ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
от 29 декабря 2012 года N 107
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"
Принят
Народным Собранием
Республики Дагестан
26 декабря 2012 года
(Утратил силу:
Закон Республики Дагестан от 27.12.2013 N 102, НГР: RU05000201300710)
Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Дагестан
М. Магомедов
Наименование | республиканская целевая программа "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Республики Дагестан |
Государственный | Министерство культуры Республики Дагестан |
Основной разработчик Программы | Министерство культуры Республики Дагестан |
Основные исполнители Программы | Министерство культуры Республики Дагестан |
Цели Программы | сохранение и развитие профессионального искусства Дагестана |
Задачи Программы | обеспечение условий для худож ественного творчества и адресная поддержка профессионального искусства Дагестана |
Целевые индикаторы и показатели Программы | увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных, в расчете на 1000 человек (по сравнению с предыдущим годом) - 5,1 процента |
увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (по сравнению с предыдущим годом) - 1,6 процента | |
увеличение количества культурных акций за пределами республики (по сравнению с предыдущим годом) - 22,6 процента | |
увеличение количества посещений музеев (по сравнению с предыдущим годом) - 2,4 процента | |
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда - 0,6 процента | |
увеличение численности деятелей культуры и искусства, направляемых на обучение и повышение квалификации - 6,0 процента | |
увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом) - 20,0 процента | |
доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов Дагестана, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры клубного типа - 19,7 процента | |
объемы заключения охранно-договорных обязательств к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,25 процента охвата) - 1,32 процента | |
число (процент) территорий с установленными границами зон охраны, режимами и регламентами содержания объектов культурного наследия к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 2,19 процента охвата) - 0,46 процента | |
количество (процент) паспортизированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 6,26 процента охвата) - 1,31 процента | |
количество (процент) отреставрированных памятников к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 0,50 процента охвата) - 0,1 процента | |
количество мероприятий, направленных на реализацию проектов по популяризации памятников истории и культуры - 11 процентов | |
количество (процент) сведений о памятниках истории и культуры, внесенных в электронную базу данных, к общему числу памятников истории и культуры регионального значения (доведение до 52,50 процента охвата) - 12,50 процента | |
Сроки реализации | 2013-2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансовых затрат на реализацию Программы составляет 374,13 млн. рублей, |
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической и экологической эффективности | повышение профессионального уровня творческого продукта |
Контроль за реализацией Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
Современные геополитические, экономические и социальные процессы определяют два важнейших фактора, влияющих на развитие общества в Республике Дагестан и на Северном Кавказе в целом. С одной стороны, вхождение в мировое информационное пространство и неизбежность влияния глобализации, с другой - национальный аспект, который требует особого внимания в условиях полиэтнического состава и ментальности населения. Соответственно, состояние сферы культуры как носителя общественно ценных ориентиров имеет особое значение.
Программа, представляя собой систему мер по обеспечению условий для гармоничного развития личности и дагестанского общества в целом на основе сохранения и развития имеющегося культурного потенциала, направлена на поддержание культурной идентичности и укрепление стабильной этнополитической ситуации в республике, развитие содружества и духовного взаимообогащения дагестанских народов и других народов России, достижение межнационального мира и гражданского согласия, сохранение целостности Республики Дагестан в составе Российской Федерации.
Дагестан является самой южной республикой страны, а также самым многонациональным, уникальным по этническому составу и культурным традициям регионом. На сегодня здесь накоплен значительный культурный потенциал, представляющий культурное наследие и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии. В республике имеются 44 государственных учреждения культуры и искусства, в числе которых 11 театров (из них 9 национальных), 4 заведения среднеспециального образования и 3 школы по специальностям искусства, Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А. Тахо-Годи с 38 филиалами, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. Гамзатовой, Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей-заповедник - этнографический комплекс "Дагестанский аул", 4 республиканские библиотеки, Республиканский дом народного творчества, Республиканский учебно-методический центр.
На территории Дагестана имеются 6 474 объекта культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся под государственной охраной, из которых 173 объекта являются памятниками федерального значения и 6 301 памятник регионального значения. Среди них особое место занимают архитектурные памятники, расположенные в городе Дербенте, по которым в 2003 году ЮНЕСКО приняло решение о необходимости охраны данных объектов под своей эгидой и включило их в Список всемирного наследия под общей номинацией "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента".
Кроме того, в список выявленных памятников входят 2 278 объектов культурного наследия, также подлежащих государственной охране.
В настоящее время остро стоит вопрос учета и долговременного хранения информации об объектах культурного наследия. С момента принятия на охрану этих памятников не осуществлялся мониторинг их состояния, не обновлялся списочный состав памятников и т.д. В результате не определены границы памятников, охранные зоны, нет обременений, следовательно, отсутствуют охранные обязательства на объекты культурного наследия.
Во исполнение требований законодательства о государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия предстоит провести инвентаризацию памятников истории и культуры регионального значения, работы по паспортизации памятников, по установлению границ территорий зон охраны и режимов содержания памятников для принятия по ним нормативного правового акта, историко-культурную экспертизу для внесения данных о памятниках, расположенных на территории республики, в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Другой важной проблемой является обеспечение сохранности памятников. Большинство памятников истории и архитектуры республики находится в ветхом состоянии. Сегодня объем средств, необходимый на реставрацию этих памятников, значителен.
За прошедшие годы удалось предотвратить утрату ряда объектов культурного наследия и обеспечить систему их учета, развить международные и межрегиональные культурные связи, осуществить разнообразные мероприятия в области традиционной культуры и народного творчества, реализовать меры по развитию профессионального искусства, поддержке и стимулированию творчества, обеспечению кадровой базы учреждений культуры и искусства.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия и достигнутые результаты, сфера культуры республики нуждается в решении ряда стратегических задач.
Этнический фактор обусловил более значительное по сравнению с другими субъектами Российской Федерации количество организаций культуры в Дагестане. Однако незначительные доходы, получаемые ими за обслуживание в основном сельского населения с низкой платежеспособностью, не позволяют обеспечивать потребности на уставную деятельность. Имеющееся количество учреждений культуры Дагестана при общей дотационности республиканского бюджета Республики Дагестан обусловило значительные проблемы материальной базы отрасли. Свыше 50 проц. функционирующих учреждений требуют реконструкции, ремонта зданий и систем коммуникаций. Неотложной задачей становится обновление технического оснащения учреждений. Учитывая, что около 60 проц. населения республики проживает в сельской местности, крайне важной является поддержка деятельности и улучшение сети муниципальных учреждений культуры.
В республиканских государственных учреждениях культуры темпы износа материальной базы также опережают темпы ее обновления. Недостаточно развитая инфраструктура сдерживает развитие деятельности учреждений, негативно сказывается на результативности работы, качестве, технологичности и ассортименте услуг.
Одна из ключевых проблем развития культуры республики - укрепление кадровой базы, в том числе подготовка новой смены творческих работников театрально-концертных учреждений, педагогов школ и средних учебных заведений, специалистов в области музейного дела.
Образование в сфере культуры является важнейшим звеном системы, фактически обеспечивающим жизнедеятельность всех учреждений культуры и искусства. Для создания устойчивой системы подготовки кадров по специальностям искусства, творческого развития молодого поколения необходимым условием является развитие системы этих учреждений как республиканского, так и муниципального уровней.
Вместе с тем необходимым является обеспечение мер по поддержке юных дарований как резерва кадровой базы учреждений искусства.
Низкая экономическая эффективность многих учреждений культуры сегодня - это следствие острого дефицита молодых управленческих и творческих кадров, обусловленного снижением уровня престижа творческой деятельности. Государству необходимо предпринять шаги по целенаправленному формированию общественного спроса на талантливых и творческих людей, без выработки системных мер и целевой поддержки процессов творчества не будет решена острейшая на сегодня для сферы культуры проблема нехватки инициативных, инновационно мыслящих кадров. Системные меры по поддержке, в том числе адресной, талантливых детей и молодежи - основной путь для воспроизводства и формирования кадрового потенциала отрасли. Адресная поддержка творчески одаренных детей и молодежи, предусмотренная Программой, направлена на решение проблемы развития кадрового потенциала отрасли. Наряду с этим очевидна необходимость действенной социальной поддержки имеющихся работников культуры и искусства, обеспечения системы мер по стимулированию творческого труда.
В целях сохранения культурного наследия важным представляется обеспечение должного уровня безопасности в республиканских музеях, модернизация системы учета музейных ценностей. Имеющиеся здания не располагают достаточными площадями и условиями сохранения богатейших фондов, реально в экспозициях представлено только 20 проц. из 300 тыс. единиц хранения.
Безусловными составляющими повышения уровня и, соответственно, конкурентоспособности национальной культуры являются улучшение качества культурных благ и обеспечение их необходимого многообразия. Решению этой задачи на современном этапе экономического развития общества препятствуют низкий уровень обеспеченности организаций культуры специальным оборудованием, недостаточное развитие информационных технологий в сфере культуры. Более того, быстрое распространение рыночных институтов и отставание кадрового потенциала отрасли от реальных потребностей культуры требуют принятия дополнительных мер.