ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 01 сентября 2010 года N 8-н
Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка физкультурно-спортивной деятельности в Ярославской области" на 2010 - 2012 годы
В редакции
приказа департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту ЯО от 17.06.2011 N 5-н ru 76000201100545
приказа департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту ЯО от 31.01.2012 N 2-н ru 76000201200012
В соответствии с постановлением Правительства области от 27.08.2008 N 448-п "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", в целях обеспечения реализации государственной политики в сфере развития физической культуры и спорта на территории Ярославской области
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка физкультурно-спортивной деятельности в Ярославской области" на 2010-2012 годы.
2. Финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Поддержка физкультурно-спортивной деятельности в Ярославской области" на 2010-2012 годы осуществлять в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора департамента - председателя комитета по физической культуре и спорту департамента Карпова С.Т.
4. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Директор департамента А.В. Церковный
УТВЕРЖДЕНА
приказом департамента
по делам молодёжи,
физической культуре и спорту
от 01.09.2010 N 8-н
В редакции приказа департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту ЯО от 17.06.2011 N 5-н ru 76000201100545
(В редакции приказа департамента по делам молодежи, физической культуре и спорту ЯО от 31.01.2012 N 2-н ru 76000201200012)
Наименование | департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области | |
Наименование Программы | ведомственная целевая программа "Поддержка физкультурно-спортивной деятельности в Ярославской области" на 2010-2012 годы (далее - Программа) | |
Фамилия, имя, отчество должностного лица, утвердившего Программу, | Церковный Александр Витальевич - директор департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, приказ департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области от 01.09.2009 N 8-н "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка физкультурно-спортивной деятельности в Ярославской области" на 201 0-2012 годы" | |
Срок реализации Программы | 2010 - 2012 годы | |
Наименование подпрограммы | "Поддержка лыжного спорта в Ярославской области" на 2011-2012 годы (далее - Подпрограмма) | |
Наименование | - совершенствование физкультурно-спортивной деятельности с учётом современных условий и потребностей российского общества, вовлечение населения области в систематические занятия физической культурой и спортом; | |
- совершенствование информационного и научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности | ||
Наименование | - создание условий для занятий лыжным спортом в Ярославской области; | |
Объёмы и источники финансирования Программы | 840748,21 тысячи рублей - всего из средств областного бюджета, из них: | |
Должностное лицо, ответственное за реализацию Программы | Ведьмедев Дмитрий Юрьевич - заместитель директора департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области, телефон 40-19-15 | |
Заказчик Программы | Правительство области в лице заместителя Губернатора области Костина В.Г. | |
Участники Программы | - государственное учреждение Ярославской области Центр спортивной подготовки "Школа высшего спортивного мастерства" (далее - ГУ ЯО ЦСП "ШВСМ"); |
I. Анализ и оценка проблемы, решение которой осуществляется путём реализации Программы
Развитие физической культуры и спорта - одно из приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства области и государства в целом. Оно направлено не только на улучшение здоровья населения и достижение высоких спортивных результатов, но и на решение проблем, связанных с качеством жизни населения, повышение престижа Ярославской области среди субъектов Российской Федерации.
Для улучшения здоровья и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание на развитии физической культуры и массового спорта, максимальном вовлечении населения в физкультурное движение и формировании устойчивых навыков здорового образа жизни. Должен быть обеспечен неуклонный рост конкурентоспособности ярославского спорта на всероссийской и международной арене.
В области систематически культивируется и развивается 90 видов спорта. Наиболее тесно департамент по делам молодёжи, физической культуре и спорту Ярославской области (далее - департамент) работает с 50 областными спортивными федерациями, спортивными клубами, областными советами физкультурно-спортивных обществ "Россия", "Юность России", "Динамо", "Локомотив", РОСТО (ДОСААФ), оказывает им государственную поддержку.
В настоящее время в области функционирует 2150 спортивных сооружений. Относительно существующих в Российской Федерации нормативов основными спортивными сооружениями Ярославская область обеспечена: на 5,3 процента - бассейнами; на 49,0 процента - спортивными залами; на 21,6 процента - плоскостными сооружениями. Общая обеспеченность области спортивными сооружениями всех типов с учётом единой пропускной способности составляет 22,6 процента, что эквивалентно 50 месту среди регионов России и 13 месту среди регионов Центрального федерального округа Российской Федерации (далее - ЦФО).
Общий объём средств, направленных в 2009 году на строительство спортивных сооружений, составил: из областного бюджета - 81,74 млн. рублей, из местных бюджетов - 760,35 млн. рублей, привлечённые средства из внебюджетных источников - 198,63 млн. рублей и из федерального бюджета -387,0 млн. рублей.
Указанного объёма средств недостаточно для строительства спортивных объектов, необходимых для полного удовлетворения потребности населения в спортивно-оздоровительных услугах. Сдерживающими факторами роста количества занимающихся физической культурой и спортом являются также территориальная удалённость спортивных объектов и ценовая недоступность предоставляемых услуг.
Значительная часть физкультурно-спортивных объектов введена в эксплуатацию достаточно давно, материально-техническая база устарела, имеет большой износ, сооружения требуют ремонта и реконструкции. В областной собственности не имеется ни одного спортивного сооружения, полностью отвечающего требованиям подготовки спортсменов и проведения соревнований на должном уровне.
По данным статистической отчётности, на 2009 год количество населения области, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составило 169462 человека, что составляет 13 процентов от общего количества населения области. В 2008 году этот показатель составлял 11 процентов (145731 человек). Прослеживается положительная динамика роста данного показателя на 2 процента. Ярославская область по количеству населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, находится на 10-11 месте среди регионов, входящих в ЦФО.
Количество населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в Ярославской области неуклонно растёт, но темпы роста пока остаются недостаточными. Основной прирост занимающихся спортом осуществляется за счёт лиц, обучающихся в спортивных школах, но данный показатель также не достиг желаемого уровня. В первую очередь это связано с демографической ситуацией, поскольку в последние годы снизилось количество детей в возрасте 12-16 лет, составляющих основную часть лиц, принимаемых в спортивные школы.
Количество занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва области на 2009 год составило 30921 человек.
Количество спортивных школ в области за последние несколько лет практически не меняется:
2006 год - 65 школ;
2007 год - 66 школ;
2008 год - 66 школ;
2009 год - 64 школ.
Изменения в показателях произошли в связи с тем, что в городе Рыбинске в целях оптимизации и улучшения качества учебного процесса произошло объединение двух спортивных школ, в городе Угличе одна спортивная школа реорганизована в иную организационно-правовую форму и поэтому не подпадает под статистический учёт.
Тревожной остаётся ситуация с тренерско-преподавательскими кадрами, обеспеченность которыми по области составляет 22 человека на 10 тыс. человек населения. Согласно нормативам необходимо 26 человек на 10 тыс. человек населения. Средний возраст спортивных педагогов - более 45 лет.
Недостаточно налажена работа со средствами массовой информации по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни. В основном всё сводится к информированию о спортивных и спортивно-массовых мероприятиях, проводящихся в области, и освещению результатов выступлений спортсменов области на соревнованиях различного уровня.
Ежегодно департамент проводит в области более 200 спортивных и спортивно-массовых мероприятий, обеспечивает участие спортсменов области более чем в 550 официальных всероссийских и международных соревнованиях, и эти показатели с каждым годом растут. Общее количество физкультурных и спортивных мероприятий департамента за 2009 год составило 795.
Увеличение количества мероприятий позволило повысить качество и результативность подготовки спортсменов, что явилось одним из инструментов противодействия социальной апатии и агрессии населения, вызванным экономическим кризисом, и полностью соответствует мероприятиям программы антикризисных мер Правительства области.
К слабым сторонам физкультурно-спортивной сферы Ярославской области можно отнести:
- отсутствие механизма взаимодействия между смежными отраслями социальной сферы, направленного на общий результат;
- недостаточное внимание со стороны отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований области, особенно в сельских поселениях, к вопросам физкультурно-оздоровительной работы с населением;
- низкую заработную плату работников физкультурно-спортивной отрасли, ограниченность фондов оплаты труда в муниципальных образованиях области;
- недостаточную обеспеченность кадрами в области физической культуры и спорта и их "старение";
- недостаточную обеспеченность объектами для занятий физической культурой и спортом, высокий уровень технического износа спортивных сооружений;
- слабую обеспеченность спортивных школ инвентарём и оборудованием;
- отсутствие надлежащего объёма и качества пропаганды и агитации населения в занятиях физической культурой и спортом;
- слабые финансовые возможности физкультурно-спортивной отрасли региона для удержания ведущих спортсменов.
Среди существующих сильных сторон физкультурно-спортивной отрасли можно отметить следующие:
- наличие политической воли со стороны руководства области к развитию физической культуры и спорта в регионе;
- участие в реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" на 2006-2015 годы по строительству физкультурно-спортивных объектов;
- наличие в регионе высшего учебного заведения, занимающегося подготовкой кадров физкультурной направленности;
- опыт проведения в регионе физкультурных и спортивных мероприятий различного уровня;
- тесную взаимосвязь департамента с органами управления физической культурой и спортом муниципальных образований области;
- высокий имидж области как спортивного региона, заинтересованность Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации и всероссийских общественных спортивных организаций в реализации физкультурно-спортивных проектов на территории области.
В процессе реализации Программы со стороны внешней среды могут возникнуть следующие угрозы:
- снижение финансирования программных мероприятий;
- снижение интереса населения области к занятиям физической культурой и спортом в связи со значительным снижением уровня жизни;
- отказ муниципальных образований области от софинансирования строительства спортивных сооружений и проведения физкультурных и спортивных мероприятий;
- принятие Министерством спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации решения о запрете осуществления подготовки спортсменов двумя или более регионами;
- ужесточение требований к эксплуатации спортивных сооружений;
- снижение уровня и качества пропаганды здорового образа жизни в средствах массовой информации.
Для преодоления выявленных угроз внешней среды необходимы проведение обобщённого анализа полученных данных и своевременная корректировка мероприятий Программы, более тесное взаимодействие органов власти всех уровней в выработке единых подходов к реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, их нормативному закреплению на всех уровнях власти, скорейшее принятие необходимых правовых актов, дающих возможность реализовывать значимые проекты, использование государственно-частного партнёрства.
При реализации Программы важно использовать возможности, которые в настоящее время предоставляются внешней средой. К ним следует отнести:
- политическую, нормативно-правовую и содержательную поддержку развития физической культуры и спорта на федеральном уровне;
- возможность привлечения дополнительных средств в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" на 2006-2015 годы;
- доступность для изучения и адаптации лучшего российского и зарубежного опыта подготовки спортсменов, специалистов, проведения мероприятий, строительства спортивных сооружений;