в виде земельных долей в процессе реорганизации колхозов и совхозов.

Однако в сложившихся экономических условиях проведенные преобразования не способствовали повышению продуктивности сельхозугодий, что являлось первоочередной задачей земельной реформы.

В аграрной сфере Республики Коми завершается период преобразования организационно - правовых форм, сложилась многоукладная экономика, что является главным итогом аграрной реформы. Основная часть производственного потенциала сельского хозяйства приходится на негосударственный сектор.

Основной организационно - правовой формой хозяйствования на переходном этапе стала производственная кооперация, чему способствовал сформировавшийся у сельских тружеников в течение многих десятилетий менталитет коллективизма. Сельскохозяйственные производственные кооперативы составляют половину численности сельхозпредприятий.

Реализация Основных направлений реформирования, стабилизации и развития агропромышленного комплекса Республики Коми на 1997-2000 годы, утвержденных постановлением Государственного Совета Республики Коми от 19 марта 1997 г. N 1-8/28, позволила в 1998 году увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств к уровню предыдущего года на 15 процентов. Сельхозпредприятия увеличили в 1998 году производство молока на 4 процента, мяса скота и птицы - на 2 процента, яиц - на 11 процентов, картофеля - на 34 процента.

С ростом объемов животноводческой продукции в 1998 году выросли объемы продукции промышленной выработки, в том числе цельномолочной продукции - на 16,4 процента, мяса и субпродуктов 1 категории - на 13 процентов. Объем продукции пищевой отрасли вырос на 6,9 процента.

Многие позитивные тенденции, в том числе рост объемов производства и продуктивности в животноводстве, продолжаются в 2000 году.

Вместе с тем, в неблагоприятных общеэкономических условиях кризисные явления в аграрном секторе Республики Коми сохранились. Объемы производства сельхозпродукции во всех категориях хозяйств в 1999 году составили к уровню 1990 года по молоку 45,2 процента, мясу в живом весе - 40,3 процента.

Вследствие значительного сокращения производства продукции скотоводства в структуре производства мяса почти половину производимого в сельхозпредприятиях объема стало занимать мясо птицы.

Кризисные явления в сельском хозяйстве сохраняются в связи с сезонным, немонопольным по своему характеру сельскохозяйственным производством, неблагоприятными погодно - климатическими условиями, а также по причине диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, в результате чего часть доходов, создаваемых в аграрном секторе экономики, перераспределяется и реализуется в других отраслях.

Сокращение ресурсного потенциала происходит в значительной степени за счет сокращения государственной финансовой поддержки сельскохозяйственной отрасли из федерального бюджета. Спад производства сопровождается истощением плодородия земель, разрушением производственной базы, потерей трудовых ресурсов. Капитальные вложения в социальную сферу села практически прекратились, это ведет к ее разрушению, росту безработицы, усилению социально опасных проявлений в деревне.

Негативные тенденции, связанные со снижением производственного потенциала аграрного сектора, деформацией межотраслевых экономических отношений, социальной депрессией, приняли устойчивый характер, и они длительное время будут сказываться на состоянии агропромышленного производства республики.

Количественные изменения спада производственного потенциала в агропромышленном комплексе стали переходить в качественные, что приводит к таким последствиям, как переход от прогрессивных к простейшим технологиям производства, от интенсивного к экстенсивному типу ведения хозяйства.

Обеспеченность населения Республики Коми продовольственными товарами собственного производства значительно снизилась и в 1999 году составила по картофелю 97 процентов, овощам - 36 процентов, молоку и молокопродуктам - 40 процентов, мясу и мясопродуктам - 26 процентов, яйцу - 50 процентов, хлебу и хлебобулочным изделиям - 99 процентов.

Реформы в аграрном секторе и ликвидация централизованной системы распределения продовольственных ресурсов способствовали ослаблению роли государства в регулировании продовольственного рынка, возникновению многочисленных посреднических коммерческих структур на продовольственном рынке и формированию нецивилизованных продовольственных рынков, что привело к удорожанию продукции местных товаропроизводителей и снижению ее конкурентоспособности.