ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2011 года N 787-п
О внесении изменения в постановление Правительства области от 05.04.2010 N 187-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 05.04.2010 N 187-п "Об утверждении областной целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010-2014 годы и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области" изменение, изложив областную целевую программу "Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010-2014 годы, утверждённую постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.А. Вахруков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
(в редакции постановления Правительства области от 13.10.2011 N 787-п)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Ярославской области" на 2010-2014 годы
I. Общие положения
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель | департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее - ДАПКиПР) |
Исполнители ОЦП | департамент здравоохранения и фармации Ярославской области; |
Участники ОЦП | сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности; |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | юридические лица, потребляющие продукцию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | инвесторы, кредитные организации |
Дата начала ОЦП | 05.04.2010 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2014 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области Боровицкий Михаил Васильевич |
Ответственные лица для контактов | Филиппов Валентин Леонидович - директор ДАПКиПР, тел. 31-47-29 |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/dapk/tmpPages/ |
Общая потребность в ресурсах
Источники финансирования | Единица измерения | Объём финансирования | |||||
всего | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||
Областной бюджет | млн. руб. | 8558,55 | 692,80 | 857,35 | 1920,84 | 2518,11 | 2542,65 |
Внебюджетные источники | млн. руб. | 21631,29 | 2678,97 | 3520,04 | 4657,20 | 5313,55 | 5461,53 |
Справочно: | |||||||
Федеральный бюджет | млн. руб. | 5999,04 | 616,85 | 690,54 | 1497,10 | 1486,85 | 1734,50 |
Местные бюджеты | млн. руб. | 240,88 | 23,32 | 14,53 | 62,76 | 75,37 | 64,90 |
Всего | млн. руб. | 36429,76 | 4011,94 | 5082,46 | 8137,90 | 9393,88 | 9803,58 |
II. Содержание проблемы
Ярославская область активно участвует в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа).
До 2010 года в Ярославской области реализовывались областные целевые программы: "Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Ярославской области" на 2008 - 2012 годы, "Социальное развитие села до 2012 года", "Развитие и поддержка малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Ярославской области" на 2007 - 2011 годы, "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ярославской области" на 2009-2015 годы, "Поддержка потребительского рынка на селе" на 2010-2011 годы. Реализация мероприятий указанных программ направлена на достижение поставленных в них целей, но сегодня имеется необходимость постановки более обширных, комплексных целей, адресного подхода к решению задач и разработки механизма их реализации. Необходимо определить наиболее перспективные сельские территории (обитаемые территории вне городских поселений) для развития сельскохозяйственного производства и создавать там благоприятные экономические и социальные условия для развития экономической базы, формирующей доходы населения, прибыль организаций и доходы местных бюджетов.
Исходя из задач государственной аграрной политики на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые предусматривается осуществлять в населенных пунктах сельских поселений, а также в сельских населенных пунктах, входящих в состав городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции (далее - сельская местность).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области (далее - служба статистики), за 2008 год на долю АПК (без стоимости переработки сельскохозяйственной продукции и услуг) приходилось 9,6 процента валового внутреннего продукта Ярославской области.
В 2008 году в области насчитывалось 334 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, 70 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 2214 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), 32 сельскохозяйственных потребительских кооператива (далее - СПоК), в том числе 13 - кредитных, 12 - снабженческо-сбытовых, 3 - перерабатывающих, 1 - страховой, 1 - обслуживающий, 2 - смешанных.
Число семей, занятых в личных подсобных хозяйствах населения (далее - ЛПХ), составляет 226,4 тысячи, число семей, занятых садоводством и огородничеством, - 162,7 тысячи.
Из общего количества сельскохозяйственных предприятий Ярославской области работало самостоятельно - 271, с привлечением инвесторов - 63. С прибылью работало 54 процента сельскохозяйственных предприятий. В 2009 году в связи резким падением закупочных цен на сырое молоко финансовое положение большинства хозяйств значительно ухудшилось, увеличилась доля убыточных сельскохозяйственных предприятий. Для выхода из создавшейся ситуации сельхозтоваропроизводителям необходимо объединять свои усилия по системе кооперации, присоединения слабых хозяйств к сильным, привлечения инвесторов.
Сельское хозяйство Ярославской области располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счёт собственного производства Ярославская область обеспечивает потребности населения области в основных продуктах питания по медицинским нормам потребления: яйце, мясе птицы, картофеле и овощах. Для достижения продовольственной безопасности области необходимо довести до уровня обеспеченности молоком, мясом свинины, баранины и говядины собственное производство этих видов сельскохозяйственной продукции.
Ярославская область имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение, находясь рядом с крупнейшим экономическим центром - Москвой - объёмным агропродовольственным рынком. В сочетании с высоким уровнем потребления сельскохозяйственной продукции и продуктов питания населением и предприятиями области это создает благоприятные условия для развития аграрного сектора экономики Ярославской области.
Ярославской области, формирующей сбалансированную эффективную экономику будущего и ориентирующей социальную политику на высокие стандарты благосостояния населения, необходимо иметь высокоразвитое сельское хозяйство.
Оптимальное размещение и специализация сельскохозяйственных производств составляет одну из важнейших проблем развития сельского хозяйства. Её решение находится в прямой зависимости от установления правильных пропорций между промышленностью, сельским хозяйством и другими отраслями экономики, а также между различными отраслями сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственными предприятиями.
Современная экономика призвана обеспечить рациональное размещение производительных сил, рост общественного производства, сокращение общественно необходимых затрат на производство всей сельскохозяйственной продукции. Особенность этой проблемы состоит в том, что решать её надо зонально, по районам и хозяйствам, опираясь на природные, экономические и социальные условия. Для полного и рационального использования экономических и природных факторов целесообразно развивать в каждом хозяйстве не одну, а несколько отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные условия. Только при правильном подборе и рациональном сочетании отраслей достигаются наилучшие результаты. Специфику специализации сельскохозяйственного производства обуславливают объективно существующие его особенности.
Сущность правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства состоит в том, чтобы исходя из потребностей сельского хозяйства в каждом экономическом и административном районе, в хозяйствах возделывались культуры и разводились виды животных в сочетании, которое позволяет получать максимум продукции с единицы земельной площади при минимальных затратах труда.
Каждая отрасль становится выгодной в том случае, если она достаточно крупная по объему производства, позволяющему применять современную технику, технологии и необходимые формы кооперации и разделения труда.
В Ярославской области основным направлением производства продукции (36 процентов в структуре денежной выручки) большинства районов является производство молока. В отдельных районах доля молока в выручке превышает 75 процентов. Это Гаврилов-Ямский (80,3 процента), Любимский (80,3 процента), Первомайский (76,1 процента), Ростовский (75,5 процента) муниципальные районы. Исключение составляют Брейтовский (22,9 процента), Рыбинский (7,9 процента) и Тутаевский (24,3 процента) муниципальные районы, где определяющее значение имеет производство яиц. Так, в Брейтовском муниципальном районе доля выручки от реализации яиц составляет 48,2 процента, в Рыбинском муниципальном районе - 32,3 процента, в Тутаевском муниципальном районе - 61,9 процента. На свиноводстве специализируется ряд сельхозпредприятий Некрасовского, Рыбинского и Ярославского муниципальных районов, на овцеводстве - Угличский муниципальный район (имеет более 60 процентов выращиваемого сельхозпредприятиями области поголовья овец).
Растениеводство в основном направлено на обеспечение кормами отрасли животноводства, и лишь в нескольких районах развито производство товарной продукции растениеводства. Овощами и картофелем в значительных объемах занимаются только Ярославский и Рыбинский муниципальные районы.
В агропромышленном комплексе Ярославской области (далее - АПК) в течение ряда лет отмечается сокращение сельскохозяйственного производства. За последние 8 лет посевные площади сельскохозяйственных культур сокращены на 37,9 процента, в том числе площади зерновых куль-тур - на 41,5 процента, кормовых культур - на 31,1 процента, поголовье крупного рогатого скота сократилось на 38,0 процента, коров - на 40,0 процента, овец - на 25,0 процента. В результате сокращены объёмы производства сельскохозяйственной продукции: зерна - на 39,0 процента, молока - на 16,6 процента. При этом урожайность зерновых культур увеличена на 30,0 процента, производство мяса и яиц на 31,0 и 88,0 процента соответственно.
Учитывая дефицит производства и потребления зерна (около 300 тысяч тонн в год), при наличии большого количества неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения необходимо и возможно развивать его производство. Для этого требуется осуществление ряда мероприятий, направленных на вовлечение в оборот неиспользуемых пахотных земель, расширение посевов зерновых культур, рапса, льна, увеличение производства мяса говядины и молока.
Быстрыми темпами снижается численность работающих в сельскохозяйственном производстве (ежегодно в среднем до 6,0 процента за последние 5 лет). По состоянию на 01.01.2009 в сельскохозяйственных предприятиях Ярославской области число работающих составляло 17,8 тысячи человек, что на 55 процентов меньше, чем в 2001 году.
Обеспеченность кадрами массовых профессий сельскохозяйственных предприятий Ярославской области в 2008 году составила 92,0 процента, специалистами - 94,6 процента.
Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве области в 2008 году составила 8440 рублей, что в 1,6 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области.
Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 2 процентов, в то же время выбытие (списание) техники составляет более 8 процентов. В связи с этим в 2008 году по сравнению с 2001 годом парк тракторов уменьшился в 1,7 раза, зерноуборочных комбайнов - в 1,9 раза, кормоуборочных комбайнов - на 25 процентов.
Технологическое оборудование (молокопроводы, система водоснабжения, холодильники, транспортёры и т.д.) в большинстве животноводческих ферм физически и морально устарело. В растениеводстве практически отсутствует оборудование для первичной подработки продукции (сортировально-упаковочные и моечные аппараты, весовое хозяйство и т.д.).
Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования сдерживают увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение её качества.
Для обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции необходимо систематически снижать трудовые, материальные и энергетические затраты при ее производстве.
В настоящее время при опережающем росте тарифов и цен на топливо и электроэнергию по сравнению с ценами сельхозпродукции доля энергозатрат в ее себестоимости возросла.
Одним из направлений и резервом экономии топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве является его технологическое перевооружение. Оно предусматривает изменение существующих или привлечение новых, менее энергоёмких технологий и техники в растениеводстве и животноводстве.
В растениеводстве наиболее эффективными формами в рамках этого направления можно считать замену энергоёмких операций, их сокращение и совмещение.
В животноводстве наиболее оправданы такие способы экономии энергоресурсов как применение энергосберегающих технологий при заготовке, хранении, приготовлении и раздаче кормов, внедрение современных энергосберегающих технологий для первичной обработки животноводческой продукции.
Своевременное обновление машинно-тракторного парка является весьма важным мероприятием в деле экономии горюче-смазочных материалов. Выработавшая свой нормативный срок службы машина, как правило, расходует больше топлива, чем новая, что повышает энергетическую составляющую затрат на производство сельскохозяйственной продукции.
Остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство. В 2008 году объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 5,3 процента от общего объема инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий Ярославской области. При этом на долю АПК приходилось 9,6 процента валового внутреннего продукта области. Это связано с тем, что сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков экономического и природного характера, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности.
Одной из задач развития сельского хозяйства, а также обеспечения продовольственной безопасности в области является деятельность по заготовке продукции сельского хозяйства, а также собранных дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов. Эта деятельность имеет большое социальное значение с точки зрения возрождения села и развития сельской инфраструктуры, создания рабочих мест в сельской местности. Наращивание объёмов заготовительной деятельности имеет большое значение в сфере продовольственного обеспечения населения области.
Основными проблемами, препятствующими развитию заготовительной деятельности, являются:
- высокий уровень конкуренции на рынке сельскохозяйственной продукции, в основном связанный с демпинговыми ценами импортируемой продукции;