Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 6 июля 1995 г. N 62 "О Концепции и Программе осуществления государственной кадровой политики в Республике Дагестан" (далее - Концепция) были обозначены основные направления развития государственной кадровой политики в Республике Дагестан.
В рамках реализации Концепции в Республике Дагестан были приняты нормативные правовые акты, заложившие правовую основу для дальнейшего совершенствования кадровой политики в сфере гражданской службы.
За истекший период времени в Республике Дагестан осуществлен комплекс мер, способствующих модернизации системы управления гражданской службой и формированию профессионального состава гражданских служащих посредством создания и совершенствования правовых, организационных, финансовых, методологических основ гражданской службы. Реализуются мероприятия, направленные на повышение открытости гражданской службы, привлечение на гражданскую службу квалифицированных специалистов путем внедрения механизма конкурсного замещения вакантных должностей гражданской службы.
В целях предупреждения возникновения конфликта интересов на гражданской службе приняты необходимые нормативные правовые акты Республики Дагестан. Во всех государственных органах образованы соответствующие комиссии, в состав которых включены независимые эксперты.
Особое внимание уделяется повышению профессионального уровня гражданских служащих - проведению аттестаций, квалификационных экзаменов с привлечением независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой; развитию системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских и муниципальных служащих. Разработана и ведется оперативная информационная база данных о кадровом составе, внедрена и используется система отслеживания кадровых процессов в государственных органах.
Однако наряду с повышением качества организации прохождения гражданской службы нерешенной остается проблема формирования и подготовки реального и эффективного кадрового резерва на государственной гражданской службе Республики Дагестан (далее - кадровый резерв). Несмотря на то, что в государственных органах кадровый резерв формируется, при новых назначениях зачастую его наличие во внимание не принимается. Необходимо менять подходы к формированию и подготовке кадрового резерва, искать механизмы пополнения состава кадрового резерва за счет специалистов, работающих в коммерческих структурах, выпускников Президентских программ подготовки управленческих кадров, осуществлять обучение граждан, включенных в кадровый резерв, с применением научных подходов и современных кадровых технологий.
Важной нерешенной проблемой остается оценка трудовой деятельности гражданских и муниципальных служащих, так как в настоящее время не выработаны четко определенные критерии объективной оценки результативности работы как самих государственных органов и органов местного самоуправления, так и служащих их аппаратов. Это зачастую порождает формальное отношение к проведению аттестации гражданских и муниципальных служащих, не стимулирует их на карьерный рост.
Дальнейшее развитие гражданской и муниципальной службы также требует развития нормативной правовой базы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан, совершенствования системы профессионального отбора наиболее квалифицированных специалистов в государственные органы и органы местного самоуправления, совершенствования деятельности кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления на основе использования информационных технологий, государственной поддержки развития кадрового потенциала органов местного самоуправления.
Анализ состояния управления кадровым потенциалом и профессиональной деятельностью гражданской службы указывает на необходимость образования государственного органа Республики Дагестан по управлению государственной службой, который обеспечивал бы управление прохождением гражданской службы, правовое обеспечение профессиональной деятельности, технологию качественного отбора кадров, расстановку, организацию их переподготовки, разработку объективных критериев оценки профессиональных и личностных качеств гражданских служащих, планирование карьерного роста, формирование позитивного имиджа гражданской службы и корпоративной культуры деятельности гражданской службы как особой сферы в системе общественного труда.
Решение обозначенных проблем и обеспечение должного качества кадрового состава требует комплексного, с государственным участием, подхода и должно являться одним из приоритетов деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 64 Закона Республики Дагестан "О государственной гражданской службе Республики Дагестан", статьей 35 Закона Республики Дагестан "О муниципальной службе в Республике Дагестан" развитие гражданской и муниципальной службы должно обеспечиваться программами, что обусловливает необходимость использования программного метода для решения поставленных задач.