ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 20 июля 2011 года N 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"
Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
07 июля 2011 года
(Изменения и дополнения:
Закон Республики Дагестан от 27.12.2011 N 95, НГР:RU05000201100607;
Закон Республики Дагестан от 07.12.2012 N 90, НГР:RU05000201200458)
(Утратил силу:
Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102, НГР: RU05000201300710)
Утвердить республиканскую целевую программу "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на период до 2014 года" (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Президент
Республики Дагестан
М. Магомедов
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА"
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на период до 2014 года" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Республики Дагестан от 28 января 2011 года N 17-р |
Государственный заказчик - | Министерство экономики Республики Дагестан |
Государственные заказчики Программы | Министерство экономики Республики Дагестан |
Основные разработчики | Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан |
Исполнители Программы | Министерство экономики Республики Дагестан |
Цель Программы | снижение риска пожаров до социально приемлемого уровня, сокращение числа погибших и получивших травмы в результате пожаров людей к 2014 году по сравнению с 2010 годом |
Целевые показатели | снижение основных показателей обстановки, касающейся пожаров, в том числе снижение по отношению к показателям 2010 года: |
Сроки реализации | 2011 - 2014 годы |
Объемы и источники | общий объем финансирования Программы составляет 1256,809 млн. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты | снижение основных показателей обстановки, касающейся пожаров, по сравнению с 2010 годом |
Контроль за реализацией | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
(Паспорт программы в редакции Закона Республики Дагестан от 07.12.2012 N 90, НГР:RU05000201200458)
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Республики Дагестан.
В республике в 2010 году произошло 893 пожара, в результате которых пострадало 60 человек (погиб 31 человек, из них 15 детей, травмировано 29 человек), материальный ущерб составил 126 214 тыс. рублей. В 2010 году на пожарах спасено более 400 человек.
Более 55 процентов пожаров происходит в жилом секторе.
Частота пожаров прежде всего отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельности надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками объектов.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, техническую оснащенность, уровень обученности личного состава).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
Органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Дагестан в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Согласно требованиям статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Согласно исследованиям, сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 300 рублей в расчете на 1 квадратный метр.
Подразделения пожарной охраны населенных пунктов должны размещаться в зданиях пожарных депо.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В 2010 году превышение времени оперативного реагирования на пожары в республике было зарегистрировано в 54 случаях, из них 52 - в сельской местности и 2 - в городах. Это явилось результатом того, что в Республике Дагестан из 1610 населенных пунктов незащищенными пожарными подразделениями остаются 969 населенных пунктов (60,2 процента) с населением 684 тыс. человек (24,5 процента). В настоящее время в 14 муниципальных районах республики подразделения пожарной охраны отсутствуют.
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.
На протяжении ряда лет вопросам пожарной безопасности уделялось крайне недостаточное внимание. Высока степень изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточно финансирование мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности.
Из имеющихся в республике 3876 объектов с массовым пребыванием людей не соответствуют требованиям пожарной безопасности и находятся в аварийном состоянии 483 объекта (12,4 процента), ветхом состоянии - 374 (9,8 процента), размещены в приспособленных помещениях - 291 (7,6 процента), построены из сборно-щитовых конструкций - 286 объектов (7,5 процента). В общей сложности 37,3 процента объектов с массовым пребыванием людей находится в неудовлетворительном состоянии. Нахождение людей в этих зданиях крайне рискованно и в случае пожара может привести к тяжелым последствиям.
В Республике Дагестан большое количество объектов с массовым пребыванием людей не оснащены системами пожарной автоматики, а темпы прироста таких систем весьма низкие.
Особое беспокойство вызывают объекты, подведомственные Министерству культуры Республики Дагестан. Выполнение предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности на указанных объектах не превышает 40 процентов. Имеющиеся системы автоматического тушения пожаров полностью выведены из строя. Ни один объект культуры не соответствует полностью требованиям норм и правил пожарной безопасности.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер по созданию интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих в себя информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение пожарных подразделений современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.
Основными направлениями деятельности по обеспечению пожарной безопасности являются:
повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и объектов с массовым пребыванием людей в Республике Дагестан;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровью.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить снижение рисков пожаров, являются:
оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти Республики Дагестан, муниципальных образований и организаций, направляемых на обеспечение пожарной безопасности;
строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо, в первую очередь в районных центрах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны;
укрепление материально-технической базы и развитие системы подготовки подразделений пожарной охраны;
развитие подразделений добровольной пожарной охраны;
внедрение инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения;
оснащение объектов современными установками пожарной сигнализации с выводом на пульты пожарных подразделений, в первую очередь учреждений, в которых находятся маломобильные группы населения.
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики, построения единой системы управления пожарной безопасностью в республике.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Республике Дагестан эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Государственное управление обеспечением пожарной безопасности на федеральном, региональном, межмуниципальном и муниципальном уровнях характеризуется нескоординированностью действий между субъектами управления.
Для решения рассматриваемой проблемы требуются принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в республике.
Правительство Республики Дагестан, муниципальные образования выделяют значительные финансовые средства на мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, включающие в себя оснащение системами пожарной безопасности и системами пожарной сигнализации общеобразовательных учреждений, учреждений социальной защиты, объектов здравоохранения и культуры, закупку специальной пожарной техники, оборудования, экипировки и расходных материалов, проведение превентивных мероприятий, а также оказание помощи пострадавшим от пожаров.
Однако, несмотря на однородную структуру расходов, мероприятия не скоординированы, не связаны с планами развития Государственной противопожарной службы и другими видами пожарной охраны.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;