Обеспечение населения чистой питьевой водой является важнейшим направлением социально-экономического развития Республики Дагестан.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, к приоритетным направлениям развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе относятся совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкция, модернизация и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, в том числе использование наиболее экологически безопасных и эффективных реагентов для очистки воды, внедрение новых технологий водоочистки, модернизация промышленных предприятий и внедрение в технологические схемы производственных объектов оборотного водоснабжения.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38, основной задачей развития жилищно-коммунального хозяйства и услуг в сфере недвижимости является строительство (реконструкция), модернизация и комплексное обслуживание коммунальной и инженерной инфраструктуры. Разработка и реализация программы строительства очистных сооружений в городских округах Республики Дагестан предусмотрены в качестве мер реализации подцели Стратегии "Обеспечение экологической безопасности и качества охраны окружающей среды".
Население городских округов и сельских поселений Республики Дагестан испытывает острый дефицит в питьевой воде. Более 40 процентов населения использует питьевую воду, не отвечающую гигиеническим требованиям из-за отсутствия необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды.
По данным формы федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации", на начало 2010 года доля проб питьевой воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, составила 29,8 процента (по Российской Федерации - 16,8 процента), а по микробиологическим - 21,1 процента (по Российской Федерации - 5,1 процента). 57,4 процента населения республики не имеет доступа к централизованным источникам водоснабжения и потребляет воду без необходимой предварительной очистки.
Наихудшие показатели по санитарно-химическим показателям отмечены в городах Махачкале, Избербаше, Акушинском, Ахтынском, Каякентском, Карабудахкентском, Тарумовском, Унцукульском и Сергокалинском районах, по микробиологическим показателям - в городах Махачкале, Буйнакске, Хасавюрте, Кизилюрте, Акушинском, Ахтынском, Каякентском, Сулейман-Стальском, Кайтагском, Карабудахкентском, Магарамкентском и Сергокалинском районах.
Основными причинами неудовлетворительного качества питьевой воды являются:
загрязнение источников водоснабжения (из 1 368 эксплуатирующихся источников централизованного водоснабжения каждый четвертый не имеет зоны санитарной охраны);
отсутствие на более 60 процентах городских и 80 процентах сельских водопроводов необходимого комплекса сооружений для очистки и обеззараживания воды (количество объектов социальной инфраструктуры, оснащенных системами доочистки воды - 45 единиц, что составляет 10-15 процентов от требуемого).
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье нации и качество жизни. Обеспечение населения чистой водой окажет непосредственное влияние на снижение смертности, в особенности детской, и увеличение продолжительности жизни людей.
Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым состоянием организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на начало 2010 года централизованный водопровод отсутствует в 323 сельских населенных пунктах Республики Дагестан. В отдельных микрорайонах г. Буйнакска, в с. Темиргое Кумторкалинского района, с. Инчха Казбековского района, с. Карланюрт Хасавюртовского района используется привозная вода, в городах Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте, Избербаше, Каспийске, Дагестанские Огни, Южно-Сухокумске, поселке Дубки Казбековского района питьевая вода подается по графику.
Более 80 процентов действующих в республике систем водоснабжения построено в 70-80-е годы прошлого столетия и находятся в чрезвычайно плохом состоянии. В неудовлетворительном состоянии находятся водоводы и водоразводящие сети, износ которых доходит до 80 процентов и непрерывно возрастает, что обусловливает частые аварии и, как следствие, загрязнение водопроводной воды.
Около 36 процентов водопроводных сетей в республике нуждаются в замене (средний показатель по Российской Федерации - 40 процентов), при этом ежегодно меняется не более 1,9 процента водопроводных сетей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на начало 2010 года степень износа основных фондов, задействованных в распределении, сборе и очистке воды, составила 75 процентов (53,8 процента по Российской Федерации).
В Республике Дагестан не проходят очистку 52,2 процента сточных вод. В городах Буйнакске, Дербенте, Дагестанские Огни, Избербаше и других населенных пунктах сточные воды сбрасываются в водные объекты (в основном в Каспийское море) без очистки и обеззараживания. В Российской Федерации этот показатель составляет 7 процентов.
Из сточных вод, проходящих очистку, до нормативных требований доводится 73,8 процента (по сравнению с 46 процентами в Российской Федерации). Более 40 процентов канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2010 году было заменено только 1,9 процента общей протяженности сетей. В 2010 году в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод произошло 145 аварий. На целом ряде существующих сооружений требуется проведение работ, направленных на их реконструкцию, а также внедрение новых энергосберегающих технологий.
В составе Республики Дагестан 41 муниципальный район, 10 городских округов, 8 городских поселений и 698 сельских поселений. Из них к населенным пунктам с численностью населения более 100 тыс. человек относятся 3 городских округа: "город Махачкала", "город Дербент", "город Хасавюрт".
Основными поставщиками услуг по водоснабжению и водоотведению в республике являются: ГУП "Дагводоканал", ОАО "Махачкалаводоканал", ООО "Коммунсервис" (г. Махачкала), УМП "Дербентводоканал", ООО "Коммунсервис" (г. Дагестанские Огни), МУП "Горводоканал" (г. Каспийск), ОАО "Водоканал" (г. Избербаш), ОАО "Горводопровод" (г. Кизляр), ОАО "Горводоканал" (г. Хасавюрт), МУП "Буйнакскгорводоканал", МУП "Водоканалсервис" (г. Кизилюрт), ООО "Аква-Сити" (г. Южно-Сухокумск), МУП "Очистные сооружения канализации гг. Махачкала-Каспийск" (г. Махачкала).
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан, поскольку ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций коммунального комплекса и обеспечить рост производства в смежных секторах промышленности;
необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
На решение задач и достижение целей Программы в рамках программно-целевого метода решения проблемы могут оказать влияние следующие риски:
нормативные правовые риски. Реализация Программы во многом определяется совершенствованием нормативной правовой базы, регулирующей деятельность организаций коммунального комплекса. Задержка принятия запланированных нормативных правовых актов может существенно снизить результативность Программы;
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и сократить объем инвестиций, в том числе в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;