Недействующий

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ

от 03 июля 1998 года N 233

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИННО-УГОРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СЫКТЫВКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 1998-2000 ГОДЫ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 19.08.2002 г. N 249

(НГР RU 11000200200319)

В целях дальнейшего развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы (далее именуется - Концепция) согласно приложению N 1.

2. Утвердить Мероприятия по реализации Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы согласно приложению N 2.

3. Министерству финансов Республики Коми предусмотреть финансирование на 1998 год Мероприятий по реализации Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы:

пунктов 4, 7, 10 раздела 1, пунктов 1, 2, 4, 7, 8, 9, 12, 13, 14 раздела 2, пунктов 3, 4 раздела 3 - за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на реализацию Государственной программы реализации Закона Республики Коми "О государственных языках Республики Коми" - "Сохранение и развитие коми языка на 1997-1999 годы";

пунктов 6, 9 раздела 1, пунктов 3, 5 раздела 2, пунктов 1, 2, 5, 6 раздела 3 - за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на реализацию мероприятий по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира в Республике Коми.

4. Министерству финансов Республики Коми при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми на 1999 год и последующие годы предусматривать расходы на реализацию Мероприятий по реализации Концепции развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы отдельной строкой в разделе "Государственная национальная политика".

5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Министерство образования и высшей школы Республики Коми и Министерство по делам национальностей Республики Коми.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 03.07.98 N 233

(приложение N 1)

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ФИННО-УГОРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СЫКТЫВКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 1998-2000 ГОДЫ

Введение


Концепция развития финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета отражает основное содержание процесса закономерного совершенствования всех сторон деятельности факультета и идеологию, нормативную базу, практику деятельности органов государственной власти и управления Республики Коми и университета по планомерной реализации этого процесса.

В соответствии со статьей 3 Конституции Республики Коми коми народ - источник государственности республики. Политика государства направлена на поддержание и развитие языка, культуры и жизненного уклада коми народа в соответствии с международными нормами и принципами, действующими в отношении коренных народов. Концепция государственной национальной политики Республики Коми, утвержденная Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 октября 1996 г. N 1-7/27, определяет как приоритетные: учет национального фактора в социально-экономическом развитии районов и городов республики; совершенствование форм природопользования коренного населения в условиях рыночных отношений, а также создание системы коми национального образования, воспитание молодого поколения в духе уважения к национальным культурам, традициям и обычаям.

Финно-угорский факультет Сыктывкарского государственного университета образован в 1994 году. Его создание отразило поворот в государственной национальной политике по отношению к языку и культуре коренного народа Республики Коми.

Развитие финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета невозможно без государственной поддержки со стороны Республики Коми. Эта поддержка определяется как долговременная система мер в сфере учебно-научной деятельности факультета по укреплению его материально-технической базы, социальной защите студентов и преподавателей, как целенаправленный процесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалистов.

Создание национальной гуманитарной и технической интеллигенции является важной задачей финно-угорского факультета и университета в целом. Цель - подготовка квалифицированных кадров с учетом национально-региональных особенностей и исторической этнокультуры для предприятий, организаций науки, образования, средств массовой информации, учреждений культуры и государственных учреждений Республики Коми.

Финно-угорский факультет, созданный для реализации национальной программы развития образования, включает два отделения: "Национальная филология" и "Регионоведение". На факультете работают четыре доктора наук, 20 кандидатов наук, открыта аспирантура, где ежегодно защищаются докторские и кандидатские диссертации. Велик вклад факультета в подготовку коми национальной интеллигенции и кадров для национальных образовательных и научных учреждений. Среди выпускников отделения "Национальная филология" есть видные ученые, педагоги, писатели. В учебной и научно-исследовательской работе активно участвуют ученые Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН.

Национально-языковая политика как часть государственной национальной политики в Республике Коми направлена на сохранение и развитие коми-русского двуязычия, формирование бережного отношения к языковым традициям, воспитание сознательного отношения к коми языку как к национально-культурной ценности, воспитание уважения к языку и культуре коренного народа. Эти положения закреплены Законами Республики Коми "О культуре", "О государственных языках Республики Коми", Концепцией государственной национальной политики в Республике Коми, утвержденной Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 октября 1996 г., и нашли свое отражение в резолюции V съезда коми народа.

Таким образом, приоритетами в деятельности факультета остаются развитие коми национальной культуры, усиление его роли в области финно-угорских исследований и решении задач развития коми языка, литературы и фольклора, подготовки кадров и развития Республики Коми как многонациональной культурной общности.

Основные направления развития финно-угорского факультета:

развитие структуры факультета и подготовка кадров;

научно-исследовательская и учебно-методическая работа;

укрепление материально-технической базы факультета и социальная защита студентов, аспирантов и преподавателей.

Реализация указанных направлений приведет к использованию всех возможностей сотрудничества с финно-угорскими научными и образовательными центрами России и зарубежных стран, а также вузами Северо - Запада Российской Федерации. Развитие международного сотрудничества способствует содержательному наполнению названия факультета, пропаганде коми культуры в странах финно-угорского мира и финно-угорской культуры в Республике Коми.

1. Развитие структуры факультета и подготовка кадров


Основным направлением в развитии структуры факультета остается подготовка специалистов по национальной филологии, коми языку и литературе для науки и образования, а также создание квалификационной модели специалиста - регионоведа с учетом основных направлений социально-экономического развития Республики Коми. Особую актуальность приобретает подготовка специалистов по комплексному развитию территорий для сельских районов Республики Коми, где в основном сосредоточено коренное население, в меньшей степени подготовленное к изменениям политической и социально - экономической ситуации.

Государственная программа реализации Закона Республики Коми "О государственных языках Республики Коми" - "Сохранение и развитие коми языка на 1997-1999 годы" ставит основной задачей постепенное расширение социальных функций коми языка и внедрение его в качестве государственного. Отделение "Национальная филология" играет важную роль в реализации данной Программы, поскольку она предусматривает расширенную и качественную подготовку кадров преподавателей коми языка и переводчиков, что вызывает необходимость открытия соответствующей специализации. Данное направление предполагает развитие сопоставительных научных исследований, подготовку и издание грамматических справочников и словарей, учебников и учебных пособий по коми языку.

Большое значение в деятельности факультета придается интеграции с научными и образовательными учреждениями.

Наиболее важным является сотрудничество с Институтом языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Научный и кадровый потенциал Института, как признанного центра финно - угроведения, задействован на финно-угорском факультете. Предполагается развитие сотрудничества на качественно новой основе: создание совместного учебно-научного центра. Подготовка специалистов финно-угроведов совместно с ведущим научным учреждением республики способствует повышению качества и престижа фундаментального образования, участию студентов, аспирантов и преподавателей в разработке фундаментальных и прикладных проблем финно-угорской филологии, этнологии и истории, концентрации и оптимальному использованию кадровых, финансовых и материально - технических ресурсов вуза и академического института.

Столь же актуальной является интеграция с педагогическими колледжами, развитие сотрудничества с инновационными учебными заведениями республики, с образовательными учреждениями Коми-Пермяцкого автономного округа.

В Российской Федерации происходит смена взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Перспективным является приобщение университета к делу подготовки профессионалов управления комплексным развитием территорий. Появилось новое направление подготовки специалистов с высшим образованием - регионоведение, целостная система знаний о пропорциональности и взаимодействии всех сфер территориальной жизнедеятельности человека и народа региона. Настоятельная необходимость в специалистах, владеющих комплексом знаний о регионе, - регионоведах, обусловлена процессами развития федерализма, повышением ответственности регионов за принятие и реализацию политических и социально-экономических решений. Соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные между субъектами Российской Федерации и Центром, придают особую актуальность глубокому и всестороннему пониманию специфики регионов, учету разнообразных аспектов и факторов региональной жизни. Учебный план и образовательная программа регионоведа включают в себя опорные, базовые блоки наук и учебных дисциплин, отражающих составные части жизни регионального социума как целого: региональная культурология, региональное природопользование и региональная экология, региональная социология, система региональной экономики, блок демографических и этнографических дисциплин, правоведческая подготовка по государственному региональному и муниципальному управлению, подготовка по современным информационным технологиям.

При этом регионоведческие дисциплины опираются на фундаментальные теоретические естественно-научные и гуманитарные знания, характерные для университетской подготовки специалистов.

Основные вопросы организации учебного процесса и трудоустройства студентов-регионоведов необходимо решать во взаимодействии с органами государственной власти и управления Республики Коми на основе заключенных с университетом договоров о сотрудничестве.

2. Научно-исследовательская и учебно-методическая работа


Это направление определяет стимулирование фундаментальных и прикладных исследований в области финно-угроведения, обмена результатами научных исследований, использование научного и образовательного потенциала республики, решение вопросов учебно-методического и информационного обеспечения, регулярное проведение научных конференций по проблемам финно-угроведения, регулярное издание научных трудов, расширение деятельности научной лаборатории "Коми этнологический фонд".

Ежегодное проведение фольклорных, диалектологических, культурологических, археологических, этнографических экспедиций будет не только способствовать сохранению материальной и духовной культуры народа, но и являться средством приобщения студентов к научно-исследовательской работе. Предполагается создание на факультете Коми фольклорного фонда и восстановление деятельности коми фольклорного ансамбля.

Научные исследования тесно связаны с подготовкой научно-педагогических кадров, для этого необходимо создание благоприятных условий для преподавателей, работающих над докторскими диссертациями, повышение квалификации в ведущих научных и образовательных финно-угорских центрах России и зарубежья, развитие научного сотрудничества по линии международных и межвузовских обменов.

Учебно-методическая работа на финно-угорском факультете проводится силами преподавателей факультета и ученых республики. Совместно с учеными Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН планируются подготовка и издание учебников и учебных пособий по финно-угроведению, внедрение новых информационных технологий в учебный и научный процессы. Целью учебного и научно-исследовательского процессов на финно-угорском факультете является формирование информационной системы, имеющей интегральный характер, предполагающей широкий охват сферы гуманитарных знаний и системную ориентированность исследований, имеющих этно- и социолингвистическую, литературоведческую и регионоведческую направленность. Эта система должна стать общим информационным фондом, а также частью исследовательской и педагогической работы в качестве средства информационной поддержки.

3. Укрепление материально-технической базы факультета и социальная защита студентов, аспирантов и преподавателей


Важнейшими задачами по укреплению материально-технической базы и социальной защите студентов, аспирантов и преподавателей являются: оснащение деканата и кафедр вычислительной техникой, компьютерным классом, что продиктовано потребностями информатизации учебно-научного процесса и активным внедрением автоматизированных технологий в управление учебным процессом в общеуниверситетском масштабе, аудио- и видеотехникой, множительной техникой, адресная социальная поддержка малообеспеченных студентов из сельской местности и решение жилищных проблем преподавателей. Совместно с музеем истории просвещения Коми края предусматривается создание кабинета традиционной культуры финно-угорских народов. Факультет должен быть оформлен в духе государственной национальной символики, что имеет большое воспитательное значение.

Практическая реализация Концепции предусматривается в Мероприятиях по реализации Концепции по развитию финно-угорского факультета Сыктывкарского государственного университета на 1998-2000 годы.

Утверждены
Указом
Главы Республики Коми
от 03.07.98 N 233
(приложение N 2) МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИННО-УГОРСКОГО ФАКУЛЬТЕТА СЫКТЫВКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 1998-2000 ГОДЫ

N

Содержание мероприятий

Срок  исполне-  ния

Ответст-  венный  исполни-  тель

Объем фи-  нансирова-  ния за счет  программ  (тыс. руб.)

1. РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ  ФАКУЛЬТЕТА И ПОДГОТОВКА КАДРОВ

1

Разработка предложений  по  подготовке специалистов  по  новым специальностям

1998 г.

СГУ

2

Подготовка и заключение  дого-  вора о подготовке специалис-  тов по национальной  филологии  и направлению "Регионоведе-  ние" с Министерством  по делам  национальностей Республики   Коми

1998 г.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

3

Обучение студентов  по вновь  открывшимся специализациям  на  отделении "Регионоведение"

1999-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,

350  ежегодно

4

Расширение курсов по  изучению  коми языка для жителей   г. Сыктывкара

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми  СГУ

12  ежегодно

5

Развитие интеграции  с Инсти-  тутом языка, литературы  и ис-  тории КНЦ УрО РАН

1998-2000  гг.

СГУ,  ИЯЛИ КНЦ  УрО РАН

6

Разработка планов интеграции  факультета с образовательными  учреждениями Республики  Коми

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  Минобра-  зования и  высшей  школы  Республи-  ки Коми,  СГУ

20  ежегодно

7

Развитие сотрудничества  с  академическими и образова-  тельными учреждениями  России  и зарубежья с целью  подготов-  ки кадров по финно-угорской  филологии и методике  препода-  вания языка и литературы

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

25  ежегодно

8

Разработка и выполнение  плана  повышения квалификации  про-  фессорско-преподавательского   состава

1998-2000  гг.

СГУ

9

Обучение студентов  за рубе-  жом, в том числе в  финно -  угорских странах

1998 г.  1999 г.  2000 г.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

60  80  80

10

Финансовая поддержка  аспиран-  тов и старших научных  сотруд-  ников, подготавливающих  док-  торские диссертации

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

50  ежегодно

11

Открытие специализации  "Коми  язык как второй язык"

1999 г.

СГУ

20

2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1

Исследования по теме  "Сопос-  тавительно-типологические  ис-  следования разносистемных  языков"

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ,  ИЯЛИ КНЦ  УрО РАН

20  ежегодно

2

Исследования по теме  "Литера-  тура, язык и фольклор  коми  народа: теория и методика  обучения"

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

20  ежегодно

3

Регулярное проведение  научных  конференций и симпозиумов  по  актуальным проблемам  финно -  угроведения

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ,  ИЯЛИ КНЦ  УрО РАН

120  ежегодно

4

Расширение деятельности  лабо-  ратории "Коми  этнологический  фонд"

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

15  ежегодно

5

Создание Коми фольклорного  фонда

1998-1999  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

50  ежегодно

6

Проведение XVI Международной  финно-угорской конференции  студентов и аспирантов  (IFUSCO) и издание  тезисов

1999 г.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

70

7

Участие студентов,  аспирантов  и преподавателей в  научных  конференциях в России   и за  рубежом

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

90  ежегодно

8

Проведение экспедиций  и учеб-  ных практик

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

100  ежегодно

9

Издание сборников научных  трудов по проблемам  коми и  финно-угорской филологии

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ,  ИЯЛИ КНЦ  УрО РАН

50  ежегодно

10

Корректировка учебных  планов  отделения "Регионоведение"

1998-2000  гг.

СГУ

11

Приглашение ведущих  специа-  листов финно-угроведов  для  учебной работы

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

10  ежегодно

12

Подготовка и издание  учебной  и учебно-методической  литера-  туры

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ,  ИЯЛИ КНЦ  УрО РАН

130  ежегодно

13

Открытие учебно-методического  кабинета при кафедре  регионо-  ведения

1998 г.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

15

14

Организация профориентацион-  ной работы и выездных  прием-  ных экзаменов

1998-2000  гг.

Минобра-  зования и  высшей  школы  Республи-  ки Коми,  СГУ

10  ежегодно

3. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ  БАЗЫ,  СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА  СТУДЕНТОВ,  АСПИРАНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

1

Создание компьютерного  центра

1998 г.  1999 г.  2000 г.

Миннац  Республи-  ки Коми,  Минобра-  зования и  высшей  школы  Республи-  ки Коми,  СГУ

50  100  150

2

Укрепление материальной  базы  кафедр

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

50  ежегодно

3

Укрепление материальной  базы  учебно-методического  кабинета  коми языка и литературы,в  том  числе ксерокопирование  редких  материалов и источников,  при-  обретение литературы

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  Минобра-  зования и  высшей  школы  Республи-  ки Коми,  СГУ

50  ежегодно

4

Оформление факультета  (созда-  ние оригинал-макета,  приобре-  тение национально-государст-  венной символики, расходных  материалов и др.)

1998 г.  1999 г.  2000 г.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

20  40  40

5

Обеспечение единовременных  социальных выплат для  мало-  обеспеченных студентов  и  аспирантов

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

5  ежегодно

6

Выделение средств для  решения  жилищных проблем преподавате-  лей, аспирантов

1998-2000  гг.

Миннац  Республи-  ки Коми,  СГУ

180  ежегодно

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»