ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2011 года N 34
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ (2011 - 2013 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства РК от 21.11.2013 N 440.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить программу Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Республики Коми Стаханова В.В.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 28 февраля 2011 г. N 34
ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ (2011 - 2013 ГОДЫ)"
Наименование | программа Республики Коми "Старшее поколение (2011 - |
Основание для | Поручение Президента Российской Федерации от 27 |
Заказчик Программы | Агентство Республики Коми по социальному развитию |
Разработчик | Агентство Республики Коми по социальному развитию |
Исполнители | Агентство Республики Коми по социальному развитию, |
Цель Программы | осуществление комплекса мер по улучшению положения и |
Задачи Программы | организационно-правовое, информационное и кадровое |
Сроки реализации | 2011 - 2013 годы |
Объемы и источники | общий объем финансирования Программы за счет |
Целевые индикаторы | охват социальными услугами граждан пожилого возраста |
Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержание их социального статуса и обеспечение активного долголетия являются одними из важнейших задач государства и общества. Пожилые люди внесли неоценимый вклад в становление и развитие нашей страны. Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне, построение материального фундамента жизнедеятельности общества, достижение успехов в науке и культуре, признанных во всем мире, - лишь малая толика достижений граждан старшего поколения.
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре народонаселения мира обусловил формирование новых представлений о старости, роли пожилых людей в социальном развитии.
Принцип социально приемлемого и реально возможного сочетания полноценного участия пожилых людей в жизни общества, заботы о них со стороны общественных и государственных институтов, обеспечения правовых условий для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала, уважение к пожилым людям, забота о них, позитивное отношение к старости, формируемое с детства, наряду с готовностью к ее наступлению признаются нормой для каждого человека и общества в целом.
Пожилые люди вносят многогранный вклад в социальное развитие России, приветствуют позитивные изменения в современном обществе, проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, поддерживают солидарность поколений и являются хранителями духовных и нравственных ценностей, сохраняют способность к посильной трудовой деятельности, готовность передавать опыт.
Реальность сегодняшнего дня - постоянное присутствие многих пожилых людей среди нас. Происходит решительный отход от мнения о пожилых людях как бремени для российского общества, дальнейший прогресс которого возможен в контексте общества для людей всех возрастов.
Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях. Для этого им требуется помощь, учитывающая значительную дифференциацию, сложность их проблем, многообразие потребностей и запросов.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, "предпенсионная безработица" и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины, что существенно при сохранении долговременной диспропорции мужского и женского населения.
Граждане старшего возраста не могут самостоятельно разрешить большинство своих проблем и трудностей. Особенности семейно-демографического положения этой социально-возрастной группы обусловливают либо одиночество многих пожилых людей, отсутствие у них близких родственников, обязанных по закону предоставлять содержание и попечение, либо раздельное с родственниками проживание, препятствующее осуществлению ухода за лицами старшего возраста и их поддержке. Следует признать также, что известное ослабление моральных норм и ценностей в обществе привело к своего рода "социальному сиротству" многих граждан старшего поколения, которые не получают помощи от родственников трудоспособного возраста даже в тех случаях, когда по своему материальному положению те вполне способны ее предоставить.
Современная демографическая ситуация в Республике Коми, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.
На 1 января 2010 года в Республике Коми численность граждан пожилого возраста от 65 лет и старше составила 70234 человек, в том числе в разрезе по возрастным группам: 65 - 69 лет - 21680 человек; 70 - 74 лет - 28138 человек; 75 - 79 лет - 15516 человек; 80 - 81 год - 4900 человек.
В условиях переходного этапа социального и экономического развития проблемы пожилых людей решаются не всегда последовательно. Экономикой и социальной сферой пока не в полной мере обеспечиваются условия для достойной жизни всем пожилым людям. Отмечаются значительные районные различия положения пожилых людей.
В целях создания достойных условий проживания пожилых граждан на территории республики функционирует 14 стационарных учреждений социального обслуживания населения, в которых на 1 января 2011 г. функционируют 2827 коек, в том числе:
7 домов-интернатов общего типа, в которых проживают 533 человека;
5 психоневрологических домов-интернатов, в которых проживают 1798 человек;
2 детских дома-интерната, в которых проживают 496 человек.
Потребность в стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста сохраняется, о чем свидетельствует сохраняющаяся республиканская очередность граждан, подавших заявления на устройство в дома-интернаты. Так, на 1 января 2011 г. в очереди состоит всего 331 человек, в том числе для устройства:
в дома-интернаты общего типа - 179 человек;
в психоневрологические дома-интернаты - 152 человека.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами площадь спален на одного проживающего в стационарном учреждении должна составлять 7 кв.м. В настоящее время суммарная площадь спален для общей численности проживающих в стационарных учреждениях граждан (2827 человек) составляет 15703,8 кв.м, при этом на 1 человека в среднем приходится 5,5 кв.м.
При расчете норматива площади спален суммарная площадь для 2827 человек должна составлять 19789,0 кв.м, недостающая площадь - 4 085,2 кв.м, что соответствует развертыванию дополнительных 583 коек.
Общее количество зданий, в которых проживают престарелые граждане, 37, из них: панельных - 4 (11,4 процента), зданий в кирпичном исполнении - 21 (56,8 процента), деревянных - 12 (32,4 процента). Функционирующие здания учреждений социального обслуживания населения (17 зданий, или 45,9 процента) имеют износ более 50 процентов.
Кроме того, техническое оснащение действующих учреждений не соответствует требованиям государственных стандартов социального обслуживания населения. Средний процент износа имущества, находящегося на балансе учреждений, составляет порядка 60 процентов (в сельских районах - 85 процентов).
Поддержание и развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения - одно из основных условий предоставления качественных социальных услуг гражданам пожилого возраста, что, в свою очередь, требует решения в рамках программных мероприятий.
Проблема обеспечения граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, остается достаточно актуальной.
Законодательство о социальном обслуживании населения частично решает задачу максимально возможного продления пребывания пожилого человека в привычной социальной среде, то есть в домашних условиях, путем организации социального обслуживания на дому социальными работниками государственных учреждений социального обслуживания населения. По состоянию на 1 января 2011 г. социальным обслуживанием на дому охвачено 6014 пожилых граждан, нуждающихся в уходе, 709 граждан с учетом состояния их здоровья находились на социально-медицинском обслуживании на дому.
Вместе с тем активная государственная политика в области социальной защиты престарелых граждан и инвалидов должна включать в себя альтернативные механизмы удовлетворения потребностей указанной категории граждан. В связи с этим в целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, укрепления традиций взаимопомощи, профилактики социального одиночества Законом Республики Коми от 6 июля 2009 г. N 68-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с уходом и помощью гражданам пожилого возраста и инвалидам на территории Республики Коми" установлен порядок организации ухода и помощи нетрудоспособным гражданам и дополнительная социальная гарантия в виде ежемесячного вознаграждения лицам, осуществляющим в отношении их уход и помощь.
Мониторинг реализации вышеуказанного Закона (по состоянию на 1 января 2011 г. заключено 262 договора об уходе и помощи) показал востребованность данного вида помощи пожилым гражданам, а также эффективность реализуемых мероприятий в части предоставления гражданам пожилого возраста альтернативы помещению в учреждения социального обслуживания населения стационарного типа (дома-интернаты).
Не получило должного развития государственно-частное партнерство в социальной сфере, которое стало бы альтернативой государственным учреждениям, обеспечивающим заботу о пожилых людях. Государственно-частное партнерство в социальной сфере призвано осуществлять независимый контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан пожилого возраста; оказывать им поддержку и предоставлять жизненно важные услуги с учетом максимально возможного удовлетворения потребностей пожилых граждан на условиях экономической эффективности.
Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния.
Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно, одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - сложный комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов.
Исходя из вышеизложенного возникает необходимость принятия программы Республики Коми "Старшее поколение (2011 - 2013 годы)".
Целью Программы является осуществление комплекса мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Задачи Программы:
1) организационно-правовое, информационное и кадровое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста;
2) укрепление здоровья граждан пожилого возраста;
3) оптимизация среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста и оказание дополнительных мер социальной поддержки;
4) совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности;
5) развитие коммуникационных связей и интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;
6) активизация участия граждан пожилого возраста в жизни общества.
Программа реализуется в период с 2011 года по 2013 год включительно.
N | Наименование мероприятий | Сроки | Объем финансирования из | Исполнитель | |||
всего | в том числе по годам: | ||||||
2011 | 2012 | 2013 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Организационно-правовое, информационное и кадровое обеспечение | |||||||
1. | Совершенствование | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
2. | Разработка нормативных | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
3. | Разработка нормативно - | 2011 - | 423,6 | 141,2 | 141,2 | 141,2 | Агентство |
4. | Подготовка предложений | 2011 | - | - | - | - | Агентство |
5. | Взаимодействие с | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
6. | Организация подготовки, | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
7. | Организация и проведение | 2012 - | - | - | - | - | Министерство |
8. | Разрабо тка и внедрение | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
9. | Проведение семинаров для | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
10. | Издание методических | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
11. | Проведение региональных | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
12. | Размещение в средствах | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
13. | Организация изготовления | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
Итого по подразделу 1 | 423,6 | 141,2 | 141,2 | 141,2 | |||
2. Укрепление здоровья граждан пожилого возраста | |||||||
14. | Организация "групп | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
15. | Организация и проведение | 2011 - | 42 292,7 | 13 690,4 | 14 078,2 | 14 524,1 | Агентство |
16. | Создание и внедрение | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
17. | Взаимодействие с | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
Итого по подразделу 2 | 42 292,7 | 13 690,4 | 14 078,2 | 14 524 ,1 | |||
3. Оптимизация среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста | |||||||
18. | Организация льготного | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
19. | Выплаты пособия на | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
20. | Организация деятельности | 2011 - | 3000,0 | 2000,0 | 1000,0 | - | Агентство |
- | - | - | - | Министерство | |||
21. | Организация ухода и | 2011 - | 81648,1 | 25256,2 | 27254,1 | 29137,8 | Агентство |
22. | Поэтапное переселение | 2011 | 5000,0 | 5000,0 | - | - | Агентство |
23. | Приведение условий | 2011 | 8000,0 | 8000,0 | - | - | Агентство |
1) капитальный ремонт | 2011 | 3000,0 | 3000,0 | - | - | Агентство | |
2) капитальный ремонт | 2011 | 5000,0 | 5000,0 | - | - | Агентство | |
24. | Взаимодействие с | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
25. | Оказание адресной | 2011 - | 22701,9 | 7567,3 | 7567,3 | 7567,3 | Агентство |
26. | Организация при | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
27. | Организация деятельности | 2012 - | - | - | - | - | Агентство |
Итого по подразделу 3 | 120350,0 | 47823,5 | 35821,4 | 36705,1 | |||
4. Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания | |||||||
28. | Оказание содействия | 2011 - | - | - | - | - | Министерство |
29. | Заключение договоров | 2011 - | - | - | - | - | Министерство |
30. | Обеспечение | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
31. | Организация выделения | 2011 - | - | - | - | - | Министерство |
Итого по подразделу 4 | - | - | - | - | |||
5. Развитие коммуникационных связей и интеллектуального | |||||||
32. | Содействие гражданам | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
33. | Организация компьютерных | 2011 - | - | - | - | - | Агентство |
34. | Организация и проведение | 2012 | - | - | - | - | Министерство |