Недействующий

ГУБЕРНАТОР ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2000 года N 695

 Об утверждении областной программы "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Ярославской области на 2001-2005 годы"


В редакции Постановления Губернатора ЯО N 800 от 05.12.2001

Постановления Губернатора ЯО N 359 от 09.06.2003

Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", а также в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики Ярославской области и в целях повышения профессионального уровня кадров агропромышленного комплекса области, осуществления целенаправленной и планомерной работы по их подготовке, формированию резерва и закрепления в сельскохозяйственном производстве

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую областную программу "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Ярославской области на 2001-2005 годы".

2. Администрации области ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы в соответствии с указанными в Программе объемами. Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются в форме субсидий и субвенций. (В ред Постановления Губернатора ЯО N 359 от 09.06.2003)

3. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать подобные программы по своим муниципальным округам и по возможности изыскивать средства на подготовку, переподготовку, повышение профессионального уровня кадров, а также на мероприятия по их закреплению в сельскохозяйственном производстве.

4. Контроль за выполнением Программы возложить на заместителя Губернатора области - директора департамента агропромышленного комплекса, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области Боровицкого М.В.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области А.И.Лисицын

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Губернатора области от 18.10.2000 N 695

Администрация Ярославской области

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "Совершенствование кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Ярославской области на 2001-2005 годы"


г.Ярославль

1. Паспорт областной программы


#G0Наименование Программы

областная программа "Совершенствование к адрового обеспечения агропромышленного комплекса области на 2001-2005годы" (далее Программа)

Основание для разработки Программы

постановление Губернатора Ярославской области от 14.09.98 N 598 "Об утверждении областной программы "Управленческие кадры";

 постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса";

 приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 20.03.2000 N 215 " О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса"

Государственный заказчик

департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области

Основные разработчики Программы (в установленном порядке)

департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области;

 управление государственной службы Администрации области

Цель Программы

формирование кадрового потенциала АПК в профессионально-квалификационном и деловом отношениях, соответствующего задачам, формам и методам стабилизации и развития агропромышленного комплекса и проведению аграрных преобразований.
 Обеспечение адекватности кадрового сопровождения основных направлений развития АПК

Основные исполнители мероприятий Программы

департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области;

 управление государствен ной службы Администрации области

Сроки реализации Программы

2001-2005 годы

Перечень основных мероприятий Программы

мероприятия по отбору перспективных специалистов, формированию резерва руководителей, их переподготовке;

 мероприятия по работе с руководящими кадрами АПК;

 мероприятия по профориентации, отбору сельской молодежи и ее подготовке в высших и средних специальных учебных заведениях, заведениях дополнительного профессионального образования и начального профессионального образования АПК;
мероприятия по переподготовке и повышению квалификации руководящих кадров и специалистов АПК в учебных заведениях дополнительного профессионального образования, их оценке и аттестации;

 мероприятия по развитию информационно-консультационной службы АПК;

 мероприятия по закреплению кадров в сельхозпроизводстве;

 мероприятия по переобучению и трудоустройству высвобождаемых работников

Объемы и источники финансирования

Программа финансируется из федерального бюджета, бюджета Ярославской области, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников. Финансовые затраты на реализацию Программы из областного бюджета составят 43340,0 тыс.рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

обеспечение агропромышленного комплекса области квалифицированными специалистами, кадрами профессиональных управленцев и их закрепление в сельскохозяйственном производстве;

 совершенствование кадрового потенциала предприятий АПК;

 укрепление базы сельскохозяйственных высших, средних специальных учебных заведений и учебных заведений дополнительного профессионального образования;

 завершение организации информационно-консультационной службы АПК;

 создание действенной системы отбора перспективных специалистов и работа с резервом;

 создание системы оценки руководителей и специалистов АПК на основе профессиональных стандартов с формированием банка данных высококвалифицированных кадров;

 укрепление службы управления персо налом в органах управления сельскохозяйственным производством муниципальных округов.
 В результате реализации Программы ожидается: снижение сменяемости руководителей и специалистов с 12,2% до 8,5%, увеличение закрепляемости молодых специалистов в производстве до 70,0%, уменьшение текучести рабочих кадров на 3,0%, улучшение качественного состава руководителей и специалистов с высшим сельскохозяйственным образованием: руководителей на 10%, главных специалистов на 15%

Организация контроля за реализацией Программы

поэтапный контроль и отчет на заседаниях Администрации области в процессе реализации Программы в конце 2003 года и по итогам реализации программы в конце 2005 года и коллегии департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области в конце каждого года

Ответственное лицо для контактов

Захаров Анатолий Стефанович - заместитель директора департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования - начальник отдела кадрового и
 научного обеспечения АПК, тел.72-78-23

Куратор Программы

Игнатьева Любовь Константиновна - заместитель начальника отдела кадрового и научного обеспечения АПК департамента АПК, охраны окружающей среды и
 природопользования, тел.30-38-32

Общая потребность в ресурсах:

#G0 N
 п/п

Наименование ресурсов

Един. измер

Потребность

Всего

в т.ч. по годам

2001

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Материально- технические ресурсы

-

-

-

-

-

-

-

2.

Трудовые ресурсы

-

-

-

-

-

-

-

3.

Финансовые ресурсы:

- федеральный бюджет

тыс. руб.

уточняется ежегодно, после принятия областной программы

- областной бюджет

тыс. руб.

43340,0

8818,0

8568,0

8818,0

8568,0

8568,0

- бюджеты муниципальных образований

тыс. руб.

уточняется ежегодно после принятия программ в муниципальных округах

- средства внебюджетных фондов

тыс. руб.

будет определено в 2002 году после создания специального фонда (пункт 5, раздел 5 Программы)

- прочие источники (собственные средства предприятий и организаций АПК и личные средства с/х кадров)

тыс. руб.

уточняются ежегодно, в соответствии с определением потребностей с/х предприятий в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров АПК

4.

Прочие виды ресурсов (информационные, природные и другие)

-

-

-

-

-

-

-

2. Состояние и проблемы кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области


На протяжении последних десятилетий в сельской местности Ярославской области складывается неблагоприятная демографическая ситуация.

В сельской местности на сегодняшний день проживает всего 19,6% жителей области, при этом только 28% из них относится к категории трудоспособного населения.

В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся (в последнее время) социальных проблем наметилась устойчивая тенденция резкого старения сельского населения. В настоящее время жители пенсионного возраста на селе составляют свыше 30% и этот процесс (по прогнозу) в ближайшие годы будет прогрессировать.

Обостряются и темпы естественной убыли сельского населения. Если в 70-е годы она составляла ежегодно в среднем 1,2-1,3 тыс.человек, то в 1998 году превысила четыре тысячи.

Очень сложной остается положение с обеспеченностью сельхозпредприятий АПК кадрами всех уровней. За последние 10 лет численность работающих на них уменьшилась на 22,7 тысяч.

Непосредственно в сельскохозяйственном производстве по состоянию на 01.01.2000 работает 40,2 тыс.человек или 3,5% ко всему населению области.

По причине, прежде всего, обострившихся социальных проблем, низкого уровня заработной платы в последние годы росли темпы выбытия и сменяемости специалистов и руководителей. Ухудшился их качественный состав. На сегодняшний день только 56% руководителей и 25% специалистов имеют высшее образование. По состоянию на 01.01.2000 в сельхозпредприятиях насчитывается почти 300 вакантных мест, из них 160 - должности главных специалистов.

Заметно обострилась и проблема закрепления на селе молодых специалистов. В настоящее время численность молодых специалистов в возрасте до 30 лет в сельхозпредприятиях области составляет всего лишь 10% от их общего числа.

Несмотря на спад производства не снижается острота проблемы обеспеченности сельхозпредприятий кадрами массовых профессий. По состоянию на 01.01.2000 в области не достает почти 500 механизаторов и более 600 животноводов, в том числе 150 доярок. На закрепление работников в аграрном секторе области крайне отрицательно сказывается и отсутствие, в подавляющем большинстве хозяйств, строительства жилья и других объектов социальной сферы.

Не осуществляется должное строительство и реконструкция производственных помещений. Их общее число за последние 10 лет сократилось на 53%. Катастрофически мало приобретается новой техники и оборудования. Комплексная механизация животноводческих помещений, к примеру, составляет на сегодняшний день всего лишь 33%.

В сложившихся условиях департаментом АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации области был принят целый ряд мер, направленных на ликвидацию вышеперечисленных негативных тенденций в аграрном секторе области и решение назревших кадровых проблем, ставших тормозом в развитии сельскохозяйственного производства.

Эти меры сводились, прежде всего, к следующим основным направлениям:

- практически завершена работа по интеграции аграрных учебных заведений области, в целях рационального использования контингента обучающихся, учебно-материальной базы, преподавательского корпуса;

- разработаны и реализованы мероприятия по целевой подготовке специалистов в высших сельскохозяйственных учебных заведениях (в том числе и за пределами области), особое внимание обращено на подготовку специалистов по основным направлениям рыночной экономики;

- определены параметры и объемы ежегодной бюджетной поддержки по целевой подготовке кадров специалистов;

- начата и совершенствуется работа по созданию и обучению резерва на выдвижение на должности руководителей сельхозпредприятий;

- созданы центры оценки кадрового потенциала АПК и получила развитие информационно-консультационная служба;

- намечены и реализуются меры по частичной поддержке социальной сферы сельскохозяйственных учебных заведений;

- разработаны и реализуются условия материальной поддержки руководителей и главных специалистов сельхозпредприятий;

- определены меры по решению проблемы закрепления молодых специалистов на селе.

Благодаря этим (и целому ряду других) мерам за последние 2 года стабилизировалась сменяемость и выбытие руководителей и специалистов из сельскохозяйственного производства. Процент ежегодной сменяемости руководителей снизился, к примеру, с 25 в 1993 году, до 15 в 1999 году, а специалистов - соответственно с 15 до 12. Замедлились темпы выбытия молодых специалистов, возросло качество их подготовки.

Однако, совокупность вышеперечисленных нерешенных проблем и факторов пока еще не позволяет обеспечить стабильный приток в аграрный сектор профессионально подготовленных, ответственных работников, обладающих созидательной активностью и творческим подходом к делу.

Импульсом к включению более действенного механизма обеспечения агропромышленного производства кадрами явилось постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 года N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса", в котором в качестве приоритетных определены программные методы регулирования кадровых процессов.

3. Концепция кадрового обеспечения агропромышленного комплекса области


Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области имеет свои региональные особенности и сложности. Одним из ключевых факторов, определяющих успех или падение сельскохозяйственного производства, является кадровый потенциал.

Возрастание роли кадров обусловлено, во-первых, необходимостью последовательной интенсификацией производства, во-вторых, резким ухудшением демографической ситуации. Вместе с тем, новые социально-экономические реалии предъявляют повышенные требования к уровню квалификации работников сельского хозяйства.

Основные пути решения этих задач следующие:

- формирование и реализация социального заказа агропромышленного комплекса области на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, сбалансированного с объемами подготовки в агропромышленных учебных заведениях;

- активизация организаторской работы (разработка и реализация комплекса мер), обеспечивающая соответствующий этому заказу контингент абитуриентов, направляемых на учебу на основе целевого обучения, заключения контрактов;

- улучшение работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ и направлению их на учебу в аграрные образовательные учреждения;

- максимальное использование потенциала аграрных образовательных и научно-исследовательских учреждений для организации информационно-консультационных служб, обслуживающих запросы товаропроизводителей;

- создание условий для значительного повышения качества подготовки кадров, обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда путем формирования новой инфраструктуры финансовой поддержки учебных заведений, основанной на многоканальности финансирования, создание специальных фондов (в области и муниципальных округах) для финансирования профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов и резерва руководителей сельхозпредприятий АПК, использование попечительства и спонсорства;

- дальнейшее развитие системы сотрудничества с зарубежными партнерами по вопросам аграрного образования и работы с персоналом, программ стажировок руководителей, специалистов агропромышленного комплекса, фермеров, преподавателей, обмена студентами и аспирантами;

- формирование на бюджетной, коммерческой или иной основе групп экспертов-консультантов по различным направлениям хозяйственной деятельности (производственной, финансовой, правовой, управленческой, бухгалтерской, инновационной) для оказания помощи руководителям и специалистам сельхозпредприятий и организаций в их практической работе;

- разработка и реализация комплекса мер, направленных на решение проблемы закрепления кадров на селе.

4. Основные цели и задачи Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»