ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 02 ноября 2012 года N 78
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБУСТРОЙСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАСС СКОТОПРОГОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"
Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
24 октября 2012 года
(Утратил силу:
Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102, НГР: RU05000201300710)
Утвердить республиканскую целевую программу "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
Президент
Республики Дагестан
М. Магомедов
Утверждена Законом Республики Дагестан "Об утверждении республиканской целевой программы "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы" от 2 ноября 2012 г. N 78
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) | |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Республики Дагестан от 18 января 2012 года N 3-р | |
Государственный заказчик | Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан | |
Основной разработчик | Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан | |
Цели Программы | увеличение производства и качества животноводческой продукции; | |
Задачи Программы | прокладка и обустройство новых государственных трасс скотопрогонов; | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | проведение культуртехнических мероприятий на площади 1937 га; | |
Сроки реализации | 2013 - 2017 годы | |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 80 016,6 тыс. рублей, в том числе: | |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономичес-кой эффективности | дополнительная ежегодная прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей составит около 30 млн. рублей; | |
Контроль за реализацией | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
Овцеводство является традиционной отраслью агропромышленного комплекса Республики Дагестан, имеющей важное экономическое и социальное значение.
По поголовью овец, коз и производству шерсти Республика Дагестан занимает первое место в Российской Федерации, опережая Республику Калмыкия и Ставропольский край. Мясо овец и коз (в живом весе), производимое в Дагестане (в 2011 году - 53,4 тыс. тонн), составляет 13 проц. от производимого в целом по Российской Федерации и 48 проц. - от производимого в Северо-Кавказском федеральном округе. Потенциал продукции овцеводства в Республике Дагестан составляет около 10 млрд. рублей.
В силу природно-географических условий отгонная система ведения овцеводства занимает особое место в жизни сельского населения. Из имеющихся на начало 2012 года 4,6 млн. поголовья овец и 2,3 млн. коз содержится на землях отгонного животноводства. Неотъемлемой частью данной системы являются скотопрогонные трассы, от состояния которых напрямую зависит уровень развития овцеводства в республике.
По состоянию на 1 января 2012 года общая площадь земель отгонного животноводства на территории Республики Дагестан составляет 1 579 тыс. га, в том числе зимние пастбища - 1 215 тыс. га и летние пастбища - 364 тыс. га, общая протяженность всех скотопрогонов - 2 830 км, а их площадь вместе со скотоплощадками - 148 тыс. га.
На сегодняшний день состояние большей части скотопрогонов оценивается как неудовлетворительное. Несмотря на то, что в результате стихийных бедствий и длительной эксплуатации многие участки скотопрогонов стали непригодными для перегона скота, их обустройство и реконструкция в последние годы не проводились и средства на данные мероприятия не выделялись. Неудовлетворительное состояние скотопрогонов, отсутствие средств у хозяйств на перевозку скота железнодорожным транспортом приводят к отказу овцеводов от перегона скота на летние пастбища, что ухудшает состояние зимних пастбищ, обусловливает деградацию почвенного покрова и опустынивание ценных равнинных пастбищ, наносит большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства.
Осложняют ситуацию и нарушения границ, самовольные захваты и нецелевое использование земель скотопрогонов. В целом по республике эти виды нарушений выявлены на территории площадью более 6 тыс. га.
Критическое положение сложилось на скотопрогонах в Кизилюртовском и Карабудахкентском районах, в городах Кизилюрте и Хасавюрте, где большая часть территории скотопрогонов занята индивидуальными жилыми домами, рынками, карьерами и другими капитальными объектами.
Решение проблем восстановления, технического перевооружения, реконструкции и развития государственных трасс скотопрогонов возможно путем применения программно-целевого метода.
Реализация Программы позволит осуществить перегон овец в количестве 2,5 млн. голов вместо нынешнего 1,2 млн. голов, что освобождает 1 215 тыс. га зимних пастбищ, снижая нагрузку на пастбища и создавая нормальные условия для зимовки скота.
В конечном итоге реализация Программы создаст условия для дальнейшего развития отгонного животноводства и существенно повысит конкурентоспособность отрасли.
Основными целями настоящей Программы являются увеличение производства и качества животноводческой продукции, восстановление прежних границ государственных трасс скотопрогонов, разгрузка Черных земель и Кизлярских пастбищ путем ежегодного перегона скота на летние пастбища и экономия бюджетных средств, расходуемых ежегодно на оплату железнодорожных услуг по перевозке скота.
Задачами Программы являются:
1. Прокладка и обустройство новых государственных трасс скотопрогонов на территориях Хасавюртовского (г. Хасавюрт), Кизилюртовского (г. Кизилюрт), Кумторкалинского (с. Алмало), Карабудахкентского (с. Карабудахкент), Ботлихского (с. Ботлих) и Дахадаевского (п. Кубачи) районов. Вблизи указанных населенных пунктов необходимо предусмотреть обходные пути скотопрогонов.
2. Устройство и реконструкция водопойных пунктов:
а) артскважин - на государственных трассах скотопрогонов вблизи г. Южно-Сухокумска на территории Ногайского района, на трассе Большая Купка - Иммунный, на трассе Тушиловка - Крайновка и на погрузочной площадке станции Кочубей;
б) родников - на государственных трассах скотопрогонов, проходящих по территориям Гумбетовского, Гергебильского, Хунзахского, Лакского, Кулинского, Дахадаевского, Ахтынского и Рутульского районов;
в) водоемов - на государственных трассах скотопрогонов, проходящих по территориям Ногайского, Тарумовского, Дербентского, Каякентского, Кизлярского, Бабаюртовского, Кумторкалинского и Буйнакского районов;
г) водопойных площадок - в Бабаюртовском (2), Хасавюртовском (2), Дербентском (2), Кумторкалинском (2), Карабудахкентском (1), Каякентском (2), Магарамкентском (1), Тарумовском (2), Сулейман-Стальском (1), Ногайском (4) и Кизлярском (3) районах.
3. Реконструкция и ремонт мостов и переходов.
Срочному ремонту подлежат мосты через каналы К-6, Кизляр - Каспий и Новотеречный в Кизлярском районе, через реку Рубас на окраине с. Коммуна Дербентского района, через реку Прорва на участке Кочубей - Тушиловка, мост, проходящий через реку Аймакинка в Гергебильском районе и реку Терек (Прорезь) в Бабаюртовском районе.
Необходимо построить новые мосты через реку Шура-Озень на территории Кумторкалинского района, через реку Губден-Озень на территории Карабудахкентского района, через реку Кака-Озень на территории Сергокалинского района и через реку Ярыксу на территории Хасавюртовского района.
4. Проведение культуртехнических мероприятий.
Необходимо очистить от кустарников участки государственных трасс скотопрогонов Кочубей - Прорва - Тушиловка, Терек - Хасавюрт, Оразгулаул - Сулак, Герменчик - Бабаюрт - Качалай и скотоплощадок Аркабашская (возле г. Хасавюрта) и Мамрашская (на территории Сулейман-Стальского района).
5. Ремонт и восстановление государственных трасс скотопрогонов.
Для ремонта и восстановления существующих трасс скотопрогонов необходимо проводить работы по межеванию границ (установлению борозды), а в недоступных для техники местах - установлению разграничивающих столбов.
Ремонту подлежат участки государственных трасс скотопрогонов, проходящих по территориям Кизлярского (Тушиловка - Крайновка), Казбековского (Хасавюрт - Дылым), Гергебильского (Аймакинское ущелье - гора Зуберха), Хунзахского (Тануси - гора Аракмеэр), Чародинского районов и Бежтинского участка (с. Бежта).
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении 1 к настоящей Программе.
Реализация Программы предусматривается в один этап: с 2013 по 2017 год.
Система мероприятий Программы представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, организационных, технологических и хозяйственных мероприятий, направленных на восстановление и обустройство государственных трасс скотопрогонов и скотоплощадок, их эффективное и целевое использование.
Комплекс системных мер по обустройству и реконструкции государственных трасс скотопрогонов включает в себя:
улучшение водоснабжения;
оборудование инженерными сооружениями;
межевание границ;
культуртехнические мероприятия.
Улучшение водоснабжения
Скотопрогонные трассы густой сетью покрывают всю территорию Дагестана. Наибольшая часть скотопрогонов - 99,8 тыс. га находится в равнинной зоне. Для подкормки, поения и отдыха перегоняемого скота в пути на основных трассах скотопрогонов имеются скотоплощадки. Расстояние между ними рассчитано примерно на однодневный перегон овец.
Все государственные трассы скотопрогонов должны быть обеспечены водопоем: в горных районах - из родников, ручьев и рек; в равнинных районах - из артезианских колодцев и рек.
Оборудование инженерными сооружениями
В последние 30 лет мероприятия по инженерному оборудованию на государственных трассах скотопрогонов не проводились. Во многих местах разрушены мосты и переправы, нет навесов для укрытия от непогоды. В предусмотренные Программой сроки необходимо отремонтировать семь и построить четыре новых моста.
Межевание границ
Большие трудности во время перегона скота возникают в связи с отсутствием четко очерченных границ скотопрогонов. Многие жители районов и городов, нарушив границы скотопрогонов, ссылаются на отсутствие границ между выделенными им участками из муниципальных земель и государственными трассами скотопрогонов. В связи с этим необходимо провести работы по восстановлению границ государственных трасс скотопрогона с пропашкой в возможных местах и установлению борозды по территории семи районов общей протяженностью 780 км. Это в частности:
от железнодорожной станции Инчхе до с. Сергокала Сергокалинского района и далее до скотоплощадки Дека на территории Левашинского района - 100 км;
от станции Араблинская через Мамрашскую скотоплощадку до с. Ахты Ахтынского района - 200 км;
от Кизилюртовской погрузочной площадки до г. Буйнакска - 100 км;
от Сулакского моста до г. Буйнакска - 120 км;
от с. Хамаматюрт Бабаюртовского района до г. Хасавюрта - 100 км;