Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям: жилищное строительство (приложение N 2);
строительство объектов социально-культурного назначения (приложение N 3);
развитие инженерной инфраструктуры (приложение N 4);
развитие производства за счет средств предприятий и других внебюджетных источников (приложение N 5).
Кроме того, предполагается осуществить мероприятия, предусмотренные в других республиканских целевых программах РД (приложение N 6).
В сфере жилищного строительства Программой намечено ввести 307,63 тыс. квадратных метров жилья.
Объемы строительства жилья были определены исходя из численности населения переселяемого района на расчетный период и рациональных нормативов жилья в сельской местности 24 м общей площади на каждого члена семьи и дополнительно 12 м2 общей площади на семью, установленных постановлением Совета Министров РД от 21 апреля 1993 года N 78 "О порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также строительства жилья лакскому населению Новолакского района, переселяемому на новое место жительства". За 1992-1996 годы по указанным нормативам было начато строительство 1097 жилых домов во всех 9-ти населенных пунктах, из них завершено 578 жилых домов, на разных стадиях строительства находятся 519 домостроений.
В соответствии с постановлением Правительства РД от 9 февраля 1998 г. N 18 "Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг в Республике Дагестан" в Программе учтены затраты централизованных капитальных вложений с учетом социальной нормы площади жилья 18 м2 общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек, 42 м2 - на семью из двух человек и 33 м2 - на одиноко проживающих граждан.
Строительство объектов социально-культурного и бытового назначения включает в себя строительство школ на 2574 ученических места, детских садов на 520 мест, больницы на 50 коек и восьми фельдшерско-акушерских пунктов.
Намечается строительство Дома культуры в с.Новолакское, клубов в сс. Новокули, Тухчар, Гамиях, Чапаево, Ахар, Дучи и Новочуртах.
Строительство бань, объектов службы быта в каждом селе предполагается осуществлять за счет привлечения частного капитала.
В плане развития инженерной инфраструктуры намечается осуществить мероприятия по газификации, электрификации, телефонизации домов, водоснабжению населенных пунктов, строительству дорог и канализаций.
К 2006 году предполагается, что весь район будет обеспечен природным газом на производственные и бытовые нужды. Предусматривается строительство внутрипоселковых сетей газоснабжения протяженностью 129,6 километра.
Планируется ввести в строй электролинии внешнего электроснабжения ВЛ-10 кв - 85,5 км, внутрипоселковых сетей ВЛ-0,4 кв - 191,87 километра.
Объем телефонизации населенных пунктов составит 1250 телефонных номеров.
Протяженность подъездных автомобильных дорог к административным центрам сел составит 34 километра. Планируется построить на пересечении подъездных дорог с федеральной автомобильной дорогой "Махачкала-Астрахань" пункты стационарного обслуживания и ремонта автотранспорта с их последующим озеленением и благоустройством. Намечается открыть автобусное сообщение, связывающее районный центр - с. Новолакское Новолакского района с населенными пунктами на новом месте жительства с г. Махачкалой и п.Сулак.
Объективная оценка перспектив развития производственной инфраструктуры данной территории и в целом ее экономики показывает, что ключевое место будут занимать сельскохозяйственное производство и связанные с ним отрасли агропромышленного комплекса. Это обусловлено ориентацией основного трудоспособного населения на сельское хозяйство и близостью к столице республики, в связи с чем вышеназванные населенные пункты в перспективе должны стать крупными поставщиками сельскохозяйственной продукции в столицу.
Развивать сельское хозяйство планируется на основе коллективных и индивидуальных форм хозяйствования. При этом вследствие недостаточности размера сельскохозяйственных угодий для ведения крупного товарного производства и отсутствия достаточных средств для формирования материально-технической базы коллективных хозяйств преимущественное развитие получит сельхозпроизводство на основе индивидуального хозяйствования, а именно личные подсобные хозяйства, ориентированные на производство овощей, фруктов, молока и мяса.
Одновременно будут развиваться коллективные формы производства с преимущественной животноводческой специализацией с сохранением земель за хозяйствами в зоне отгонного животноводства.
В сельском хозяйстве приоритетными направлениями в становлении экономики переселенческих пунктов считаются садоводство, виноградарство, овощеводство и животноводство. На их основе будет развиваться перерабатывающая промышленность.
Намечается закладка виноградников на площади 1000 га, строительство тепличного хозяйства общей площадью 0,6 гектара. Развитие тепличного хозяйства обосновывается и близким расположением к рынку сбыта готовой продукции - г.Махачкала.
Предполагается осуществить мероприятия по строительству предприятий по переработке винограда, розливу соков, производству детского питания и виноматериалов.
Учитывая то, что основная часть населения будет занята в сельском хозяйстве, необходимо провести полную мелиорацию на всей площади выделенных земель, а также требуется осуществление комплекса мероприятий по повышению агробиологической продуктивности этих земель, предполагается реконструировать магистральные каналы Р-43, Р-43-6 и завершить строительство главного дренажного коллектора с насосными станциями протяженностью 39,7 км, построить внутрихозяйственную оросительную сеть для полива приусадебных участков 104,1 км, провести мелиоративные работы на засоленных землях площадью 1200 гектаров.
Для развития производственной сферы предусматривается использование средств Бюджета развития РД, возможностей министерств, ведомств РД и организаций, в частности Минсельхозпрода РД, Минтруда РД, Ассоциации фермерских хозяйств и сельхозкооперативов Дагестана.
Строительство в районе хлебопекарен, магазинов, объектов бытовых услуг, общественного питания, переработки сельскохозяйственной продукции предполагается осуществлять за счет прочих внебюджетных источников.