ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2010 года N 277а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2010-2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
(Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Дагестан от 05.07.2011 N 219, НГР:RU05000201100239)
(Утратил силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 05.05.2012 N 148, НГР:RU05000201200113)
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в целях реализации государственной политики в области энергетики и создания условий для энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Дагестан Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2010-2015 годы и на период до 2020 года".
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики Республики Дагестан и Министерству промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан ежегодно уточнять объемы финансирования республиканской целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2010-2015 годы и на период до 2020 года" с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М. Абдулаев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2010-2015 годы и на период до 2020 года"
Наименование | - | республиканская целевая программа "Энерго-сбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Дагестан на 2010-2015 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта) | - | |
Государственный заказчик-координатор Программы | - | Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан |
Основные разработчики Программы | - | Министерство промышленности, энергетики и связи Республики Дагестан; |
Цели и задачи Программы | - | цели Программы: |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | удовлетворение прироста энергопотребления за счет снижения энергоемкости валового регионального продукта (далее - ВРП) к 2020 году на 40 проц.; |
Сроки и этапы реализации | - | сроки реализации Программы: 2010-2020 годы; |
Перечень подпрограмм | - | подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований"; |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы составляет 17 564,21 млн рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | за период реализации Программы планируется: |
Контроль за реализацией программы | - | осуществляет Правительство Республики Дагестан. |
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2010 г. N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 г. N 1-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 7 июня 2010 г. N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях", Законом Республики Дагестан от 11 апреля 2005 года N 14 "Об энергосбережении в Республике Дагестан".
Программа устанавливает цели и задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности в связи с приоритетами социально-экономического развития Республики Дагестан, определяет наиболее экономически эффективные мероприятия в области рационального использования энергетических ресурсов, источники и объемы финансирования, исполнителей соответствующих мероприятий, механизм реализации Программы, организацию управления Программой и контроль за ходом ее реализации, оценку социально-экономической (экологической) эффективности Программы.
Программа направлена на улучшение качества жизни населения и переход Республики Дагестан на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче, потреблении и создания условий для повышения энергетической эффективности республиканской экономики и социальной сферы.
В условиях наличия ограниченных энергетических ресурсов динамичное развитие республиканской экономики невозможно без проведения взвешенной и результативной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности их использования. Поэтому меры, направленные на радикальное улучшение энергетической эффективности, должны стать важнейший элементом новой энергетической политики Республики Дагестан в структуре приоритетов ее социально-экономического развития.
1.2.1. Общие сведения
Площадь территории Республики Дагестан составляет 50,3 тыс. кв. км.
Климат горной части Северного Кавказа характеризуется средней температура января -6,6°С; средней температурой июля +21,7°С.
На 1 января 2010 года в Республике Дагестан насчитывалось 757 муниципальных образований, из них 41 муниципальный район, 10 городских округов, 8 городских поселений, 698 сельских поселений.
Согласно последним оценкам, численность постоянного населения Республики Дагестан на начало декабря 2009 года составила 2735,1 тыс. человек, в том числе городского - 1158,8, сельского – 1576,3.
В республике сохраняется тенденция роста численности населения. За январь-ноябрь 2009 года численность населения республики увеличилась на 23,4 тыс. человек, или на 0,9 проц. (за январь-ноябрь 2008 г. - на 21,5 тыс. человек, или на 0,8 процентов).
На начало 2009 г. (по данным органов государственной регистрации) число организаций в республике составило 24588, число субъектов малого предпринимательства - 3956.
В последние годы для ключевых показателей социально- экономического развития Республики Дагестан была характерна положительная динамика. Темпы роста большинства экономических индикаторов в этом регионе были выше, чем в среднем по Российской Федерации. Так, согласно статистическим данным, среднегодовые темпы роста основных социально-экономических показателей республики за 2008-2009 гг. составили: ВРП - 110,5 проц., промышленного производства – 112,1 проц., продукции сельского хозяйства – 104,5 проц., инвестиций в основной капитал – 121,4 проц., оборота розничной торговли – 119,2 проц., объема платных услуг населению – 113,8 проц., поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней – 120,3 проц., реальных располагаемых доходов населения – 114,6 проц., реальной начисленной заработной платы – 109,2 процента.
Так же, как и в других регионах Российской Федерации, экономика Республики Дагестан испытала на себе воздействие мирового экономического и финансового кризиса 2008-2010 годов. Это влияние выразилось в замедлении темпов роста экономических и социальных показателей, снижении потребительского спроса при продолжающемся росте цен и тарифов. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за 7 месяцев 2010 г. составил 105,6 проц. (по сравнению с 111,2 проц. за аналогичный период 2009 г.), реальные располагаемые доходы населения выросли на 108,4 проц. (за 7 месяцев 2009 г. - 114,1 проц.).
Экономике Республики Дагестан удалось сохранить достаточно высокий уровень инвестиционной активности. В 2009 г. объем инвестиций в основной капитал вырос на 12,5 проц. к 2008 г. и составил 100,9 млрд рублей. В 2009- 2010 гг. была продолжена реализация инвестиционных проектов, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Замедление темпов экономического роста может иметь серьезный негативный стратегический эффект для Республики Дагестан, поскольку по социально-экономическому развитию она отстает от средних показателей по Российской Федерации и Северо-Кавказскому федеральному округу. По состоянию на 2009 г. по среднему уровню ВРП было зафиксировано отставание республики от Российской Федерации в 2,2 раза; по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами - в 16,4 раза; по инвестициям в основной капитал – в 2,2 раза; по среднемесячным денежным доходам населения – в 1,6 раза; по среднемесячной начисленной заработной плате – в 2,3 раза.
Разработанный проект Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года предполагает достижение уровня ВРП в 575,2 млрд рублей к 2020 г. (495,4 проц. к уровню 2006 г.); индекс промышленного производства составит 1143,0 проц. к уровню 2006 года (в ценах 2006 г.), индекс производства сельскохозяйственных товаров - 318,8 проц. к уровню 2006 г. (в ценах 2006 г.), объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за тот же период увеличится в 5,8 раза.
Планируются изменения в структуре ВРП: больший вклад в региональный продукт будет вносить промышленное производство (20,9 проц. в 2020 г. по сравнению с 8,3 проц. в 2006 г.). Удельный вес сельского хозяйства в структуре ВРП Республики существенно снизится: с 21 проц. в 2006 г. до 14,6 проц. в 2020 г.
Согласно проекту Стратегии социально-экономического развития Республики до 2020 года, в средне- и долгосрочном периоде планируется повышение удельного веса Республики Дагестан в основных показателях Российской Федерации. Данные таблицы 1 и рисунка 1 свидетельствуют о наличии позитивной динамики удельного веса республики в макроэкономических показателях Российской Федерации в 2001-2009 гг., прежде всего в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП).
Таблица 1
Показатель | Удельный вес, % | ||
2001 г . | 2006 г . | 2009 г . | |
ВРП | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
Объем промышленной продукции | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Продукция сельского хозяйства | 1,4 | 1,7 | 1,7 |
Розничный товарооборот | 0,6 | 1,3 | 1,3 |
Инвестиции в основной капитал | 0,3 | 0,9 | 0,9 |
Рисунок 1
Прогнозный сценарий функционирования экономики республики на 2011-2013 гг. рассчитан исходя из анализа социально-экономического развития республики за предшествующие годы, оценки ситуации в текущем году, исходит из необходимости решения существующих проблем и имеющихся ресурсов и разработан в двух вариантах, которые базируются на инерционной и оптимистичной оценках прогнозируемых условий и факторов.
По прогнозу на 2011 г. предусматривается рост к оценочным показателям за 2010 год: ВРП - 109,0 проц. (I вариант) и 111,2 проц. (II вариант); промышленного производства – 105,4 и 108,5 проц., сельскохозяйственной продукции – 104,0 и 105,3 проц., инвестиций в основной капитал – 105,5 и 115,0 проц., оборота розничной торговли – 110,5 и 112,1 проц., платных услуг населению – 114,1 и 116,2 проц., реальных располагаемых доходов населения – 105,2 и 106,0 процентов.
В 2013 г. прогнозируется рост основных социально-экономических показателей в сравнении с последним отчетным годом (2009 год): ВРП - 148,1 проц. (I вариант) и 155,4 проц. (II вариант); промышленного производства – 126,1 и 140,5 проц., сельскохозяйственной продукции – 118,2 и 122,9 проц., инвестиций в основной капитал – 140,1 и 172,7 проц., оборота розничной торговли – 156,6 и 164,3 проц., объема платных услуг населению – 175,2 и 183,9 проц., реальных располагаемых доходов населения – 133,9 и 140,2 проц.
Увеличение вклада Республики Дагестан в экономику Российской Федерации, а также планируемые качественные и структурные изменения экономики республики определяют новые требования к топливно-энергетическому комплексу региона. В условиях ограниченных энергетических ресурсов динамичное развитие региональной экономики невозможно без проведения взвешенной и результативной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Поэтому меры, направленные на радикальное улучшение энергоэффективности, должны стать важнейший элементом новой энергетической политики Республики Дагестан в структуре приоритетов ее социально-экономического развития.
В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для государств -членов Европейского союза – в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47 проц. текущего потребления энергии (около 350 млн т у.т.). В основном, он приходится на производство, передачу и потребление электроэнергии и тепловой энергии, отрасли промышленности и непроизводительные энергопотери в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" определено снижение энергоемкости валового внутреннего продукта к 2020 г. не менее чем на 40 проц. по отношению к уровню 2007 г. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2030 г. планируется сокращение удельной энергоемкости ВВП более чем в 2 раза, удельной электроемкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.
Решение данной задачи приобретает особую актуальность для Республики Дагестан, поскольку, как уже было отмечено, в последние годы экономика республики растет более быстрыми темпами, чем национальная экономика Российской Федерации в целом. Одним из важнейших условий сохранения этой тенденции в будущем является проведение комплекса мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности экономики Республики Дагестан.
ВРП является обобщающим показателем экономической деятельности региона, характеризующим процесс производства товаров и услуг. В качестве интегрального показателя эффективности использования энергетических ресурсов в субъекте Российской Федерации используется энергоемкость ВРП как отношение объема потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к ВРП в сопоставимых ценах 2007 года.
ВРП Республики Дагестан в 2007-2008 гг. представлен в таблице 2.
Таблица 2
N п/п | Показатель | 2007 г . | 2008 г . |
1 | Валовой региональный продукт: | ||
1.1 | всего, млн руб. | 166720,9 | 211260,2 |
1.2 | на душу населения, руб. | 62367 | 78251,7 |
2 | Индекс физического объема валового регионального продукта, в процентах к предыдущему году | 117,0 | 126,7 |