ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 1997 года N 1-8/28

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ, СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1997-2000 ГОДЫ

В целях создания экономических условий для функционирования агропромышленного комплекса, проведения земельной реформы, стабилизации сельскохозяйственного производства и повышения жизненного уровня населения Республики Коми Государственный Совет Республики Коми постановляет:

1. Утвердить Основные направления реформирования, стабилизации и развития агропромышленного комплекса Республики Коми на 1997-2000 годы (прилагаются).

2. Рекомендовать Главе Республики Коми при формировании республиканского бюджета Республики Коми на 1998, 1999, 2000 годы обеспечить выделение средств для реализации мероприятий, предусмотренных Основными направлениями реформирования, стабилизации и развития агропромышленного комплекса Республики Коми на 1997-2000 годы.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Государственного Совета
Республики Коми
В.ТОРЛОПОВ





Утверждены
Постановлением
Государственного Совета
Республики Коми
от 19 марта 1997 года N 1-8/28

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ, СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 1997-2000 ГОДЫ

ВВЕДЕНИЕ


Основные направления реформирования, стабилизации и развития агропромышленного комплекса Республики Коми (далее - Основные направления) подготовлены в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Коми "Об изменении в структуре органов государственного управления Республики Коми" от 17 апреля 1996 года N 1-6/24, Указом Главы Республики Коми "О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Республики Коми" от 22 июля 1996 года N 193. В Основных направлениях учтены положения Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 933.

Основные направления предусматривают устранение кризисных явлений в отрасли, укрепление экономики агропромышленного производства, сближение уровня доходов работников сельского хозяйства и промышленности, устойчивое развитие предприятий всех форм собственности на основе интенсификации производства, эффективной предпринимательской деятельности и адаптации в работе в рыночных условиях, использования достижений научно - технического прогресса и форм государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан. Основные направления ориентированы на сохранение, а в перспективе - на рост производства сельскохозяйственной продукции, улучшение питания населения (приложение 1), снижение затрат на развитие агропромышленного комплекса, совершенствование земельных отношений.

Ориентация на собственное производство основных видов сельскохозяйственной продукции предусматривает защиту внутреннего рынка, сохранение рабочих мест в сельской местности, гарантию социальной стабильности, а также означает то, что занятие сельским хозяйством составляет жизненный базис коренного населения.

I. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА


 1.1. Краткая характеристика современной ситуации в агропромышленном комплексе (далее - АПК)


Сложившаяся социально - экономическая ситуация в сельском хозяйстве и на селе в целом характеризуется как критическая.

За последние годы произошел значительный спад производства. В 1995 году объем валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах сократился до уровня 1975 года, поголовье крупного рогатого скота снизилось до уровня 1970 года, коров - ниже уровня 50-х годов. Товарная продукция промышленных предприятий агропромышленного комплекса в 1995 году к 1991 году составляет 36%.

На предприятиях агросервиса катастрофически падают объемы услуг, оказываемых сельхозтоваропроизводителям, практически прекратилось строительство на селе, на нет сведены объемы мелиоративных работ. Разрушается материально - техническая база села.

Резко ухудшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, 63% хозяйств Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики оказались убыточными.

По итогам 1995 финансового года балансовый убыток по колхозам и совхозам составил 14,7 млрд. руб. Небольшая прибыль получена только от реализации картофеля, овощей открытого грунта, яиц и оленины. Тяжелое финансовое положение и на предприятиях, перерабатывающих сельхозпродукцию.

Износ основных фондов в АПК достиг 40%, объемы приобретаемой техники, сельскохозяйственных машин и оборудования снизились от 5 до 20 раз. В 2-3 раза сократились объемы внесения органических и минеральных удобрений, что сказывается на снижении плодородия почв, урожайности сельскохозяйственных культур и луговых трав. В сельском хозяйстве наблюдается переход от прогрессивных к простейшим технологиям, от интенсивного к экстенсивному ведению хозяйства.

АПК как интеграционная система сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, материально - технического обеспечения и агросервисного обслуживания теряет свою целостность из-за рассогласования интересов на различных стадиях производства и выполнения работ.

Падает уровень жизни, покупательная способность сельских жителей. Оплата труда в сельском хозяйстве в 1,7 раза ниже, чем в среднем по Республике Коми, и в 2,1 раза ниже, чем в промышленности.

Ухудшение социально - экономических условий резко обострило демографическую ситуацию. На селе наблюдается значительный рост смертности и снижение рождаемости. Сокращается средняя продолжительность жизни селян, снижается демографический и трудовой потенциал села, растет безработица.

Ослабла социальная и инженерная инфраструктура села.

Для большинства сельских поселений характерна бытовая неустроенность.


 1.2. Условия и факторы, определяющие современную ситуацию в АПК


Сложившаяся ситуация в аграрном секторе республики и основные причины, приведшие его в критическое состояние, характерны и для Российской Федерации в целом, среди них:

- отсутствие разработанной программы, стратегии развития реформ в аграрном секторе страны до начала реформ;

- концепции развития, разрабатываемые учеными - аграрниками и специалистами в ходе реформ, не находят должной оценки, и даже закрепленные законодательно, не подкрепляются материально и не финансируются в необходимых объемах;

- диспаритет цен на промышленную продукцию и сельхозпродукцию. За последние 4 года темпы роста цен на материально - технические ресурсы и услуги, поставляемые селу, в 4,7 раза превысили темпы роста закупочных цен;

- несвоевременные расчеты за сельскохозяйственную продукцию предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли;

- общая кризисная ситуация в стране;

- отсутствие правильной финансово - кредитной и налоговой политики;

- несвоевременное поступление денежных средств из федерального и регионального бюджетов;

- дезинтеграция агропромышленного производства;

- отсутствие комплексной программы государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса, не решены многие вопросы в земельном законодательстве;

- несоответствия законодательной базы по реорганизации сельхозпредприятий, приватизации агропромышленного производства, приведшие к усилению монополизма перерабатывающих и обслуживающих предприятий;

- и, наконец, неконкурентоспособность сельскохозяйственного производства в условиях Крайнего Севера, территориальная разобщенность сельскохозяйственного производства в Республике Коми. В 1995 году различными видами дотаций и компенсаций было восполнено из бюджетов Республики Коми и Российской Федерации всего 11% производственных затрат. Мировой опыт поддержки и регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей свидетельствует, что возмещение затрат на производство должно составлять 50-60%.


 1.3. Основные выводы


Необходимы:

целостная программа реформирования АПК республики, охватывающая все стороны его развития;

выработка путей выхода АПК из глубокого кризиса на основе комплексного подхода решения социально - экономических проблем села, пересмотра инвестиционной и научно - технической политики, структурной перестройки, совершенствования земельных отношений, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки;

система государственного регулирования и финансовой поддержки, распространяемая на все виды коллективного и индивидуального производства;

определение приоритетов развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы села по районам республики.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФОРМИРОВАНИЯ, СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КОМИ


Целями реформирования АПК являются вывод аграрной экономики из кризисного состояния, прекращение спада и возобновление роста производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, повышение экономической эффективности агропромышленного производства, повышение уровня жизни населения.

Для их реализации предстоит:

- создать единый хозяйственный механизм в аграрном секторе экономики, совершенствовать хозяйственные связи и отработать систему взаимодействия отраслей в АПК;

- обеспечить сохранение и в перспективе постепенное наращивание ресурсного потенциала в сельском хозяйстве и в первую очередь плодородия земель, племенного животноводства, семеноводства, прогрессивных технологий, научно - технического и кадрового потенциала;

- улучшить экономические условия для развития производства и предпринимательства в аграрном секторе;

- сформировать эффективный механизм государственной поддержки товаропроизводителей в аграрном секторе экономики;

- осуществить земельные преобразования и повысить эффективность использования земель;

- осуществить реформирование предприятий АПК, структурную перестройку экономики и обеспечить направление инвестиций в высокорентабельное производство.

III. СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА


 3.1. Сельское хозяйство


Растениеводство

Для предотвращения спада производства продукции отрасли растениеводства необходимо поставить ее на путь интенсивного развития. Интенсификация будет осуществляться по следующим направлениям:

а) изменение структуры посевных площадей в сторону увеличения клина многолетних трав и сокращения однолетних трав на 4-5 тыс. гектаров;

б) подбор и посев высокопродуктивных сельскохозяйственных культур, травосмесей в полевом травосеянии и луговодстве;

в) организация семеноводства картофеля на безвирусной основе и обеспечение хозяйств районированными сортовыми, высокопродуктивными семенами;

г) внедрение передовых технологий в кормопроизводстве, картофелеводстве, овощеводстве, хранении и переработке продукции растениеводства;

д) концентрация и специализация производства картофеля и овощей в хозяйствах и районах;

е) возобновление работы с землей в соответствии с принятой Государственной комплексной программой повышения плодородия почв Республики Коми.

При выполнении этих мер уже в ближайшие годы в сельхозпредприятиях можно увеличить заготовку кормов на 20%, производство картофеля на 15%, расширить ассортимент и стабилизировать объемы реализации овощей.


Животноводство

Большинство сельхозпредприятий при условии использования внутренних резервов и государственной поддержке смогут остановить спад и увеличить производство продукции животноводства к 2000 году (приложение 2).

Для этого необходимо:

1. Довести производство собственных кормов в 1997 году до 120 тыс. тонн кормовых единиц с последующим приростом, а обеспеченность кормами собственного производства до 17-18 центнеров кормовых единиц на условную голову.

2. Закупить комбикормов всех видов в 1997 году 180 тыс. тонн на сумму 250-270 млрд. руб. в сопоставимых ценах на конец 1995 года.

3. Организовать селекционно - племенную работу в животноводстве и птицеводстве, обеспечивающую высокую продуктивность на основе повышения удельного веса чистопородного и четвертого поколения стада до 97%. Обеспечить стопроцентный охват искусственным осеменением крупного рогатого скота высококлассным семенем.

4. Внедрить интенсивные технологии в молочном животноводстве - организовать "зеленый конвейер" в летний период, создать и обустроить культурные пастбища. Организовать интенсивный откорм крупного рогатого скота и свиней, обеспечивающий среднесуточные привесы соответственно 700 и 400 граммов.

5. Пересмотреть рационы кормления крупного рогатого скота с учетом увеличения удельного веса сенажа и зерносенажа, с применением консервантов, микро- и макроэлементов.

6. Провести переспециализацию всего животноводства по направлениям (молочное, мясное) в разрезе районов, хозяйств с учетом рынка сбыта, транспортной сети, обеспечения кадрами.

7. Обеспечить ежегодный ввод объектов животноводства в эксплуатацию в количестве 5,5 тыс. скотомест, в том числе для крупного рогатого скота 3500, свиней 2000 скотомест.


Развитие птицефабрик, крупных животноводческих комплексов и тепличных комбинатов

Птицеводство. Продукция птицефабрик пользуется на потребительском рынке повышенным спросом у населения. Предусматривается наиболее полное использование имеющихся мощностей, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Птицефабрика "Зеленецкая" расширила ассортимент выпускаемой продукции до 16-и наименований, "Интинская" - до 18-и, что позволило увеличить денежную выручку за счет повышения средней цены реализации до 5-6 тыс. руб. на каждый килограмм продукции. Намечается осуществить перевооружение технологии забоя, переработки и упаковки мяса птицы. На птицефабрике "Зеленецкая" планируется завершить строительство хозспособом кормоцеха по приготовлению кормов из фуражного зерна и других добавок, при этом будет достигнуто удешевление стоимости потребляемых кормов на 380 руб. за 1 кг., провести комплекс работ по экономии энергоресурсов.

На всех птицефабриках будет увеличена реализация продукции через собственную торговую сеть.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»