РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 января 2011 года N 17-р
[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2011-2014 ГОДЫ"]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на 2011-2014 годы".
2. Определить:
государственным заказчиком-координатором республиканской целевой программы "Пожарная безопасность в Республике Дагестан на 2011-2014 годы" (далее - Программа) - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан;
государственными заказчиками Программы - государственное учреждение при Правительстве Республики Дагестан "Центр обеспечения деятельности по гражданской обороне, защите населения и территории Республики Дагестан от чрезвычайных ситуаций", Министерство образования и науки Республики Дагестан, Министерство здравоохранения Республики Дагестан, Министерство труда и социального развития Республики Дагестан, Министерство культуры Республики Дагестан, Комитет по молодежной политике Республики Дагестан, Комитет по печати и массовым коммуникациям Республики Дагестан и муниципальные образования Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 723,653 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
Р.КУРБАНОВ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2011-2014 ГОДЫ"
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
В Республике Дагестан в 2009 году произошло 894 пожара, в результате которых пострадало 69 человек (погиб 31 человек - из них 15 детей, травмировано 38 человек), материальный ущерб составил 79451 тыс. рублей.
Более 55 процентов пожаров происходит в жилом секторе. Размеры уничтоженной огнем жилой площади составляют более 3 процентов от объемов вводимого жилья.
В 2009 году на пожарах спасено более 300 человек. При этом уровень риска пожаров в Республике Дагестан выше, чем в других субъектах Российской Федерации.
Показатели риска пожаров характеризуют различные аспекты состояния пожарной безопасности в республике.
Так, частота пожаров, прежде всего, отражает общий уровень пожарной безопасности и эффективность превентивных противопожарных мероприятий, деятельность надзорных органов и мер, предпринимаемых гражданами и собственниками.
Индивидуальный риск и удельная величина ущерба главным образом характеризуют эффективность деятельности подразделений пожарной охраны, задействованных в тушении пожаров (время оперативного реагирования пожарной охраны, их техническую оснащенность, обучение личного состава и другие).
Уровень индивидуального риска зависит от экономических, социальных и территориальных факторов и наиболее критичен для групп населения с низким уровнем доходов и социальной адаптации.
Органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению пожарной безопасности.
Анализ мер по обеспечению пожарной безопасности в Республике Дагестан в целом свидетельствует о недостаточной координации, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Недостаточное информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и конкретных объектов.
Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.
Важнейший показатель эффективности действий пожарной охраны - время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Согласно требованиям статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подразделения пожарных частей на территории поселений и городских округов должны располагаться из расчета так, чтобы время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не превышало 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.
Проведенный анализ за 2009 год показывает, что превышение времени оперативного реагирования на пожары в республике было зарегистрировано в 54 случаях, из них 52 раза - в сельской местности и 2 раза - в городах. Это явилось результатом того, что в Республике Дагестан из 1610 населенных пунктов неприкрытыми остаются 969 населенных пунктов (60,2 процента) с населением 684 тыс. человек (24,5 процента). В настоящее время в 20 муниципальных районах республики пожарная охрана отсутствует. В связи с этим тушение возникающих пожаров в этих районах стало серьезной проблемой.
Как показывают исследования, для снижения гибели людей при пожарах примерно на 20 процентов в год необходимо сократить среднее время сообщения о пожаре и среднее время следования на пожар на 15 минут от существующего в настоящее время. Сокращение времени локализации и ликвидации пожара на 1 минуту позволяет снизить ущерб от пожара в среднем на 400 рублей в расчете на 1 квадратный метр.
В Республике Дагестан не все объекты оснащены системами пожарной автоматики, а темпы оснащения этими системами низкие. В первую очередь это относится к объектам с массовым пребыванием людей, где может произойти пожар с трагическими последствиями (большое число погибших и травмированных, соответственно и значительный материальный ущерб).
На протяжении ряда лет вопросам пожарной безопасности уделялось крайне мало внимания. Материально-техническое оснащение объектов республики характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности указанных объектов.
Характерными недостатками в обеспечении пожарной безопасности являются:
отсутствие или неисправность установок пожарной автоматики, систем оповещения, управления эвакуацией людей (эвакуационное освещение);
отсутствие или неисправность источников наружного противопожарного водоснабжения;
отсутствие оборудования противодымной защиты;
необеспеченность объектов индивидуальными спасательными устройствами и первичными средствами пожаротушения;
несвоевременное проведение обработки конструктивных деревянных элементов зданий огнезащитным составом;
отсутствие спасательных средств и устройств (индивидуальные средства защиты органов дыхания и зрения, спасательные лестницы);
слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
эксплуатация силовой и осветительной сети с грубыми нарушениями электротехнических правил;
высокая изношенность зданий и имеющегося оборудования;
применение печного отопления на объектах с массовым пребыванием людей (в основном в горной местности).
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности объектов республики на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров с большими материальными потерями.
Возникла острая необходимость в реализации комплекса мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности объектов, подведомственных Министерству образования и науки Республики Дагестан, Министерству здравоохранения Республики Дагестан, Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, Министерству культуры Республики Дагестан, Агентству по лесному хозяйству Республики Дагестан, администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан, выполнение которых возможно лишь программным методом.
В Республике Дагестан зарегистрировано 3876 объектов с массовым пребыванием людей, в том числе 501 объект с ночным пребыванием.
Из общего количества объектов с массовым пребыванием людей не соответствуют требованиям пожарной безопасности и находятся в аварийном состоянии 483 объекта (12,4 процента), ветхом состоянии 374 (9,8 процента), размещены в приспособленных помещениях 291 (7,6 процента) и сборно-щитовых 286 объектов (7,5 процента) - это в основном здания, построенные в 50-70-х годах прошлого века, и нахождение людей в этих зданиях крайне рискованно и может привести в случае пожара к тяжелым последствиям, как это было в доме-интернате для глухонемых в 2004 году. Таким образом, 37,3 процента объектов с массовым пребыванием людей от общего числа находятся в неудовлетворительном состоянии.
За последние 5 лет в Республике Дагестан произошло 5452 пожара, в том числе: 138 пожаров на объектах с массовым пребыванием людей (на объектах образования - 55, здравоохранения - 27, административно-общественные учреждения - 353 и др.), материальный ущерб от пожаров составил 40303,0 млн. рублей, при пожарах погибло 193 человека, в том числе 54 детей, получили травмы 294 человека.
Ориентировочная стоимость восстановления и строительства новой сельской школы в республике составляет 55 млн. рублей (т.е. на восстановление 55 школ потребуется более 3 млрд. рублей), а человеческие жертвы при пожарах несоизмеримы ни с чем, их потери невосстановимы.
Анализ ряда пожаров, произошедших в Республике Дагестан в жилом секторе, на объектах здравоохранения, образования, культуры и социальной сферы за последние пять лет показал, что основными причинами, способствовавшими наступлению последствий, явились нарушения требований пожарной безопасности, в том числе ранее предписываемые органами государственного пожарного надзора для обязательного устранения, а также позднее сообщение о пожаре, невозможность подъезда пожарной техники к зданиям, отсутствие пожарных подразделений, несоблюдение требований пожарной безопасности, регламентирующий порядок действий работников при пожаре, грубейшее нарушение требований пожарной безопасности на путях эвакуации, отсутствие или неработоспособность автоматических систем противопожарной защиты зданий и сооружений, отсутствие наружного противопожарного водоснабжения и другие. Последние крупные пожары в Республике Дагестан, произошедшие в с. Анчих Ахвахского района и с. Цибари Цунтинского района, при которых без крова осталось более 500 человек, показали, чем грозит несвоевременное исполнение требований норм и правил пожарной безопасности.
Также проведенный анализ Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан (далее - ГУ МЧС России по РД) показал устойчивую динамику роста нарушений требований пожарной безопасности и, как следствие, количества лиц, привлекаемых к административной ответственности. В соответствии с предполагаемыми изменениями в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации сумма административных штрафов может увеличиться и составит более 2 млрд. рублей.
Так, за последние пять лет к административной ответственности было привлечено 32726 лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 32805800 рублей. По 6144 объектам, находящимся в пожароугрожающем состоянии, материалы направлены в суд на административное приостановление деятельности, из них по 5237 объектам приняты решения о приостановлении деятельности, позволившие несколько стабилизировать обстановку с пожарами в республике.
Вместе с тем, как показали проведенные проверки, состояние противопожарной защиты многих объектов с массовым пребыванием людей все еще вызывает серьезное беспокойство. С многочисленными серьезными противопожарными нарушениями эксплуатируются многие учреждения с массовым пребыванием людей в городах Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Дагестанские Огни, а также в Акушинском, Буйнакском, Бабаюртовском, Рутульском, Цумадинском, Тляратинском, Хунзахском, Гумбетовском, Казбековском, Ботлихском, Табасаранском, Гергебильском, Шамильском, Ногайском и других районах республики. В ряде случаев руководители муниципальных образований, ссылаясь на отсутствие денежных средств не принимают должных мер по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных территориях и объектах.
Особое беспокойство вызывают объекты, подведомственные Министерству культуры Республики Дагестан. Процент выполнения предписаний Госпожнадзора на указанных объектах не превышает 40 процентов. На этих объектах имеющиеся системы автоматического тушения пожаров полностью выведены из строя, что существенно снижает безопасность людей при пожарах и может привести к крайне тяжким последствиям. В республике нет ни одного объекта культуры, полностью соответствующего требованиям норм и правил пожарной безопасности.
Для снижения среднего времени оперативного реагирования пожарной охраны требуется реализация комплекса мер, включающих создание интегрированных систем мониторинга противопожарной безопасности объектов, включающих информационно-навигационные системы, в том числе оповещения населения, оснащение противопожарных служб современными средствами связи для обеспечения координации их деятельности, межведомственного взаимодействия при тушении пожаров и спасении людей.
Основными направлениями деятельности обеспечения пожарной безопасности являются:
качественное повышение уровня обеспечения пожарной безопасности населения, территорий и объектов с массовым пребыванием людей;
оптимизация финансовых и материальных ресурсов, привлекаемых для ликвидации пожаров;
повышение эффективности мероприятий по минимизации риска пожаров, угроз жизни и здоровью.
Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить уменьшение рисков пожаров в Республике Дагестан, являются:
оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления, направляемых на решение проблем пожарной безопасности;
строительство и оснащение современными техническими средствами пожарных депо в первую очередь в населенных пунктах, на территории которых отсутствуют подразделения пожарной охраны;
развитие материально-технической базы и системы подготовки, профессиональных пожарно-спасательных подразделений;
развитие системы добровольных пожарно-спасательных подразделений;
внедрение новых инновационных технологий в области обнаружения пожаров и оповещения населения, а также создания средств спасения людей при пожарах и средств тушения пожаров;
реализация приоритетных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений, учреждений социальной защиты и здравоохранения.
оснащение современными установками пожарной сигнализации с выводом на пульты пожарных подразделений и прямых линий с единой дежурно-диспетчерской службой в первую очередь на объектах, которые относятся к маломобильным группам населения.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 мая 2008 года N 141а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации республиканских целевых программ".
В настоящее время мероприятия в области обеспечения пожарной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления пожарной безопасностью в республике. Рассматриваемую проблему обеспечения пожарной безопасности в Республике Дагестан невозможно решить в приемлемые сроки за счет использования рыночного механизма без государственной поддержки.
С учетом существующего уровня риска пожаров в Республике Дагестан эффективное обеспечение пожарной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств, направляемых на развитие и совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности.
Государственное управление обеспечением пожарной безопасности на федеральном, региональном, межмуниципальном и муниципальном уровнях характеризуется нескоординированностью действий между субъектами управления.
Для решения рассматриваемой проблемы требуются принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области пожарной безопасности и повышения на этой основе эффективности системы обеспечения пожарной безопасности в республике.