Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

от 02 ноября 2012 года N 78

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБУСТРОЙСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАСС СКОТОПРОГОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"

Принят

Народным Собранием

Республики Дагестан

24 октября 2012 года

(Утратил силу:

Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102, НГР: RU05000201300710)

Статья 1


Утвердить республиканскую целевую программу "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (прилагается).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент

Республики Дагестан

М. Магомедов

Утверждена Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы" от 2 ноября 2012 г. N 78

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБУСТРОЙСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАСС СКОТОПРОГОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"

ПАСПОРТ


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Дагестан от 18 января 2012 года  N 3-р

Государственный заказчик
 Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан

Основной разработчик
 Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан

Цели Программы

увеличение производства и качества животноводческой продукции;

 восстановление прежних границ государственных трасс скотопрогонов;

 разгрузка Черных земель и Кизлярских  пастбищ путем ежегодного перегона скота на летние пастбища;

 экономия бюджетных средств,  расходуемых ежегодно на оплату железнодорожных услуг по перевозке скота

Задачи Программы

прокладка и обустройство новых государственных трасс скотопрогонов;

 устройство и реконструкция водопойных пунктов;

 реконструкция и ремонт мостов и переходов;

 проведение культуртехнических  мероприятий;

 ремонт и восстановление государственных трасс скотопрогонов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели  Программы

проведение культуртехнических мероприятий на площади 1937 га;

 ремонт и восстановление скотопрогонов, межевание границ на протяжении 780 км;

 прокладка и обустройство новых трасс скотопрогонов протяженностью 44 км;

 строительство новых (4 шт.) и реконструкция старых (7 шт.) мостов и переходов;

 устройство и реконструкция водопойных пунктов:
 а) артезианских скважин - 8 шт.;

 б) родников - 24 шт.;

 в) водоемов - 26 шт.;

 г) водопойных площадок - 22 шт.

Сроки  реализации
 Программы

2013 - 2017 годы

Объемы и источники  финансирования Программы

общий объем финансирования Программы  за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 80 016,6 тыс. рублей, в том числе:
 на 2013 год - 21 356,2 тыс. рублей;

 на 2014 год - 20 159,5 тыс. рублей;

 на 2015 год - 18 829,2 тыс. рублей;

 на 2016 год - 18 090,2 тыс. рублей;

 на 2017 год - 1 581,5 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономичес-кой эффективности

дополнительная ежегодная прибыль  сельскохозяйственных товаропроизводителей  составит около 30 млн. рублей;

 дополнительные ежегодные поступления во все уровни бюджета в виде уплаты налогов  и сборов в размере около 17 млн. рублей;

 ежегодная экономия средств республикан-ского бюджета Республики Дагестан в сумме 18 млн. рублей;

 предотвращение выбытия из оборота и  обеспечение сохранности около 150 тыс. га трасс скотопрогонов;

 предотвращение процесса деградации и  опустынивания 1 816,5 тыс. га зимних (равнинных) пастбищ;

 создание дополнительных 300 рабочих мест

Контроль за реализацией
 Программы

контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Овцеводство является традиционной отраслью агропромышленного комплекса Республики Дагестан, имеющей важное экономическое и социальное значение.

По поголовью овец, коз и производству шерсти Республика Дагестан занимает первое место в Российской Федерации, опережая Республику Калмыкия и Ставропольский край. Мясо овец и коз (в живом весе), производимое в Дагестане (в 2011 году - 53,4 тыс. тонн), составляет 13 проц. от производимого в целом по Российской Федерации и 48 проц. - от производимого в Северо-Кавказском федеральном округе. Потенциал продукции овцеводства в Республике Дагестан составляет около 10 млрд. рублей.

В силу природно-географических условий отгонная система ведения овцеводства занимает особое место в жизни сельского населения. Из имеющихся на начало 2012 года 4,6 млн. поголовья овец и 2,3 млн. коз содержится на землях отгонного животноводства. Неотъемлемой частью данной системы являются скотопрогонные трассы, от состояния которых напрямую зависит уровень развития овцеводства в республике.

По состоянию на 1 января 2012 года общая площадь земель отгонного животноводства на территории Республики Дагестан составляет 1 579 тыс. га, в том числе зимние пастбища - 1 215 тыс. га и летние пастбища - 364 тыс. га, общая протяженность всех скотопрогонов - 2 830 км, а их площадь вместе со скотоплощадками - 148 тыс. га.

На сегодняшний день состояние большей части скотопрогонов оценивается как неудовлетворительное. Несмотря на то, что в результате стихийных бедствий и длительной эксплуатации многие участки скотопрогонов стали непригодными для перегона скота, их обустройство и реконструкция в последние годы не проводились и средства на данные мероприятия не выделялись. Неудовлетворительное состояние скотопрогонов, отсутствие средств у хозяйств на перевозку скота железнодорожным транспортом приводят к отказу овцеводов от перегона скота на летние пастбища, что ухудшает состояние зимних пастбищ, обусловливает деградацию почвенного покрова и опустынивание ценных равнинных пастбищ, наносит большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства.

Осложняют ситуацию и нарушения границ, самовольные захваты и нецелевое использование земель скотопрогонов. В целом по республике эти виды нарушений выявлены на территории площадью более 6 тыс. га.

Критическое положение сложилось на скотопрогонах в Кизилюртовском и Карабудахкентском районах, в городах Кизилюрте и Хасавюрте, где большая часть территории скотопрогонов занята индивидуальными жилыми домами, рынками, карьерами и другими капитальными объектами.

Решение проблем восстановления, технического перевооружения, реконструкции и развития государственных трасс скотопрогонов возможно путем применения программно-целевого метода.

Реализация Программы позволит осуществить перегон овец в количестве 2,5 млн. голов вместо нынешнего 1,2 млн. голов, что освобождает 1 215 тыс. га зимних пастбищ, снижая нагрузку на пастбища и создавая нормальные условия для зимовки скота.

В конечном итоге реализация Программы создаст условия для дальнейшего развития отгонного животноводства и существенно повысит конкурентоспособность отрасли.

II. Цели, задачи, важнейшие целевые индикаторы и показатели, сроки реализации Программы


Основными целями настоящей Программы являются увеличение производства и качества животноводческой продукции, восстановление прежних границ государственных трасс скотопрогонов, разгрузка Черных земель и Кизлярских пастбищ путем ежегодного перегона скота на летние пастбища и экономия бюджетных средств, расходуемых ежегодно на оплату железнодорожных услуг по перевозке скота.

Задачами Программы являются:

1. Прокладка и обустройство новых государственных трасс скотопрогонов на территориях Хасавюртовского (г. Хасавюрт), Кизилюртовского (г. Кизилюрт), Кумторкалинского (с. Алмало), Карабудахкентского (с. Карабудахкент), Ботлихского (с. Ботлих) и Дахадаевского (п. Кубачи) районов. Вблизи указанных населенных пунктов необходимо предусмотреть обходные пути скотопрогонов.

2. Устройство и реконструкция водопойных пунктов:

а) артскважин - на государственных трассах скотопрогонов вблизи г. Южно-Сухокумска на территории Ногайского района, на трассе Большая Купка - Иммунный, на трассе Тушиловка - Крайновка и на погрузочной площадке станции Кочубей;

б) родников - на государственных трассах скотопрогонов, проходящих по территориям Гумбетовского, Гергебильского, Хунзахского, Лакского, Кулинского, Дахадаевского, Ахтынского и Рутульского районов;

в) водоемов - на государственных трассах скотопрогонов, проходящих по территориям Ногайского, Тарумовского, Дербентского, Каякентского, Кизлярского, Бабаюртовского, Кумторкалинского и Буйнакского районов;

г) водопойных площадок - в Бабаюртовском (2), Хасавюртовском (2), Дербентском (2), Кумторкалинском (2), Карабудахкентском (1), Каякентском (2), Магарамкентском (1), Тарумовском (2), Сулейман-Стальском (1), Ногайском (4) и Кизлярском (3) районах.

3. Реконструкция и ремонт мостов и переходов.

Срочному ремонту подлежат мосты через каналы К-6, Кизляр - Каспий и Новотеречный в Кизлярском районе, через реку Рубас на окраине с. Коммуна Дербентского района, через реку Прорва на участке Кочубей - Тушиловка, мост, проходящий через реку Аймакинка в Гергебильском районе и реку Терек (Прорезь) в Бабаюртовском районе.

Необходимо построить новые мосты через реку Шура-Озень на территории Кумторкалинского района, через реку Губден-Озень на территории Карабудахкентского района, через реку Кака-Озень на территории Сергокалинского района и через реку Ярыксу на территории Хасавюртовского района.

4. Проведение культуртехнических мероприятий.

Необходимо очистить от кустарников участки государственных трасс скотопрогонов Кочубей - Прорва - Тушиловка, Терек - Хасавюрт, Оразгулаул - Сулак, Герменчик - Бабаюрт - Качалай и скотоплощадок Аркабашская (возле г. Хасавюрта) и Мамрашская (на территории Сулейман-Стальского района).

5. Ремонт и восстановление государственных трасс скотопрогонов.

Для ремонта и восстановления существующих трасс скотопрогонов необходимо проводить работы по межеванию границ (установлению борозды), а в недоступных для техники местах - установлению разграничивающих столбов.

Ремонту подлежат участки государственных трасс скотопрогонов, проходящих по территориям Кизлярского (Тушиловка - Крайновка), Казбековского (Хасавюрт - Дылым), Гергебильского (Аймакинское ущелье - гора Зуберха), Хунзахского (Тануси - гора Аракмеэр), Чародинского районов и Бежтинского участка (с. Бежта).

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.

Реализация Программы предусматривается в один этап: с 2013 по 2017 год.

III. Система мероприятий Программы


Система мероприятий Программы представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических и хозяйственных мероприятий, направленных на восстановление и обустройство государственных трасс скотопрогонов и скотоплощадок, их эффективное и целевое использование.

Комплекс системных мер по обустройству и реконструкции государственных трасс скотопрогонов включает в себя:

улучшение водоснабжения;

оборудование инженерными сооружениями;

межевание границ;

культуртехнические мероприятия.

Улучшение водоснабжения

Скотопрогонные трассы густой сетью покрывают всю территорию Дагестана. Наибольшая часть скотопрогонов - 99,8 тыс. га находится в равнинной зоне. Для подкормки, поения и отдыха перегоняемого скота в пути на основных трассах скотопрогонов имеются скотоплощадки. Расстояние между ними рассчитано примерно на однодневный перегон овец.

Все государственные трассы скотопрогонов должны быть обеспечены водопоем: в горных районах - из родников, ручьев и рек; в равнинных районах - из артезианских колодцев и рек.

Оборудование инженерными сооружениями

В последние 30 лет мероприятия по инженерному оборудованию на государственных трассах скотопрогонов не проводились. Во многих местах разрушены мосты и переправы, нет навесов для укрытия от непогоды. В предусмотренные Программой сроки необходимо отремонтировать семь и построить четыре новых моста.

Межевание границ

Большие трудности во время перегона скота возникают в связи с отсутствием четко очерченных границ скотопрогонов. Многие жители районов и городов, нарушив границы скотопрогонов, ссылаются на отсутствие границ между выделенными им участками из муниципальных земель и государственными трассами скотопрогонов. В связи с этим необходимо провести работы по восстановлению границ государственных трасс скотопрогона с пропашкой в возможных местах и установлению борозды по территории семи районов общей протяженностью 780 км. Это в частности:

от железнодорожной станции Инчхе до с. Сергокала Сергокалинского района и далее до скотоплощадки Дека на территории Левашинского района - 100 км;

от станции Араблинская через Мамрашскую скотоплощадку до с. Ахты Ахтынского района - 200 км;

от Кизилюртовской погрузочной площадки до г. Буйнакска - 100 км;

от Сулакского моста до г. Буйнакска - 120 км;

от с. Хамаматюрт Бабаюртовского района до г. Хасавюрта - 100 км;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»