(с изменениями на 24 июля 2023 года)
(в ред. Приказов Департамента инвестиционной политики Ярославской области от 25.03.2013 N 36-ОД, от 01.10.2014 N 120-ОД, от 03.09.2015 N 98-ОД, Приказа Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области от 08.12.2021 N 326-ОД, Приказа Департамента инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности Ярославской области от 24.07.2023 N 295-ОД)
Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 7 ноября 2011 г. N 24-2113
В соответствии с Порядком формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, определения финансовых форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства области от 05.10.2018 N 735-п "Об утверждении Порядка формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, определения финансовых форм государственной поддержки"
(преамбула в ред. Приказа Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области от 08.12.2021 N 326-ОД)
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить Методические рекомендации по разработке бизнес-планов и осуществлению мониторинга реализации приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области (прилагаются).
2. Утратил силу. - Приказ Департамента инвестиционной политики Ярославской области от 01.10.2014 N 120-ОД.
3. Приказ вступает в силу со дня принятия.
Директор Департамента
А.В.ШУТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Приказов Департамента инвестиционной политики Ярославской области от 25.03.2013 N 36-ОД, от 01.10.2014 N 120-ОД, от 03.09.2015 N 98-ОД, Приказа Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области от 08.12.2021 N 326-ОД, Приказа Департамента инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности Ярославской области от 24.07.2023 N 295-ОД)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Методические рекомендации по разработке бизнес-планов и осуществлению мониторинга реализации приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Порядком формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, определения финансовых форм государственной поддержки и осуществления мониторинга реализации инвестиционных проектов, утвержденным постановлением Правительства области от 05.10.2018 N 735-п "Об утверждении Порядка формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, определения финансовых форм государственной поддержки" (далее - Порядок), в целях унификации последовательности разработки, требований к структуре, содержанию, оформлению, методам расчета показателей бизнес-планов приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, а также документов по мониторингу хода их реализации.
(в ред. Приказа Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области от 08.12.2021 N 326-ОД)
II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНОВ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
1. Общие рекомендации
1.1. Бизнес-план разрабатывается для обоснования необходимости, форм, объемов и сроков государственной поддержки инвестиционных проектов и должен давать полное представление обо всех аспектах проекта.
1.2. Разработка бизнес-планов должна производиться в соответствии с положениями Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике 21.06.1999 N ВК 477.
1.3. Бизнес-план рекомендуется оформлять в соответствии с формой согласно приложению* к Методическим рекомендациям. Допускается изменение указанной формы, обусловленное техническими, технологическими либо организационными особенностями инвестиционных проектов, а также использованием специального программного обеспечения, при этом состав и детализация информации должны быть не менее подробными, чем предусмотренные рекомендуемой формой.
________________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
1.4. Рекомендуемая форма бизнес-плана содержит графы для заполнения. Каждая таблица бизнес-плана имеет графу с наименованием "Связи", в которой указываются ссылки на разделы, таблицы и другие строки, содержащие информацию, непосредственно связанную с содержанием данного пункта.
1.5. Бизнес-план формируется на основании проверенных и подтвержденных исследованиями исходных данных, в том числе данных прогнозов Министерства экономического развития Российской Федерации. Ссылки на источники данных приводятся в соответствующих разделах или в примечаниях к расчетным таблицам. Копии документов, подтверждающих исходные данные, и необходимые пояснения к расчетам приводятся в приложениях к бизнес-плану.
1.6. Расчет бизнес-плана производится на расчетный срок реализации инвестиционного проекта, равный средневзвешенному сроку полезного использования созданных в рамках проекта объектов основных средств, который определяется как отношение полной первоначальной стоимости основных средств к годовой сумме амортизации при линейном методе исчисления.
1.7. Расчеты бизнес-плана, за исключением случаев, где это специально оговорено, ведутся в рублях в ценах соответствующих лет.
1.8. Бизнес-план должен пройти внутреннее корпоративное согласование и быть утвержден в соответствии с полномочиями и в порядке, установленными в организации.
(п. 1.8 введен Приказом Департамента инвестиционной политики Ярославской области от 03.09.2015 N 98-ОД)
2. Рекомендации по оформлению разделов бизнес-плана
2.1. Рекомендации по оформлению раздела А "Краткое резюме проекта"
2.1.1. Цель данного раздела - дать представление о сути проекта и его краткую характеристику, раскрывающую цели и доказательства выгодности и эффективности (объем раздела - не более двух страниц).
2.1.2. В пункте 4 указываются:
- срок начала реализации проекта - момент первого перечисления инвестором средств в оплату товаров, работ, услуг, предусмотренных в качестве затрат в бизнес-плане (плановый или фактический в зависимости от стадии, на которой находится реализация проекта в момент разработки бизнес-плана);
- планируемый срок прекращения реализации проекта инвестором (срок окончания жизненного цикла производимой продукции - товаров, работ, услуг).
Период реализации проекта может не совпадать с расчетным сроком реализации инвестиционного проекта, определяемым в соответствии с пунктом 1.6 подраздела 1 раздела II Методических рекомендаций.
2.1.3. В пункте 6 приводится информация о количестве созданных (сохраненных при реализации проектов модернизации, технического перевооружения) рабочих мест, величине социального эффекта (строка 9.3 таблицы 9) и другая важная, по мнению инвестора, информация, характеризующая социальную эффективность проекта.
2.1.4. Инвестиционные затраты в пункте 9 указываются с учетом НДС.
2.1.5. В пункте 10 приводится структура источников финансирования инвестиционного проекта.
2.2. Рекомендации по оформлению раздела Б "Общая информация"
2.2.1. Цель данного раздела - в продолжение раздела А бизнес-плана дать начальные, наиболее общие представления об условиях и последовательности реализации проекта, необходимые для понимания последующих разделов.
2.2.2. При определении значимости (масштаба) проекта (пункт 3), описании косвенных результатов и попутных эффектов (пункт 12) необходимо учитывать, что в зависимости от влияния на экономику, социальную сферу или экологию проекты подразделяются на:
- глобальные, реализация которых существенно влияет на ситуацию на Земле;
- народно-хозяйственные, реализация которых существенно влияет на ситуацию в стране;
- крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на ситуацию в отдельных регионах и отраслях;
- локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.
2.2.3. При обосновании места реализации проекта, размещения производства (пункт 9) необходимо учитывать оптимизацию издержек не только производителя, но и других сторон, прямо или косвенно связанных с реализацией проекта, в том числе потребителей товаров (работ, услуг).
2.3. Рекомендации по оформлению раздела В "Описание продукции (работ, услуг), рынков сбыта и план маркетинга"
2.3.1. Цель данного раздела - дать описание и обосновать принятые в расчетах бизнес-плана объемы реализации и цены продукции (работ, услуг).
2.3.2. При определении используемой в бизнес-плане номенклатуры продукции (работ, услуг) необходимо исходить из того, что:
- наименование одной и той же продукции в разных разделах бизнес-плана должно быть прописано одинаково;
- излишняя детализация номенклатуры значительно усложняет расчеты, а чрезмерное ее укрупнение может привести к искажению в расчетах прямых и косвенных затрат;
- не допускается объединение в одну номенклатурную позицию продукции (работ, услуг) с разными натуральными единицами измерения;
- наименования продукции (работ, услуг) должны соответствовать терминам соответствующих общероссийских классификаторов, применяемых при идентификации продукции (работ, услуг).
2.3.3. При описании отрасли, рынков сбыта и рыночной доли проекта должна обеспечиваться сопоставимость характеристик по номенклатуре товаров. Ценовые характеристики товаров должны быть сопоставимы по базису цены, условиям поставки.
2.4. Рекомендации по оформлению раздела Г "Описание технологического процесса"