РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 18 января 2012 года N 3-р
[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБУСТРОЙСТВО И РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРАСС СКОТОПРОГОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2012-2016 ГОДЫ"]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2012-2016 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 80016,6 тыс. рублей.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 18 января 2012 года N 3-р
Овцеводство является традиционной отраслью агропромышленного комплекса Республики Дагестан, имеющей важное экономическое и социальное значение.
По поголовью овец, коз и производству шерсти Республика Дагестан занимает первое место в Российской Федерации, опережая Республику Калмыкию и Ставропольский край. Мясо овец и коз в живом весе, производимое в Дагестане (в 2010 году - 52,2 тыс. тонн), составляет 13 проц. от производимого в целом по Российской Федерации и 47,3 проц. - от производимого в Северо-Кавказском федеральном округе.
В силу природно-географических условий отгонная система ведения овцеводства занимает особое место в жизни сельского населения. Неотъемлемой частью данной системы являются скотопрогонные трассы, от состояния которых напрямую зависит уровень развития овцеводства в республике.
Общая протяженность государственных трасс скотопрогонов (далее - скотопрогоны) на территории Республики Дагестан составляет 2830 км, а их площадь вместе со скотоплощадками - 148 тыс. гектаров.
На сегодняшний день состояние большей части скотопрогонов оценивается как неудовлетворительное. Несмотря на то, что в результате стихийных бедствий и длительной эксплуатации многие участки скотопрогонов стали непригодными для перегона скота, их обустройство и реконструкция в последние годы не проводились и средства на данные мероприятия не выделялись. Неудовлетворительное состояние скотопрогонов, отсутствие средств у хозяйств на перевозку скота железнодорожным транспортом приводят к отказу овцеводов от перегона скота на горные пастбища, что ухудшает состояние зимних пастбищ, обусловливает деградацию почвенного покрова и опустынивание ценных равнинных пастбищ, наносит большой урон биоресурсному потенциалу земель отгонного животноводства.
Осложняют ситуацию и нарушения границ, самовольные захваты и нецелевое использование земель скотопрогонов предприятиями и гражданами. В целом по республике эти виды нарушений выявлены на территории площадью более 6 тыс. гектаров.
Значительные трудности возникают в связи с тем, что на многих участках скотопрогонов в горных районах разрушены переправы, мосты и укрытия для животноводов.
Непринятие мер по обустройству и реконструкции скотопрогонов в перспективе приведет к снижению поголовья овец и коз в республике, к отказу от традиционной для Республики Дагестан отгонной системы ведения овцеводства, что повлечет за собой массовое выбытие из оборота ценных пастбищ. Более того, без обустройства и реконструкции скотопрогонов не представляется возможным решение подзадачи "развитие овцеводства", предусмотренной Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38.
В республике необходимо создать благоприятные условия для развития овцеводства, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, снижения сезонных нагрузок на пастбища и улучшения социальной обстановки на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест. Решение данных задач невозможно без обустройства и реконструкции скотопрогонов, что обуславливает необходимость разработки республиканской целевой программы "Обустройство и реконструкция государственных трасс скотопрогонов на территории Республики Дагестан на 2012-2016 годы" (далее - Программа).
Масштабность и значимость имеющихся проблем, повышение эффективности расходования бюджетных средств для реализации мероприятий Программы определяют необходимость использования программно-целевого метода.
Реализация мероприятий Программы позволит также оптимизировать расходы на перевозку скота железнодорожным транспортом.
Ежегодно на оплату услуг по перевозке 3-3,5 тыс. вагонов со скотом с летних пастбищ на зимние и обратно, с учетом 60-процентной скидки на железнодорожные тарифы по перевозке скота, из республиканского бюджета Республики Дагестан выделяется около 40 млн. рублей. Кроме того, данные базовые тарифы ежегодно увеличиваются на 10-12 процентов.
В случае разработки и реализации Программы большинство хозяйств сможет перегонять поголовье скота на сезонные пастбища своими силами. Железнодорожным транспортом необходимо будет перевозить поголовье скота лишь 3 районов, ранее использовавших отгонные пастбища на территории Азербайджанской Республики (Ахтынский, Рутульский и Докузпаринский).
Использование программно-целевого метода позволяет сформировать следующую схему планирования и управления Программой:
формулирование целей и задач Программы;
обоснование и выбор основных вариантов обустройства и реконструкции скотопрогонов, определение потребности средств для реализации Программы;
определение планируемых объемов восстановительных мероприятий, работ и конечных результатов Программы, создание сбалансированной системы ее показателей и управления;
разработка механизма реализации и мониторинга.
Программно-целевой метод решения проблемы восстановления скотопрогонов позволит обеспечить последовательность осуществления мероприятий, целенаправленное, строго нормированное восстановление и прокладку скотопрогонов, повысить эффективность расходования бюджетных средств. В результате значительно улучшится состояние кормовой базы, увеличится производство продукции, повысится экономическая эффективность животноводства, будет оптимизировано использование финансовых и материально-технических ресурсов.
По состоянию на 1 января 2011 года общая площадь земель отгонного животноводства на территории Республики Дагестан составляет 1579 тыс. га, в том числе зимние пастбища - 1215 тыс. га и летние пастбища - 364 тыс. га, общая протяженность всех скотопрогонов - 2830 км, а их площадь вместе со скотоплощадками - 148 тыс. гектаров. Из имеющегося на начало 2011 года 4,4 млн. поголовья овец и коз около 2 млн. содержится на землях отгонного животноводства.
В результате неблагоприятных погодных условий, длительной эксплуатации, отсутствия восстановительных мероприятий многие участки скотопрогонов пришли в негодность.
Критическое положение сложилось на скотопрогонах в Кизилюртовском и Карабудахкентском районах, в городах Кизилюрте и Хасавюрте, где большая часть территории скотопрогонов занята индивидуальными жилыми домами, рынками, карьерами и другими капитальными объектами.
Из-за неудовлетворительного состояния инженерной инфраструктуры на трассе скотопрогонов некоторым хозяйствам приходится перегонять скот в обход по муниципальным землям на расстояние более 20-25 километров. В некоторых местах скот перегоняется по автомобильным дорогам, что чревато возникновением дорожно-транспортных происшествий. В связи с трудностями при перегоне животные ослабевают, теряют суточные привесы, происходит сверхнормативный падеж.
Отказ от разработки и реализации Программы приведет к:
росту расходов республиканского бюджета Республики Дагестан на перевозку поголовья железнодорожным транспортом;
многократному усилению нагрузки на зимние пастбища, последующей их деградации и дальнейшему выбытию из оборота;
снижению трудовой деятельности горного населения и его массовому оттоку на равнину;
снижению поголовья мелкого рогатого скота.
Развитие ситуации без использования программно-целевого метода приведет к негативным последствиям для овцеводства Республики Дагестан.
В настоящей Концепции рассматриваются два варианта восстановления, технического перевооружения, реконструкции и развития скотопрогонов.
Реконструкцию старых, а также строительство новых скотопрогонов предполагается проводить с учетом опыта прошлых лет.
Вариант первый, инерционный, предусматривает направление ограниченного объема финансовых средств в основном на текущий ремонт скотопрогонов. При этом нерешенными останутся проблемы улучшения водоснабжения, оборудования инженерными сооружениями и проведения межевания границ скотопрогонов. Данный вариант решения проблемы не обеспечит коренного улучшения состояния скотопрогонов, беспрепятственный перегон поголовья, в том числе и при условии его дальнейшего увеличения, что будет существенно сдерживать развитие овцеводства и животноводства в целом.
Вариант второй, оптимистический, предусматривает проведение комплекса мер по обустройству и реконструкции скотопрогонов. Намечается прокладка и обустройство 44 км новых скотопрогонов, строительство 4 мостов. Предусматривается устройство и реконструкция 8 артезианских скважин, 24 родников, 26 водоемов и 22 водопойных площадок. Проведение данных мероприятий будет способствовать вовлечению в оборот не использованных ранее или заброшенных скотопрогонов, ремонту старых и строительству новых мостов, определению четких границ трасс, что в конечном итоге существенно улучшит кормовую базу и вовлечет в оборот неиспользуемые летние пастбища.
Реализация обоих вариантов сопряжена с рисками, влияющими на достижение целевых показателей.
К основным рискам относятся:
природные и техногенные риски, обусловленные природными явлениями, наличием и доступностью природных ресурсов, высокой степенью морального старения и физического износа скотопрогонов;
операционные риски, обусловленные несовершенством реализации системы контроля и управления Программой, несоблюдением рекомендованных технологий, недостаточным финансированием мероприятий Программы или изменением государственной политики;
социальные риски, связанные с недостатком трудовых ресурсов в зонах нового строительства, дефицитом квалифицированных кадров, недостаточно развитой инфраструктурой, диспаритетом цен и разницей уровня жизни на селе и в городе.
Для инерционного варианта характерны практически все виды рисков, особенно природные и техногенные, так как его реализация сопряжена с минимальными финансовыми затратами.
Оптимистический вариант менее подвержен природным, техногенным и социальным рискам, поскольку направлен на решение основных проблемных вопросов.
Таким образом, с точки зрения оценки рисков наиболее приемлемым является оптимистический вариант.
Реализация Программы предусматривается в один этап, с 2012 по 2016 годы.
Целями Программы являются дальнейшее развитие отгонного животноводства, создание условий для беспрепятственного перегона скота на летние пастбища и обратно, восстановление границ скотопрогонов, разгрузка Черных земель и Кизлярских пастбищ путем ежегодного перегона скота на летние пастбища, снижение затрат средств республиканского бюджета Республики Дагестан, расходуемых ежегодно на перевозку скота железнодорожным транспортом, увеличение производства продукции животноводства.
Для достижения целей необходимо решение следующих задач:
обустройство и реконструкция существующих и прокладка новых скотопрогонов;
организация мониторинга состояния скотопрогонов;
оборудование скотопрогонов инженерными сооружениями, строительство мостов и переходов;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест.
Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Финансирование мероприятий, предусмотренных в Программе, будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, так как все скотопрогоны являются государственной собственностью. Общий объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан, необходимых на реализацию Программы, составляет 80016,6 тыс. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов, реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
Реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит:
создать условия, позволяющие большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей республики беспрепятственно осуществлять перегон поголовья скота с одних сезонных пастбищ на другие собственными силами и в срок;
значительно снизить нагрузку на зимние пастбища, что предотвратит процесс их деградации;
оптимизировать расходы республиканского бюджета Республики Дагестан, направляемые на перевозку скота железнодорожным транспортом.