Современный уровень развития спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС дает возможность для ускорения социально-экономического и инновационного развития Республики Дагестан, а также для повышения степени автоматизации процессов управления в различных отраслях экономики.
Кроме того, данные технологии обеспечивают мониторинг и контроль за критически важными, потенциально опасными и социально значимыми объектами на территории Республики Дагестан, а также за реализацией мер по устранению чрезвычайных ситуаций.
Мировой и отечественный опыт подтверждают, что использование спутниковых навигационных технологий оказывает значительный управленческий, экономический, социальный и экологический эффекты и повышает безопасность жизнедеятельности населения.
Все вышеуказанное определено в Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, в рамках развития кластеров "Каспийский хаб" и "Дом народов".
Масштаб задач по внедрению спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в Республике Дагестан указывает на необходимость консолидации организационных, технологических и экономических ресурсов региона в рамках единой региональной навигационно-геоинформационной политики.
В настоящее время в Республике Дагестан отсутствует комплексный подход к внедрению в различные области экономики спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС. Органы исполнительной власти Республики Дагестан и органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, юридические и физические лица используют спутниковые навигационные технологии независимо друг от друга, что приводит к дублированию и неэффективному использованию средств. Кроме того, отсутствуют комплексная инфраструктура, обеспечивающая единое технологическое и информационное пространство в сфере применения спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, а также необходимая нормативно-правовая база на республиканском уровне.
Обозначенные выше проблемы, препятствующие повышению эффективности использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в работе органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также в рамках предоставлении услуг населению и организациям, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти или муниципальных образований Республики Дагестан. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, использование которого позволит:
обеспечить концентрацию средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Дагестан, федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан, а также привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области использования спутниковых навигационных технологий;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на предоставление продуктов и услуг на основе использования спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в этой области, реализуемых в различных программах и проектах;
сформировать и обеспечить эффективное использование республиканской навигационно-информационной инфраструктуры, удовлетворяющей потребности широкого круга конечных пользователей;
обеспечить устойчивое межведомственное и межрегиональное взаимодействие и информационное сопряжение федеральной, республиканской и муниципальной инфраструктуры внедрения спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС;
реализовать единую техническую и технологическую политику при внедрении спутниковых навигационных технологий ГЛОНАСС в интересах Республики Дагестан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан;
реализовать механизмы государственно-частного партнерства, сформировать необходимые условия и правила рынка продуктов и услуг на основе использования современных спутниковых навигационных технологий.
При реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
экономические риски - определяют возможность неполного получения запланированного экономического эффекта в ходе реализации Программы;
финансовые риски - определяют возможность непредсказуемого изменения в течение планируемого периода объема финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы, в том числе из внебюджетных источников;
экологические риски - определяют возможность затруднения или прекращения реализации ряда программных мероприятий вследствие их негативного влияния на состояние окружающей среды или несоответствие этих мероприятий вновь принимаемым нормативным правовым актам в сфере защиты окружающей среды;
научно-технические и технологические риски - определяют возможность неполного достижения требуемых тактико-технических показателей программно-аппаратных комплексов и систем, создаваемых в рамках Программы;
кадровые риски - определяют возможность образования дефицита научного, испытательного, производственного персонала, требуемого для обеспечения работ по реализации Программы.
Параметры перечисленных рисков при реализации Программы носят умеренный характер, частичная компенсация их воздействия предусмотрена в мероприятиях Программы.